Технологическая карта урока на тему Единственное и множественное число имен существительных


Тема урока: Единственное и множественное число имен существительных
Цель: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать  развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности.
Тип урока: изучение новой темы.
Задачи:
Образовательная:
повторить знания об имени существительном 
формировать  умения определять число имени существительного;
формировать навыки планирования ответов, навыка работать с книгой, уметь писать и читать в быстром темпе, навыки  самоконтроля;  
Развивающая:
развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать. Обобщать, логически излагать свои мысли, речь;
развивать эмоции уч-ся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости;
развивать познавательный интерес школьников.
Воспитательная:
содействовать в формировании мировоззрения,
воспитывать любовь к природе;
воспитывать любовь к родному языку;
Планируемые результаты:
Предметные:
     - определять грамматический признак имен существительных – число;
     - изменять имена существительные по числам.
Метапредметные:
     - использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного,   использовать  правила для подтверждения своей позиции;
     - работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).
     - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные:
     - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
     - уметь слушать и понимать речь друг друга.
Методы: частично-поисковый, словесный, практический, игровой.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Приёмы: игра «Угадай-ка», «Доскажи словечко», игра «Один-много».
Средства: учебники, тетради, проектор, компьютер, классическая и интерактивная доска, презентация, электронное приложение, карточки с заданиями, смайлики настроения.Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.Организационный момент. -Добрый день, ребята! Меня зовут Марина Александровна и я сегодня проведу у вас урок русского языка.
-Садитесь.
-Надеюсь, у вас хорошее настроение?
- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания.
Предлагаю не терять время, а начать работу. Приветствуют учителя.
-Садятся на свои места.
-Да. Личностные:  положительное отношение к школе и учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания
Словарная работа Запишите число. Сегодня первое марта. На следующей строке классная работа. Подчеркните орфограммы.
- Ребята, вспомните алфавит.
а) Какая буква в алфавите следует за буквой К.
б) Какая буква предшествует букве Н?
в) Дайте характеристики этим буквам

г) Запись букв по образцу в тетради. (слайды 2-3)
-Поиграем в игру «Угадай-ка».
Внимательно посмотрите на буквы записанные на доске:
ЛСЦ, ЛГШК, МШН, МСЦ, МДВДЬ (слайд 4)
Отгадайте, какие словарные слова записаны?
- Запишите эти слова, выделите орфограммы.
- Слова, какой части речи вы записали? Докажите.
-Данные слова можно разделить на две группы, на какие?
Кто из вас догадался?
- Что ещё вы знаете об именах существительных?
Обобщим наши знания об имени существительном. (слайд 5)
Имя существительное – часть речи
Отвечает на вопрос КТО? ЧТО?
Обозначает названия предметов
Одушевленные Неодушевленные
Собственные Нарицательные
(Имена существительные изменяются по числам)
Запись пока закрыта.
- Ребята, осталась одна запись, а это значит, что пока вы не всё выучили об имени существительном.
- Сегодня на уроке вы расширите свои знания, узнаете новое об именах существительных.
- Первое марта, классная работа
-Это буква Л.
- Это буква М.
- буква Л - согласная, звонкая, обозначает два звука мягкий и твёрдый
буква М – согласная, звонкая, обозначает мягкий и твёрдый звук.
Прописывают буквы в тетради.
- Лисица, лягушка, машина, месяц, медведь.
-Имя существительное, можно задать вопрос кто? Что?
-Одушевленные и неодушевленные
-Имя существительное – часть речи
Отвечает на вопрос КТО? ЧТО?
Обозначает названия предметов
Одушевленные Неодушевленные
Собственные Нарицательные
Регулятивные:  принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;
Познавательные: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные:  аргументируют свою позицию.
3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
Работа в парах (по карточкам) Попробуйте вставить словарные слова: лисица, месяц, медведь в предложения. (слайд 6)
Декабрь, январь, февраль – зимние …. Рыжая … выбежала на опушку леса. Зимой в берлогах спят ….
- Всё ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?
- Как вы поступите в данной ситуации?
Карточка № 1
а) Тетрадь, окно, стол, ручка.
Вывод: существительное обозначает ________ предмет.
б) Тетради, окна, столы, ручки.
Вывод: существительное обозначает _________предметов
Карточка № 2
а) Город, улица, страна, река.
Вывод: существительное обозначает ________ предмет.
б) Города, улицы, страны, реки.
Вывод: существительное обозначает _________предметов
Проверка самостоятельной работы
- Какое новое открытие об имени существительном вы обнаружили?
- Тема нашего урока Единственное и множественное число имён существительных. (слайд 7)
-Чему хотели бы научиться? Поставьте цели урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Мы не можем использовать существительные - месяц, медведь, т.к. они обозначают один предмет, а в предложениях речь идёт о множестве предметов.
- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов.
- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.
- Сегодня мы на уроке узнаем о единственном и множественном числе имён существительных, научимся определять число имен существительных, попробуем изменять имена существительные по числам.
Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;
Познавательные:  Выявлять сущность, особенности объектов.На основе анализа объектов делать выводы.
Умение определять цель урока
4. Работа по теме урока.
ФизминуткаИгра «Один- много» Упр. 104 с.61
(Устное выполнение)
-Объясните значение слов: один-единственное, много-множественное.
-Сколько предметов обозначают имена существительные  в ед.ч.? Во мн.ч.?
Прочитайте правило на стр.61
(включаю электронное задание на интерактивной доске)
Учитель называет имена существительные в единственном числе-учащиеся делают наклоны, во множественном числе- приседают.
(Снег, ручьи, окно, весна, соловьи, лес, листья, лазурь, солнце, метели, пора, бури.) - Открывают учебники на странице 61, выполняют задание устно.
В ед.ч -один предмет
Во мн.ч- много предметов
Читают правило.
Выполняют задание
Играют в игру. Коммуникативные: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные: 
принимают и сохраняют учебную задачу;
Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.
5.Закрепление Упр.105 с.61
(Выполнение с комментированием.)
Прочитайте правило на стр.62
-При изменении формы меняется значение имени существительного?
(включаю электронное задание на интерактивной доске)
Работают над заданиями по учебнику.
-Да. Личностные: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
6. Подведение итогов урока -О ком признаке имени существительного вы узнали?
-Достигли мы цели урока?
-Какое задание вам было трудно выполнять?
-Все ли вам было понятно?
-За что вы можете похвалить себя и своих одноклассников?
- Мы узнали о том, что имена существительные изменяются по числам.
Отвечают на вопросы. Коммуникативные: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
7.Домашнее задание Учебник: с.61-62 (правила), упражнение 107. Записывают задание в дневник. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
8.Рефлексия Оцените «смайликом» свою работу на уроке. (слайд 8)
С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».
Оценивают свою деятельность на уроке с помощью смайликов настроения. Регулятивные:
- умение оценивать учебные действия.
Личностные:
- самооценка критериев успешности.