Доклад Использование информационно-компьютерных технологий на уроках истории и во внеклассной работе в классах с коррекционной направленностью
Использование информационно-компьютерных технологий на уроках истории и во внеклассной работе в классах с коррекционно-развивающей направленностью.
Китаева Н.П.
КОУВО «Елань-Коленовский ЦППМСП»,
nina94wab@rambler.ru
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь».
В. Ключевский
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. И сегодня практически любой учитель истории хотя бы изредка использует в своей деятельности современные информационно-компьютерные технологии, так как они являются хорошим помощником педагога.( СЛАЙД 3)
Информационно-компьютерные технологии способны: вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к урокам истории, придать учебной работе творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история.
Опыт работы показывает, что наиболее удобными программами являются Power Point, Microsoft Office. В преподавании истории и во внеклассной работе по истории использование мультимедийных возможностей компьютера качественно изменяет восприятие учащимися информации. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья такие уроки и внеклассные мероприятия по истории являются более эффективными, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересно виртуальное путешествие в прошлое. ( СЛАЙД 4)
Дети с нарушениями психического развития обучаются в специальных
( коррекционных) школах VII и VIII вида, где обучение ведется по специальным программам. ( СЛАЙД 5)
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости и задержке психического развития является нарушение высших психических функций: памяти, восприятия, мышления, воображения, речи, внимания, страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. ( СЛАЙД 6)
В КОУВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» живут и учатся дети с нарушениями интеллекта. Уже много лет педагоги нашей школы помогают ученикам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, адаптироваться к дальнейшей жизни в обществе. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия должны быть в нашей школе достаточно яркими и одновременно простыми в усвоении, а этому могут помочь уроки с применением компьютерных технологий.
Я работаю учителем истории в этой школе более 16 лет, но только четвертый год имею возможность активно использовать на уроках эти технологии.
Для работы на уроке истории и на внеклассных мероприятиях мною создаются презентации, которые реализуют принцип наглядности. При словесном описании событий и явлений прошлого учащиеся коррекционных классов не имеют возможности опереться на непосредственное наблюдение за предметами повествования, поскольку у них отсутствует образное мышление. Никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у таких учащихся точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при использовании компьютерных технологий! ( СЛАЙД 7)
Мультимедийные презентации облегчают процесс запоминания, позволяют сделать любой урок истории или внеклассное мероприятие более интересным и динамичным, погрузить ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Я составляю презентации в программе Power Point, где на слайдах представлены тема, план урока, кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение рассказа учителя сконцентрировать на них внимание. ( СЛАЙД 8,9)Рассказ учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, фотографиями, схемами, картами. Все это позволяет создать на уроке атмосферу изучаемой эпохи, влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. На таких уроках есть возможность привлечь большое количество цифровых данных, цитат. Нет необходимости писать их на доске, вывешивать карты, настраивать видеомагнитофон, поэтому такие уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Опыт проведения уроков и внеклассных мероприятий по истории с использованием мультимедийного оборудования позволил мне сделать вывод о том, что учащиеся не должны быть пассивными слушателями во время демонстрации презентации. Выполнение различных заданий обостряет их внимание, заставляет осмысливать полученную информацию. ИКТ играют важную роль в проведении повторительно-обобщающих уроков. Формат тестовых компьютерных программ дает возможность проверить знания, умения и навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов. Учащимся с ОВЗ также очень нравятся видеоуроки, физкультминутки. ( СЛАЙД 10)
Таким образом, можно сделать вывод, что на уроке компьютер выполняет несколько ролей:
Заменяет записи на доске (тема урока, план, домашнее задание, даты, события и др.)
Представляет наглядность (карты, документы, схемы, фотографии, иллюстрации)
Осуществляет контроль (первичный, закрепление, проверка домашнего задания, тесты).
Дополняет учебник и т.д.
( СЛАЙД 11)
При систематическом использовании компьютера на уроке повышается уровень знаний, производительность труда учителя и учащихся, развивается их образное мышление, память, устойчивое внимание. Наши учащиеся с большим желанием посещают внеклассные мероприятия по истории, если на них используются мультимедийные презентации. Так, на предметной неделе по истории были проведены такие мероприятия как
«История возникновения паспорта», «Исторический поединок», «Армейский экспресс», цикл мероприятий, посвященных 70-летию Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной», «Так начиналась война», «Георгиевская лента», блиц-турнир по Великой Отечественной войне и многое другое.
Очень много полезной информации можно сегодня найти в интернете, поэтому подготовиться к урокам можно без особых трудностей. Хочется сказать огромное спасибо создателям программ, учителям, которые размещают там свои уроки и презентации и разрешают ими безвозмездно пользоваться. Можно поделиться и своим опытом, разместив в интернете свои материалы. ( СЛАЙД 12)
В заключении хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с компьютерными технологиями, так как учитель, действующий сегодня в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, использующими мультимедийный проектор, компьютер, интерактивную доску.
Библиография.
Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003
Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С.,Сучков Г.В. Педагогические технологии. Дидактика. Современные образовательные технологии. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 336 с. — (Педагогическое образование).
Угринович Н.Д Информатика и информационные технологии. (ИИТ) в общеобразовательных учреждениях. .: М, 2003-512 с
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Автор: Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров Издательство: Академия Год: 2002 Страниц: 272