Технологическая карта урока Единственное и множественное число имён существительных 2 класс 
Использование современных образовательных технологий
на уроке русского языка во 2 классе с учётом требований ФГОС
Подготовилаучитель высшей категории Проскурина А.В.
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России»
Учебный предмет русский язык 
Класс 2-а
Тип урока урок открытия новых  знаний
Дата  26.02.2014 г.
Тема урока Единственное и множественное число имён существительных
Цель урока Дать понятие об изменении имен существительных по числам ;учить определять число имен существительных; способствовать  развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма
Планируемые результаты: 
Предметные: 
     - определять грамматический признак имен существительных – число;
     - изменять имена существительные по числам.
Метапредметные: 
     - использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного;
     - работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).
     - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные:                                                                                                                                                                                             - слушать и понимать речь других;  - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками    
Личностные:                                                                                                                                                                                                         - проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;                                                                                                  - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:                                                                                                                                                                                                      - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;                                                                                                                          -  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:  
-- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
Формы работы:
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная 
Игровая 
Этап урока Время, мин Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Мотивация к учебной деятельности.
1 мин Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать  новое.
Коммуникативные:
- формирование  умения слушать и слышать. Слайд  2
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Поднимите смайлики и покажите, какое у вас настроение в начале урока. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Показывают смайлики настроения.
II.Актуализация знаний
1)Чистописание 
3 мин Регулятивные:
 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные: 
- постановка и решение проблемы;
Личностные: 
- развитие познавательных интересов учебных
мотивов;
Коммуникативные:
- умение работать в паре, излагать своё мнение - На экране таблица. У вас на парте карточки. Прочитайте буквы.
Слайд  3
Зачеркните гласные буквы.
Зачеркните буквы, обозначающие парные согласные  звуки.
Зачеркните букву,которая обозначает всегда мягкий согласный звук.
Какие звуки обозначает буква  эм?
Запишите чистописание:  1 строка - Мм ,  2 строка – ммомоо…. (продолжить).
Слайд 4
 Работа в парах.(Если пара выполнила задания, то вместе поднимают вверх сцепленные руки)
Фронтальная работа(определяют закономерность и дописывают строчку)
Работа в тетрадях.
2)Словарная работа
3 мин брзгрдмрз
-Какое задание можете предложить? 
-Обратите внимание на слабые позиции в словах.
 -Какая это орфограмма?
-Сможем проверить эти слова?
-Назовите  их. Запишите слова.
Какая это часть речи? Добавляют гласные буквы, чтобы получились слова.
берёза город мороз
Определяют часть речи
(это имена существительные)
3)Постановка учебной задачи
5 мин Познавательные:
- умение работать со схемой и выделять нужную информацию
Коммуникативные :- умение обобщать и делать выводы
Регулятивные:
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
. -Что вы знаете  об именах  существительных?
Слайд 5
Как вы думаете, почему здесь стоит знак вопроса? Фронтальная работа(составление таблицы)
анализируют имеющиеся знания и вычленяют главное
Ставят проблему
(что-то ещё мы не знаем  об  именах существительных.) Предположения детей
III. Изучение
нового материала
1) Исследование
2)Формулирование темы и задач урока
3)Первичное осмысление
4) Работа с учебником
IV.Физминутка
V. Закрепление:
1)Самостоятельная работа  с самопроверкой. 4 мин
1 мин
3 мин
2 мин
3мин
12мин Познавательные:      - определять грамматический признак имен существительных – число; изменять имена существительные по числам.
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности;
осуществлять самоконтроль;
Регулятивные:
 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные: 
- поиск и выделение необходимой информации.
Личностные: 
- развитие познавательных интересов учебных
мотивов;
Коммуникативные:
- умение четко и ясно излагать свои мысли
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности
Познавательные: использование знаково-символических средств.
Регулятивные:
 - умение действовать по плану .
Познавательные: 
- поиск и выделение необходимой информации.
Личностные: 
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных
мотивов;
Регулятивные:      работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний(определять границы знания/незнания)
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрите на эту группу слов.
Слайд 6
Проведем исследование:
-Какое задание можно предложить к этой группе слов?
- По какому признаку вы составляли пару?
-Проверьте себя
Слайд 7
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Кто попробует сформулировать задачи урока
Слайд 8
-Итак, сколько предметов может назвать имя существительное?
-А теперь давайте попробуем сформулировать вывод:
Слайд 9
А теперь давайте  проверим правы мы или нет в своих предположениях.
-Откройте учебник с. 61  Прочитайте правило.
Игра «Один – много»Если я называю слово, которое стоит в единственном числе, то вы хлопаете1 раз; если словостоит во множественном числе, то вы 2 раза топаете.
Деньки,заяц,дерево,пеньки,лиса,волки,совы,дороги,мост,сорока,яблоки,озеро, дома, лось, радуга.
В словах спрятаны ещё слова. Найдите их и запишите:
- В первый столбик имена существительные в единственном числе
- во второй столбик имена существительные во множественном числе.
Слайд 10
Слайд  11
- Найдите в первом столбце лишнее имя существительное.
- Какое задание можете предложить с этим словом?
-Составьте с ним предложение, изменив ед. ч. имени существительного на множественное.
-запишите предложение с комментированием
Проводят исследовательскую работу
(В первой строчке слова указывают на один предмет, а во второй строчке слова указывают на много предметов.)
Предлагают задания к группе слов.
Выясняютзакономерность «один-много»
Самопроверка по эталону.
Формулируют  тему и задачи урока
(Тема: Изменение имен существительных по числам.
Задачи: научиться  определять число имен существительных.)
.
Формулируют вывод, опираясь на проведенное  исследование.
Получают информацию из книги.
( Наши предположения подтвердились)
Игра.
Выполняют задание самостоятельно.
Самопроверка . Самооценка с помощью сигнальных смайликов.
Выполняют задания, комментируя свой выбор.(лев-одуш.сущ.,остальные-неодуш.)
Предлагают варианты заданий.
Составляют предложение.
Записывают предложение с комментированием.
2)Самостоятельная работа  с взаимопроверкой. 5мин Регулятивные:
- отличать верно выполненное задание  от неверного;
- осуществлять взаимоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
Упр.105 с.61 (по 5 слов) Групповая работа(девочки+ мальчики).Взаимопроверка. Сигнал-поднятые вверх в паре сцепленные руки.
VI. Домашнее задание 3 мин Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Слайд 12
Разбор домашнего задания,  пояснения к упражнению..
Записывают задание на дом, задают вопросы
VII. Итоги урока.  2 мин Регулятивные:
 - оценка и анализ осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. 
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 1)
Вернемся к кластеру(таблице)
Ответили мы на вопросы ,данные в таблице?
Что ещё мы узнали об имени существительном? 
Чему научились?
2) Оцените результаты своей работы при помощи сердечек(понял и могу объяснить другому; понял; понял,но не …; не понял)
Слайд 13
Отвечают на вопросы.
Проводят анализ и дают самооценку качества и уровня освоения материала и владения учебными действиями.
VIII. Рефлексия 1 мин Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания Я бы хотела узнать с каким настроением прошел наш урок. Покажите смайлики настроения. Спасибо за работу.
Слайд 14
 Получают позитивный настрой от урока.