Использование опорных схем и таблиц на уроках биологии и географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида


Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 28 г. Тулуна»

Использование опорных схем и таблиц на уроках
биологии и географии в специальной
(коррекционной) школеVIII вида
Из опыта работы
учителя Коваленко Е.А.
г. Тулун
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..…1
Глава 1. Особенности преподавания географии и биологии учащимся специальной коррекционной школы восьмого типа. Задачи предметов географии и биологии………………………………………………………..…3
Глава 2. Формирование биологических и географических представление, использование схем и таблиц на примере экспериментального урока…….........................................................................................................6
Конспекты уроков…………………………………………………….…………13
Введение
При традиционном подходе к изучению предмета основания нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке и таблиц.
В преподавании географии биологии использование наглядным материалов развивают процессы памяти. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья более эффективными такие уроки, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрации, для них более понятны структурное преподношение материала.
К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталымv) относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественного познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (опущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Дети с нарушениями психического развития обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида, где обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Большое внимание уделяется воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.
Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности и также в познание окружающего мира, в том числе познания природы через учебные предметы географии и биологии. А для достижения наилучших результатов возникает необходимость применения на уроках истории схем и таблиц.

Глава 1. Особенности преподавания географии и биологии учащимся специальной коррекционной школы восьмого типа. Задачи предметов географии и биологии.
Программа по географии и биологии для вспомогательной школы составлена с учетом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Она предусматривает повторяемость в изучении материала, замедленность темпа прохождения курса, опору на чувственный опыт школьников с постепенным переходом от информации, воспринимаемой непосредственно в окружающей действительности, к отвлеченным и обобщенным знаниям. Программой определен и практический характер изучения курса географии и биологии: предусмотрены работы постановлению схем, таблиц, разнообразные упражнения с картами и т.п.
По сравнению с массовой школой во вспомогательной ученики должны овладеть более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой сведений естественно-научных знаний. Усвоение изучаемого материала представляет определенные (а зачастую значительные) трудности для умственно отсталых школьников. Поэтому преподавание требует от учителя Мастерства.
География и биология призваны не только описывать объекты и явления природы, но и разъяснить различные (в первую очередь причинно-следственные) связи и отношения между ними. В элементарном виде эта задача стоит перед уроками в специальной коррекционной школе восьмого типа.
Успешно решаются в курсе естественно – научных предметов задачи воспитания у учащихся любви и уважения к природе, бережного, гуманного отношения к ней.
Перед учителем в специальной коррекционной школе восьмого типа стоит
важнейшая задача, специфическая для работы с умственно отсталыми детьми – осуществлять коррекционно – развивающее воздействие на учащихся. Результативности решения этой задачи помогают содержание курса предметов и специальные педагогические средства, используемые при его изучении.
Обычно географический и биологоческий материал вызывает у школьников большой интерес. Это благоприятствует повышению их познавательной активности, позволяет корригировать недостатки внимания. Формировать умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные задания. Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется правильным соотношением в нем эмоционального и рационального факторов.
Изучение географии и биологии предполагает активное функционирование таких важнейших психических процессов, как воображение, речь, память. Используются специальные приемы работы, направленные на коррекцию недостатков и дальнейшее развитие этих процессов: составление характеристик изучаемых объектов и местностей, условные «путешествия» по карте, заполнение таблиц, схем, контурных карт, карт взаимосвязи видов животного мира и др.
Особое значение для решения коррекционно – развивающих задач на уроках географии имеет работа по развитию логического мышления. Исследования дефектолог позволяют утверждать, что именно это – главное направление корригирующего обучения.
Постепенный переход от конкретно-образной и натуральной наглядности к символическим пособиям (схемы, карты, глобус) развивает абстрактное мышление; формирование у учащихся географических понятий и связей между ними, решение географических задач требует активной умственной деятельности школьника сопоставлять объекты и явления.
Известно, что один из основных недостатков мышления умственно отсталых
детей – недоразвитие операции обобщения. На уроках при изучении сведений о конкретных однородных объектах и явлениях следует подводить учащихся к определенным обобщенным знаниям в виде понятий и закономерностей. Например, при изучении отдельных природных зон нужно выявить особенности растительного мира каждой из них и повести учеников к обобщенному выводу о том, что эти особенности зависят от климатических условий. Такой индуктивный путь изучения географических сведений, подсказанный самой логикой курса, способствует коррекции и развитию умений обобщать.
Систематические и разнообразные упражнения учащихся способствуют развитию у них умений адекватно применять знания, переносить их в новые ситуации, что в работе с умственно отсталыми детьми не менее важно, чем развитие умений обобщать. Но при этом следует помнить, что успех в развитии обобщенно-логического мышления зависит, прежде всего, от единства индукции и дедукции в обучении.
Правильно организованная работа по изучению причинно-следственных отношений формирует у учеников определенную систему знаний, приучает их рассуждать, доказывать, делать «открытия», что является главным в системе коррекционно-развивающего обучения.

Глава 2. Формирование биологических и географических представлений, использование схем и таблиц. На примере экспериментального урока.
Для достижения коррекционной цели по созданию у учеников вспомогательной школы четких и адекватных географических представлений нужно соблюдать специальные методические условия. Первое- выяснить особенности знаний учащихся об изучаемом объекте или явлении, особенности их непосредственных чувственных впечатлений, полученных от житейских встреч с этими объектами и явлениями. Привлечение этих сформировавшихся образов географических объектов и явлений помогает целенаправленно формировать представления и дает положительный результат. Приступая к созданию у учащихся зрительного образа, например, представления о степной местности, учитель выясняет, как ее представляют себе дети, какие знания у них уже имеются.
Умственно отсталые школьники отличаются от своих нормальных сверстников ограниченным, несистематизированным багажом конкретных представлений об объектах и явлениях реальной действительности, в том числе и географического характера.
Учитывая, что без достаточного запаса правильных и четких представлений невозможно осуществить адекватные мыслительные операции, следует выделить как специальную коррекционную задачу уроков географии работу по формированию, упорядочению и систематизации представлений о географических объектах и явлениях.
Географические и биологические представления – это образы не воспринимаемых в данный момент объектов и явлений, воспроизводимые в сознании в соответствующий момент.
Очень эффективным для формирования у учащихся правильных представлений оказывается использование схем и таблиц. Это удобно тем, что в процессе работы с иллюстративной наглядностью очень легко проводить сравнение между изучаемыми элементами. Наиболее полезными разновидностями этого приема являются следующие: сравнение отдельных частей ландшафта по одной картине (например, сравнение песчаного и глинистого участков пустыни (по картине «Горы Тянь-Шань»); сравнение ландшафтов по разным картинам (например, сравнение иллюстрации тайги, леса, степи и пустыни); сравнение ландшафтов, изображенных на картине, с представлениями учащихся о своей местности. А также при установлении причинно-следственных связей. Важным и полезным коррекционным приемом, который обеспечивает разнообразие и содержит причинно-следственные зависимости, является установление двусторонних связей между компонентами этих зависимостей. Между членами любой ассоциации, в том числе причинно-следственной, существуют связи в прямом и обратном направлениях. Например, на вопрос: «Почему климат на западе Европы мягче, чем на востоке?» ученик ответом устанавливает связи от следствия к причине. Если спрашиваем: «Как влияет теплое Северо-Атлантическое течение на климат западной части Европы?» - устанавливается та же связь, но в противоположном направлении: от причины к следствию.
Специальные эксперименты убедительно показали, что варьирование в установлении связей, последовательное раскрытие их вначале в одном и сразу же в другом направлении (т.е. установление двусторонних связей) способствует значительно лучшему усвоению умственно отсталыми школьниками знаний и усвоению материала.
Установлению двусторонних связей между компонентами причинно-следственных зависимостей способствует работа по составлению так называемых схем связей между географическими явлениями. Последняя является и основным средством систематизации знаний учащихся по географии.
Для составления схемы очень важно определить основную черту изучаемого географического комплекса и объединить вокруг этой, главной особенности другие характерные признаки. При этом одни из них рассматриваются как причины, обуславливающие выделенный признак, другие – как его следствия. В условиях такой работы учащимся приходится рассматривать то или иное явление в двух аспектах (как причину и как следствие), устанавливать «цепную» причинность, переводить связи из прямых в обратные, определять их множественный характер, т.е. коррекционные возможности этого приема очевидны. Например, применение работы по составлению схемы связей на материалы темы «Тундра» в VI классе. Работа началась на втором уроке при закреплении сведений о природных условиях тундры. Выделив в качестве одной из основных особенностей тундры ее суровый климат, я прикрепляю на доску табличку с надписью «суровый климат». Предлагаю ученикам найти причину этого (солнце в тундре стоит низко над горизонтом). Прикрепив табличку «солнце низко над горизонтом», мелом необходимо начертить стрелку, показывающую связь между причинным и следственным компонентом зависимости:
Суровый
87947528194000 климат
Солнце низко
над горизонтом
Далее я выясняю с учениками особенность почвы тундры. Прикрепив табличку с такой надписью, предлагаю ученикам стрелкой на доске показать связь между этим явлением и его причиной (суровый климат). Затем выясняются следующие особенности тундры: много воды остается на поверхности земли, слабое ее испарение, множество озер и болот.

Много воды остается на поверхности земли
77723922860
314642522225831850106045Особенности почвы
Слабое ее испарение
78486060198000Суровый климат
-1267460196215
Множество озер и болот
Солнце низко над горизонтом
Прикрепляя на схеме соответствующие таблички, я предлагаю ученикам стрелками показывать связи между данными явлениями. Работа по составлению схемы связей продолжается на следующем уроке. На нем изучают растительный мир тундры. В процессе фронтальной проверки усвоения пройденного материала на доске воспроизводится схема причинно – следственных связей, но уже в обратном предыдущем уроку порядке.
На этом же уроке при изучении нового материала схема связей дополняется табличкой с надписью, отражающей основную особенность растительного мира тундры – «не растут высокие деревья», и учащиеся стрелкой показывают связь между этим явлением и его причиной (вечная мерзлота).
На четвертом уроке рассматривается животный мир тундры. Схема дополняется табличками с надписями: «летом много водоплавающей птицы», «густой, теплый мех у животных», «животные не живут в норах», и ученики соединяют стрелками эти таблички с другими, на которых обозначены причины указанных особенностей животного мира тундры.
На пятом уроке, посвященном изучению жизни народностей, населяющих тундру, в беседе, направленной на актуализацию знаний, необходимых для сознательного усвоения нового материала, обязательно используются схемы связей, воспроизведенные на доске. Схема дополняется табличками с надписями: «и зимой, и летом нарты для передвижения», «вертолеты для перевозок».
Шестой урок – обобщающее повторение по теме «Тундра» - целесообразно провести без схемы, и лишь в случае необходимости она может быть предложена ученикам в качестве вспомогательного средства.
Экспериментальная проверка описанного приема показала его высокую эффективность.
Также для определения классификации явлений или объектов, выделение общих характерных признаков понятий используется методика составления таблиц. Задания на сравнение – описание объектов по картине с опорой на план, например: «Холм и гора», «Земноводные и пресмыкающиеся»; заполнение таблиц, например: «План и карта», «Полезные ископаемые»; определение объекта по описанию, например: загадки о животных или растениях, описание географического положения объекта; выделение лишнего объекта, например: животные зоны арктических пустынь и зоны тундры, голосеменные и покрытосеменные растения и т.д. Неумение отделять существенные признаки от несущественных приводит к затруднению понятийных обобщений, наибольшему отвлечению от ситуации. Чтобы сформировать у учащихся правильные природоведческие понятия, необходимо выделить то общее, что присуще всем единичным объектам, входящим в состав общего понятия. С целью коррекции этой особенности возможно применение заданий на группировку понятий, например: рассмотреть иллюстрации и определить, к какому типу относятся изображенные реки, или рассмотреть иллюстрации и выделить растения степей и пустынь.
Одна из особенностей мыслительной деятельности учащихся проявляется в том, что они с большим трудом связывают взаимообратные понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их обособленно. Все это затрудняет изучение естествоведческого материала, так как большинство природных явлений взаимосвязаны друг с другом. Поэтому целесообразно предлагать учащимся на разных этапах урока задания на установление причинно-следственных зависимостей, которые способствуют сознательному усвоению материала и имеют большое коррекционное значение. В частности, на уроках географии предлагается по мере прохождения материала, помимо ответов на вопросы причинно-следственного характера («Почему в зоне черноземных степей ведущей отраслью сельского хозяйства является земледелие?»), можно предложить заполнение схем-таблиц на установление последовательности событий (круговорот воды, рост растений) и выявление связей между географическим положение, климатов и занятиями населения. Список литературы

Письмо Министерства общего и профессионального образования ПФ от 4 сентябрь 1997 г. N 48.
Заместитель министерства Е.Е. ЧЕПУРНЫХ О СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ I- VIII ВИДОВ.
Синев В.Н., Стожок Л.С. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. – Киев: Радянська школа, 1997.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
Урок географии в 6 классе
Тема урока: Евразия – величайший материк земного шара
Тип урока: изучение нового материала
Цель:
1. Познакомить учащихся с положением на карте материка Евразия. Учить находить материк на глобусе и физической карте полушарий. Продолжить формирование навыков по заполнению таблицы. Учить сопоставлять карты атласа с контурными картами.
2. Коррекция логического мышления на основе работы с опорными схемами.
3. Воспитание мотивации к учебе.
Оборудование:
Физическая карта полушарий, глобусы, физическая карта Евразии;
Карточки с определением географического положения;
Карточки загадки, атласы;
Трафарет Евразии, трафареты материков.

Ход урока:
Организационный момент
- Определите, о каком материк сегодня будет идти речь, для этого зашифрованное слово по нечетным цифрам, начиная с самой маленькой
1 7 2 8 5 9 3 10 4 11 6 12
Е О У К РПВ И ЩА Ф ЗСообщение темы: Евразия – величайший материк земного шара.
- На уроке познакомимся с географическим положением материка Евразия и вспомним условную границу между Европой и Азией, докажем, что Евразия самый величайший материк в мире.
- Как вы думаете для чего необходимо изучать данный материк?
Изложение нового материала
Вводная беседа о географическом положении материка на карте и глобусе.
- Вспомните, что такое географическое положение?
( Отношение данного географического объекта к другим географическим объектам)
- По отношению, к каким географическим объектам рассматривается географическое положение любого материка?
- Покажите на глобусе экватор.
- Покажите на глобусе океаны. Вспомните, сколько их на Земле?
- Назовите стороны горизонта и покажите на физической карте полушарий.
План изучения материка
В каком полушарии находится Евразия.
Расположение материка по отношению к экватору.
Какие океаны омывают Евразию (Работа с картой, глобусом)
ФизминуткаВыйдите из-за парт и поворачивайтесь лицом к той стороне горизонта, которая будет названа. При помощи руке покажите движение солнца зимой и летом.
Рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией на физической карте полушарий и глобусе географического положения Евразии.
Работа с физической картой мира и глобусом:
- Покажите на карте, а затем на глобусе какими океанами омывается материк?
- Каким океаном омывается Евразия с севера?
- Каким океаном омывается Евразия с юга?
- Каким океаном омывается Евразия с запада?
- Каким океаном омывается Евразия с востока?
Занимательная минутка:
- Назовите, на какие две части света делится Евразия? (Подсказка зашифрована на карточках).
Прочтите зашифрованные слова
1 – по нечетным цифрам в порядке возрастания
2 – по четным цифрам в порядке возрастания
1.
8 1 10 3 2 5 14 7 4 9 6 11 16 13
О Е К В Л РТ А Ф ЗХ И ПЯ
2.
9 2 5 8 3 4 6 1 7
РА О Я ПЗи Ф Л
Задание. Подпишите на схеме ответы на вопрос. На какие части делится материк Евразия?
24339552413000301561524130000 ЕВРАЗИЯ
Работа с картами атласа и учебником
- Найдите по содержанию атласа, на какой странице находится физическая карта Евразии.
- Откройте учебник на стр.165 прочтите последний абзац, прочтите его и выделите карандашом перечисленные географические объекты.
-Находим географические объекты на физической карте и отмечаем их карандашом (восточный склон Уральских гор, река Урал, северное побережье Каспийский моря, северный Кавказ, северное побережье Азовского и Черного морей).
Работа с контурной картой при помощи приема наложения
- Перенесите отмеченные географические объекты с физической карты Евразия на контурную карту Евразии.
Беседа
- Какая часть света больше Европа или Азия?
- Как можно доказать, что Европа меньше Азии?(Прием наложения трафаретов.)
- Сколько трафаретов Азии можно разместить на территории Европы? (Нисколько т.к.)
- Сколько трафаретов Европы можно разместить на территории Азии?
Выполнение проблемного задания
- Сколько трафаретов Европы можно разместить на материке Евразия.
- Исходя из проделанной вами работы видно, что Европа составляет 1\5 материка Евразия, а 5\5 приходится на Азию.
- Докажите, что Евразия самый большой материк на Земле? (Используется прием наложения трафаретов)
Закрепление
Работа с текстом. Работа по подгруппам.
- Прочтите текст и найдите предложение, в котором говорится о географическом положении Евразии (1,2 группа). Какие океаны омывают Евразию (3 группа).
- Работа с таблицей. Задание: прочитайте вопросы в левой колонке и отметьте знаком + правильный ответ в одной из колонок.

Материк Евразия.
Вопрос К югу от экватора В восточном полушарии 4 океана 3 океана К северу от экватора В западном полушарии
В каком полушарии находится? В каком направлении от экватора? Сколько океанов омывает? Домашнее задание: стр. 165-168, прочитать текст, ответить на вопросы (объем задания разделен по подгруппам). Уметь находить на карте материк Евразия.
Итог урока
Евразия – самый большой материк планеты, занимает 1\3 всей суши. В основном он находится в восточном полушарии севернее экватора.
Евразия омывается четырьмя океанами.
Евразия состоит из двух частей света. Граница условная (объяснить значение слова). Азиатская часть занимает гораздо большую территорию, чем европейская.
Урок биологии в 6 классе
Тема: Известняки.
Тип урока: комбинированный
Цель:
1. Познакомить учащихся со свойствами известняков. Учить различать обыкновенный известняк, мрамор, мел. Продолжать формировать навыки работы с таблицами и опорными схемами.
2. Коррекция логического мышления на основе упражнений сравнения и обобщения.
3. Воспитание мотивации к учебе.
Оборудование: Коллекция минералов, тетрадь, учебник, ручка, карандаш.
Ход урока
I. Организационный момент. -Ребята, чтобы узнать много нового и интересного нужно внимательно слушать учителя и выполнять все задания. Сядьте ровно, удобно, начинаем урок.
II. Повторение пройденного материала «Гранит», ответы на вопросы параграфа, составить рассказ по рисунку.
III. Сообщение темы урока
- Сегодня вы узнаете еще об одном полезном ископаемом, название которого зашифровано в ребусе. Ребус (известняк).
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
IV. Изложение нового материала
1 Рассказ учителя «История возникновения»
Целевой вопрос: Из чего состоит известняк?
2 Виды известняков. Словарь: обыкновенный известняк, мрамор, мел.
300609025273020535902717806248402717801205865243205 Известняки
Обыкновенный Мел Мрамор
известняк
3 Признаки известняков (работа с образцами)
Признак полезных ископаемых Обыкновенный известняк Мел Мрамор
Цвет Белый, серый, желтоватый Белый Красный, желтый, белый, серый
Прочность Твердый, пористый Легкий, пористый Твердый, прочный
Целевой вопрос: Почему мрамор самый ценный из металлов? (самый твердый и прочный)
4 Добыча известняков с 81 учебн. (рис.) (работа с учебником)
Задание: Рассмотрите рисунок и составьте рассказ как добывают обыкновенный известняк?
Физпауза на расслабление мышц плечевого пояса.
V. Закрепление1. Работа в тетрадях
Задание: заполните таблицу «Признаки известняков»
Схема: Использование известняков (работа с учебником)
111061425019011296642501901139189116840Обыкновенный стены домов
известняктротуарная плитка

? (известь)
13201657810501243965115570124396486995Мел школьный мелок

побелочная паста
? (зубной порошок)
148209024765000памятники
14820901416050148209014160500Мрамор
стены в метро
? (колонны в театрах)

VI. Домашнее задание. с 81 – 82, читать, отвечать на вопросы (1,2 группа 1-5 вопр. ), 3 группа (1,2 вопрос)
VII. Итог урока

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ в 6 классе
Тема урока: Острова и полуострова
Цель урока:
Дать представление о островах, полуостровах, их особенностях и различии
Задачи:
Образовательные: формировать понятие остров, полуостров, уметь отличать остров от полуострова, уметь находить их на физической карте.
Коррекционные: совершенствовать навыки работы с текстом учебника физической картой.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к учебе.
Остров – участок суши со всех сторон окружен водой, полуостров – примыкающий к материку или острову участок суши, с трех сторон омываемый водой.
Основные термины и понятия:
Остров, полуостров, пролив, залив, бухта
Оборудование и материалы:
Физическая карта России, схема берега моря, учебник, тетрадь, цветные карандаши
Тип урока:
Сообщение новых знаний
ХОД УРОКА
Этап урока Деятельность Деятельность учащихся
Оргмомент- Сядьте ровно и приготовьтесь внимательно слушать. Актуализация знаний, объявление новой темы - Рассказ учителя:
На земле много удивительного и интересного. Много миллионов лет тому назад, когда не было растений, животных, человека происходили удивительные и страшные явления природы. Очень часто случались землетрясения. Большие части суши откалывались и падали в моря и океаны. А в некоторых местах морское дно поднималось на поверхность. Так образовались острова и полуострова
- Сообщение темы урока:
«Острова и полуострова» Слушают рассказ учителя
Записывают в тетрадь тему урока
Изучение нового материала Рассказ учителя. Целевой вопрос-Подумайте и скажите чем остров отличается от полуострова?
На земле очень много островов.
Словарная работа:
Остров – это часть суши со всех сторон, окруженная водой. Самый большой остров на земле – Гренландия. На карте его обозначают белым цветом. Как вы думаете, почему? На самом маленьком острове могут поместить всего несколько человек. Есть острова зеленые, на которых много растений и живут различные животные. Есть острова обитаемые и необитаемые.
Как вы понимаете эти слова?
На некоторых островах совсем нет растений только голые скалы и камни. Зато птицы селятся на этих островах, устраивая высоко на скалах свои гнезда. На некоторых островах размещаются целые государства
На Японских островах – Япония.
На острове Куба – государство Куба.
Но есть на земле и полуострова.
Словарная работа:
Полуостров – часть суши, с трех сторон окруженная водой. Покажите на схеме полуостров
Самый большой полуостров у нас в стране – Таймыр. На остров можно попасть только по воде или по воздуху. На полуостров по суше, потому что это часть суши.
Найдите на карте остров и полуостров, которые есть на схеме
Чем отличается пролив от залива?
Словарная работа:
Пролив – узкая полоса моря между двумя участками суши. Некоторые проливы бывают очень широкие, почти 1000 км. Например, пролив Дрейка, который находится между Тихим и Атлантическим океаном имеет ширину 950 км. А некоторые проливы такие узкие, что едва проходит корабль.
Словарная работа:
Залив – часть моря, глубоко вдающаяся в сушу. В заливах вода тихая и спокойная нет сильного ветра и больших волн. (Залив мельче чем море). Вода в заливе теплее, чем в море. Как вы думаете, почему?
Посмотрите внимательно на схему, затем на карту. Найдите по очертаниям этот остров и полуостров на физической карте России (о. Сахалин и п-ов. Камчатка). Отвечают на вопрос учителя
Слушают рассказ учителя с опорой на схему
Находят объяснение слов в учебнике
Участвуют в беседе. Ответ сопровождается показом на карте
Находят объяснение слов в учебнике
Дают объяснение, в случае затруднения находят объяснение в учебнике
Дают объяснение, в случае затруднения находят объяснение в учебнике
Физ. пауза Гимнастика для мышц шеи, головы, плеч, пояса. Гимнастика для глаз Первичное закрепление нового материала Работа с учебником
Какое слово осталось неразгаданным? (бухта)
Что такое бухта?
Посмотрите на рис.29, найдите на схеме название и понятие с которым мы познакомились.
Зарисуйте рисунок в тетрадях, раскрасьте сушу – зеленым цветом, море – синим.
Подпишите на рисунке остров, полуостров, залив, пролив. Заполните карточку. На пересечении вопроса и ответа поставьте +

Ответ


Вопрос Залив Пролив Остров Полуостров
Часть суши, с нескольких сторон окруженная водой +
Часть суши со всех сторон окруженная водой + Полоса воды между двумя участками суши + Часть моря. Моря далеко вдающаяся в сушу + Один ученик читает вслух указанные учителем абзацы, остальные следят
Выполняют задание в тетради с опорой на схему
Выполняют задание в тетради, находят ответ в учебнике
Слабо успевающие ученики выполняют задание по карточкам
Подведение итогов Комментарии, объявление оценок за работу Слушают комментарии учителя
Домашнее задание Прочитать текст учебника стр. 46-47, ответить на вопросы, 1-2 группа выучить что такое остров, полуостров Записывают домашнее задание