Доклад на тему Использование образовательных технологий для повышения качества образования в условиях ФГОС в начальной школе


МАОУ «СОШ № 48»
Ноябрь 2015 года
Набережные Челны
Доклад
Подготовила учитель начальных классов Соловьева Ольга Николаевна.
Тема доклада: «Использование образовательных технологий для повышения качества образования в условиях ФГОС в начальной школе»
Один из документов, который вносит существенные изменения в понимание результатов образования, это федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
Каковы же цели современного образования? Что изменилось?
Как необходимо учить сегодня?
Новый стандарт ориентирует педагога, ОУ на развитие личности обучающегося на основе освоения им универсальных учебных действий, т.е. совокупности способов действий, обеспечивающих способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Цель образования сегодня: вместо передачи суммы знаний – развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности.
Изменились требования к современной личности, государству требуются грамотные, компетентные, креативные, умеющие быстро перестраиваться и принимать решения, мобильные, конкурентоспособные граждане. Это раньше человек, получив образование, освоив профессию, мог быть спокоен и уверен в том, что до пенсии будет работать по специальности. Сейчас все меняется. Информация обновляется со скоростью света, выпускнику важно не потеряться в этом обилии, бурном потоке постоянно меняющейся информации, быть готовым осваивать её, ориентироваться в ней.
Государством обозначены умения и качества, необходимые человеку в 21 веке, они представлены на слайде, все они связаны с умением самостоятельно принимать решения, развиваться, самосовершенствоваться.
Невозможно добиться результата ничего не меняя в сложившейся системе. Сегодня важно сформировать у каждого обучающегося одну из ключевых компетенций - «научить учиться».
«Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, методическими средствами и постоянное их совершенствование» обозначена как одна из основных компетенций педагога.
Вторая – информационная, заключающаяся в умении работника, пользовалься различными информационными резурсами, быстро добывать новую информацию, структурировать её, проектировать решение пед. проблем и практических задач. Активно заниматься самообразованием.
Как получить новый образовательный результат?
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современного образования остановимся на педагогических технологиях. Первоначально давайте определимся с сущностью данного понятия. Определений термина «технология» существует великое множество. На слайде представлены некоторые из них.
Что же значит «педагогическая технология»?
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (они представлены на слайде):
Все они взаимодополняют друг друга и подводят к главному: педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Структура педагогической технологии
Выделяют три составляющие:
концептуальная основа (технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях психолого-педагогической теории и передовой практики);
cодержательный компонент обучения – цели обучения (общие и конкретные), содержание учебного материала;
процессуальная часть - технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы деятельности обучающихся, методы и формы работы учителя, диагностика учебного процесса.
Таким образом, педагогическая технология может быть представлена ввиде следующей формулы:
Педагогическая технология = цели + задачи + содержание + методы (приемы,средства) + формы обучения
и представляет собой процесс, при котором происходит качественное воздействие на обучаемого, предполагает достижение результата
Преимущества технологии
- Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
- Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
- Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
На первое место в современной развивающейся школе выходит личность ребенка и его деятельность. К личностно ориентированным технологиям обучения относят:
Технология обучения как учебного исследования. Больше подходит в старших классах. В начальной школе элементы технологии могут применяться на математике, русском языке при изучении новой темы. А лучше всего при проведении опытов на окружающем мире.
Технология коллективной мыслительной деятельности – это, применяемая нами в начальной школе, работа в группах и парах
Технология эвристического обучения. Метод мозгового штурма. Можно использовать при решении любых задач-математических, грамматических и прочее.
Развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин)
Проектная деятельность широко представлена в УМК «Планета знаний». Работая по ИНОСУ, я активно использовала эту технолологию на всех предметах. Дети создавали проекты на уроках литературного чтения. Например, создание детской книги. На уроках окружающего мира создание моделей, исследование на изучаемые темы. На уроках математики и русского языка проекты и исследования на изучаемые темы. Уровень проекта зависит от возраста ребенка. Это может быть макет школы. Или научное исследование по заданной теме. С учеником 4 класса мы участвовали в региональной научной конференции «В науку первые шаги». Ученик подготовил проект по окружающему миру о национальном парке «Нижняя Кама»
Информационные технологии
ИКТ - широко использется в начальной школе. Это и электронные учебники, и слайды к урокам, и применение интерактивной доски, применение экрана с проектором для демонстрации заданий, наглядных пособий. Использование интернет ресурсов. И прочее.
Технологии оценивания
достижений обучающихся
Технология «Портфолио». Также активно используется учителями начальных классов. В портфолио помещаются как достижения ребенка в учебной деятельности, так и внеурочной. Его творчество.
Безотметочное обучение. В начальной школе применяется только в первом классе. Это очень трудоемкая технология. Ведётся постоянный мониторинг усвоения материала, где вместо выставления отметок вычисляется процент усвоения той или иной темы. В конце каждой четверти на основе мониторинга учителями подводится итог уровня усвоения материала каждого предмета каждым обучающимся.
Рейтинговые технологии
Технология «Лестница достижений»
Технология уровневой дифференциации
Перечисленные технологии лишь небольшая часть из существующих в современной образовательной практике. Естественно нет необходимости знать все, достаточно выбрать 1-2 приемлемые для себя и апробировать их в своей практической деятельности.
Преимущество использования современных технологий
Преимущество использования современных технологий заключается в вовлечении каждого ученика в активный познавательный процесс; роль учителя - координировать деятельность обучающихся, формировать навыки добывания знаний.
Традиционное обучение
1. деятельность обучающихся - воспроизводит то, что услышал на уроке или прочитал в учебнике, т.е. пассивное овладевание знаниями. Инновационное обучение
1. Поисковая, исследовательская, проектная деятельность обучающихся, т.е. активная познавательная деятельность каждого школьника.
2. Стандартные методы и формы организации образовательного процесса
(Чтение, демонстрация и т.д.)
2. Методы: проблемный, проектный.
Приемы: работа в парах, группах,
«мозговой штурм».
3. Ограничена речевая деятельность на каждом уроке; во время урока говорят 2-3 ученика, остальные молча слушают; в течении полугодия ученик выступает с сообщением 2-3 раза, а то и меньше. 3. При работе в парах, группах ученик имеет возможность высказать свое мнение на каждом уроке, т.е. развивает свою речь, становится коммуникабельным, контактным в различных сферах общения, умеет работать сообща, умеет выходить из различных конфликтных ситуациях.
4. Тишина на уроках, подавляющая инициативу учащихся. 4. Рабочий шум
5. Контролирует и оценивает только учитель. 5. Взаимоконтоль, взаимооценка, самооценка, тематическое оценивание, оценка деятельности учителем.
6. Мотивы познавательного интереса:
ученик не осознает учение как личную потребность, стремится получать высокие оценки любой ценой (учеба ради отметки) 6. Осознает учение как общественный долг, у него рационально сочетается мотивы интересы и долга.
Вывод: Система образования должна быть основана на максимальной свободе обучающихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, грамотно работать с информацией (уметь собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, делая аргументированные выводы).
Эти задачи возможно решить при условии:
- вовлечения каждого ученика в активно-познавательный процесс;
- четкое осознание учеником, где, каким образом, как эти знания могут быть применены;
- умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки.
Давайте вернемся к вопросу, с которого начали. Как учить?
До семи лет детей учат ходить и говорить, а в школе их учат…
сидеть и молчать.
Кто на уроке больше говорит, тот…
больше учится.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (русская пословица).
Китайская пословица: «Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть,
я запомню.
Сделай меня соучастником,
и я пойму».
Спасибо за внимание!