Техника и тактика пешеходного туризма
Техника и тактика пешеходного туризма
Актуальность темы. Школьные уроки физкультуры (дважды в неделю по 45 мин.) дают лишь 11% необходимой детям нормы двигательной активной потребности организма. Восполнить недостающее и призвана внеурочная форма занятий физической культурой, в том числе и туризмом. Занятия туризмом вырабатывают у школьников ценные умения и навыки в разведении костра, приготовлении пищи, ремонте обуви и одежды, ориентировании на местности по компасу, карте, небесным светилам и местным предметам. В походе получают новое звучание знания, полученные на уроках географии, истории, биологии, астрономии, математики. Сталкиваясь с трудностями туристской жизни, они учатся преодолевать их не в одиночку, а коллективом. Путешествия и туризм привлекают внимания абсолютного большинства подростков, стимулируют интерес к учебе, коллективной деятельности, развивают трудолюбие, формируют нравственное отношение к окружающим. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Организация туристско-краеведческих и оздоровительных мероприятий в условиях открытой природы создает идеальную основу для социально-педагогической реабилитации и нравственной терапии подростков. Организация туристско-краеведческой деятельности в период летних каникул позволяет решить вопрос занятости подростков, «трудных» детей, минимизировать негативные проявления в подростковой среде. Таким образом, поиск новых технологий, разнообразие видов туристической деятельности будет способствовать вовлечению подрастающего поколения в культурно-досуговую деятельность. Следовательно, одним из наиболее эффективных направлений в организации досуга подростков является туризм.
Исследованию проблемы организации отдыха для подрастающего поколения посвящены труды Линчевского Э.Э., Лукоянова П.И., Захарова П.П., Степенко Т.В., Костантинова Ю.С., Куликова В.М. и др.
Туризм (от французского tourisme – прогулка, поездка) – это особый вид массовых путешествий с целью получения удовольствия от посещения интересных местностей, способствующих удовлетворению любознательности, познанию, отдыху [1].
Туризм в процессе организации досуга подростков — это любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению душевного состояния подростков. Основными целями туризма при этом являются: экологическое образование, повышение культуры взаимоотношений подростка с природой, выработка этических норм поведения в природной среде, воспитание чувства личной ответственности за судьбу природы и ее отдельных элементов, а также восстановления духовных и физических сил, обеспечение полноценного отдыха подростков в условиях естественной природной среды.
При условии соответствующей организации к туризму подростков можно отнести довольно широкий спектр деятельности: научные и познавательные туры (орнитологические, ботанические, ландшафтно-географические, археологические и др.); приключенческие туры (пешие, водные, конные, горные); летние студенческие практики; летние лагеря и программы для школьников; поездки выходного дня и др.
Поход — групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по некоему маршруту в рекреационных целях. Спектр походов весьма широк: от неспешной прогулки в лесу, до спуска по порогам. Поход – это модель общественной жизни, в нем сконцентрированы все виды деятельности: бытовая, научная, спортивная. Воспитательным моментом является и сама походная обстановка. Вырываясь из привычной обстановки комфорта и удобств, дети попадают совсем в другой мир, где они всё должны делать сами. Позиция педагога в данном случае должна быть жесткой: хотите в поход – давайте работать. Поэтому любой поход, даже однодневный, требует серьезной подготовки.
В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида спортивного туризма, походы классифицируются по различным признакам:
1. По способу передвижения (пеший, велопоход, конный, парусный, водный, спелео).
2. По продолжительности (многодневный или походы выходного дня: одно, двух, трёхдневный).
3. По сложности (разделяются по возрастающей на три степени сложности — от I до III, и шесть категорий сложности (к.с.) — от I до VI, и прогулочные.Пешеходный туризм – это туристические походы, совершаемые пешком, основной целью которого является пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности. Это либо походы выходного дня (1–2 дня), либо более длительные, в несколько дней. Пешие походы проводятся практически во всех климатических зонах и географических регионах – от арктической тундры до пустынь и гор. Пешеходный туризм – наиболее массовый вид туризма. Его привлекательность и главная отличительная особенность в том, что он доступен и полезен любому практически здоровому человеку. независимо от возраста и физического развития, предоставляет большую свободу в выборе маршрута в соответствии с эстетическими познавательными и культурными потребностями участников путешествия. Для пеших переходов характерны простота подготовки и проведения походов, относительная легкость организации полноценного отдыха на биваке. По сложности пешие походы могут быть самыми разнообразными – от экскурсий и походов выходного дня до сложных категорийных.
Маршруты некатегорийных походов (для подростков) выбирают так, чтобы на пути следования по возможности не было естественных препятствий, прохождение которых требует особой подготовки и владения специальными техническими приемами.
1.1. Понятие и категории сложности пешего похода
Туризм – это организованные путешествия, совершаемые для отдыха и с познавательными целями, а также носящие спортивный характер. Туризм -самая распространенная и любимая детьми форма и содержание детского досуга. Дети по натуре «бродяги», следопыты и путешественники. Природа дает человеку заряд энергии, раскрепощает, способствует глубоким духовным переживаниям, обогащает впечатления. Туристические походы могут быть пешими, водными, горными, велосипедными. Они могут длиться один и несколько дней. Походы обеспечивают ребят особыми шансами реализоваться, особым полем свободы, учат ребят удивляться жизни, любоваться красотой природы [12, c. 9].
Туристические маршруты разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео-, парусные, конные, а также могут представлять их сочетание — комбинированные маршруты.
Пешеходный туризм (англ. треккинг) — это пеший поход по пересеченной местности без специальной подготовки его участников (туристов). В течение светового дня группа проходит от 4 до 6 часов, учитывая остановки на перекус и отдых в живописных местах. Отличительной чертой пешеходного похода является режим: ранний подъем и ранний отход ко сну.
Поход является наиболее распространенной формой туристско-краеведческой деятельности в школе.
Поход – передвижение туристской группы активным способом по заранее составленному маршруту по территории родного края, отдалённому району страны или за её пределами. Продолжительность похода может составлять от одного до нескольких дней.
История пешего похода началась в Непале, когда британский подданный русского происхождения Борис Лисаневич открыл эту страну для массового туризма. Во время похода у вас появится возможность отдохнуть, получить неизгладимые впечатления и увидеть природу, людей своей или другой страны вдали от городской суеты.
В советские времена было проложено сотни плановых туристских пешеходных маршрутов, замыкающихся на горные и приморские турбазы, действовали тысячи сезонных туристических стоянок. Пешеходным туризмом занимались миллионы энтузиастов по всему бывшему Советскому Союзу, объединенных в турклубы и секции. Сегодня от тех маршрутов остались лишь маркированные тропы, несколько турприютов да воспоминания ветеранов туризма [5, c. 28].
И все же пешеходный туризм никуда не исчез. Несмотря ни на что, на природу выезжают сотни тысяч поклонников пешеходного туризма.
Виды туристических походов. Туристические походы бывают разные: ближние и дальние, пешие, велосипедные, водные, однодневные и многодневные.
По содержанию поход может быть: учебно-тренировочным и тематическим. В походе возможно сочетание указанных направлений деятельности.
По характеру организации поход может быть:
- плановым (по путевкам туристских организаций). На плановый маршрут приобретают путевки; тогда как турист обеспечивается пищей, снаряжением, жильем, транспортом, экскурсионным гидом.
- самодеятельным (по маршрутам, выбранным и разработанным туристской группой). В самодеятельных туристских путешествий и походов туристы сами разрабатывают и выбирают маршруты и сами обеспечивают обслуживание себя в пути. Браться в начале для приобретения опыта в этом виде туризма лучше с походов выходного дня. Поскольку это наиболее доступная и финансово саморегулируемая форма тренировок и отдыха во время отпуска. Вначале рекомендуется приобрести опыт более простых походов, прежде чем покорять сложные перевалы или преодолевать дальние маршруты, т.к. такой поход может превратиться в мучение, а не в отдых.
По сложности туристские походы делятся на походы выходного дня, или некатегорийные, и походы по маршрутам I-VI категорий сложности.
Категория сложности маршрута определяется по наличию локальных препятствий, географического показателя района, автономности маршрута, напряжённости маршрута и др. В зависимости от этого походы подразделяются на:
- походы выходного дня;
- походы 1-3 степени сложности — в детско-юношеском туризме;
- категорийные походы с 1 по 6 категорий сложности (категория сложности – сокращенно: к. с..; 1 категория — самая простая, не требующая специальных знаний; 6 категория — самая сложная и требует специальной и физической подготовки, соответствующего снаряжения).
В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы — от I до VI категории сложности (к.с.) [19, c. 137].Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице 1.2 приведены требования к походам 1-3 степени сложности (см. Приложение 2).
Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео-, конного и горного туризма отсутствует.
Основными показателями, определяющими категорию сложности похода являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины и др.) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.)
В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику.
Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов.
Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) маршрута называются препятствия (факторы), оказывающие наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Предопределяющие препятствия (ПОП) или факторы (ПОФ) являются препятствия (факторы), имеющие на одну категорию /полукатегорию трудности (уровень) ниже ОП, и влияющие на общую напряженность и сложность маршрута.
При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются определяющие препятствия (ОП) и факторы (ОФ).
Требования к категорийным маршрутам по протяженности и продолжительности приведены в таблице 1.3 (см. Приложение 2).
Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категорий сложности похода.
Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 1.3, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.
Категория сложности маршрута определяется требованиями спортивной классификации и перечнем классифицированных туристских маршрутов. На маршруты I-II категорий сложности туристская группа должна выходить в количестве от 6 до 15 человек, а на маршруты III-IV категорий сложности – от 6 до 12 человек.
К походу допускаются: по маршруту I категории сложности – школьники не моложе 13 лет, II категории – не моложе 14 лет, III категории – не моложе 15 лет, IV категории сложности – школьники не моложе 16 лет. Походы могут проводиться спортивными и туристскими организациями учебных заведений [23, c. 164].
Классификация пешеходных маршрутов и разрядов представлена в таблице 1.4 (см. Приложение 3).
Походы от первой до третей категории сложности для детей – это, в основном, детско-юношеский туризм.
Походы от первой по шестую категорию сложности для взрослых. 1-ая категория — самая легкая, не требующая, каких-то особых знаний; 6-ая категория — самая трудная, которая требует особой и физ. подготовок, с соответствующим снаряжением.
Для освоения туристического похода каждой категории сложности, туристы должны обладать опытом участия в походах предыдущей категории сложности, а глава группы опытом участия в данной категории, и опыт управлением походами предыдущих категорий.
Оценка категорий сложности маршрута осуществляется по «Методике категорирования пешеходного маршрута» (Приложение 4). При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями «Классификация пешеходных маршрутов» (ЦРИБ «Турист», Москва,1990).
Для детских туристских групп разрешены походы: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеологический. Возможно сочетание нескольких видов детской туристско-краеведческой деятельности.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Пешеходный туризм – это туристические походы, совершаемые пешком, основной целью которого является пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности. Это либо походы выходного дня (1–2 дня), либо более длительные, в несколько дней.
Поход — групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по некоему маршруту в рекреационных целях. Вырываясь из привычной обстановки комфорта и удобств, дети попадают совсем в другой мир, где они всё должны делать сами.
Любой поход начинается с разработки маршрута. Составляется список группы, распределяются обязанности участников похода. Оформляются нормативно-правовые и разрешающие документы. Немаловажное значение имеет обучение и инструктаж участников. Особое внимание следует обратить на организацию медицинской помощи, т.к. в походе может произойти что угодно: от серьезных травм до отравления.
Правильная подготовка к походу и его успешное проведение во многом зависят от руководителя. Им должен быть авторитетный, опытный, требовательный человек, обладающий организаторскими способностями. Туристская группа сама выбирает своего руководителя. Правда, часто он сам является инициатором ее создания. У руководителя туристский опыт должен быть солиднее или таким же, как у большинства членов группы. Чтобы руководить группой, необходимо побывать в походе той же категории сложности и иметь опыт руководства походом на категорию сложности ниже и обязательно в том же виде туризма.
Важно помнить, что опасны не сами маршруты, а неправильные действия при их прохождении. Если турпоход хорошо организован, а при освоении маршрута все участники похода следуют мерам предосторожности, путешествие получиться по-настоящему интересным и памятным.
Практическая направленность и соревновательный характер мероприятий проводимых в лагере и в походе научат школьников основам пешего туризма, включающим в себя умение обращаться со скалолазным снаряжением, оказание первой медицинской помощи, ориентирование на местности, а также многому другому.
Участие в пешеходном походе способствует повышению интереса к туризму и здоровому образу жизни как альтернативе пагубных привычек (алкоголь, наркотики, курение). Сами условия туристической жизни: длительное пребывание на природе, разнообразные физические нагрузки, преодоление препятствий – создают обстановку для проявления школьниками нравственных и волевых качеств личности (дружбы и товарищества, взаимопомощи и взаимоподдержки, организованности и дисциплинированности, смелости, стойкости и ответственности, чувства долга). Походная обстановка вызывает необходимость быстро усвоить и научиться применять определённые трудовые навыки, которые одновременно с физической и волевой закалкой помогают в эстремальных ситуациях.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что рационально организованный досуг подростков в форме пешего похода призван не только восстанавливать силы, но и придать им новый импульс творческого развития.
Туристский пеший поход «Койва-Чусовая», продолжительностью 4 дня, будет проводиться в рамках работы городского летнего оздоровительного лагеря в дни летних каникул 2013 г.
Задачи похода: обучение навыкам пешего туризма и ориентирования; создание условий для развития физической активности и оздоровления; развитие у подростков чувства товарищества и взаимопомощи; привитие навыков гармоничного (экологического) общения с окружающей природой; способствовать развитию у подростков навыков общения; создание благоприятных условий для организованного отдыха.
Планируемые результаты пешеходного похода:
- возможность личностного роста (осуществив пеший поход, подросток начинает еще больше гордиться собой);
- изменение поведенческих мотиваций подростков и их психологическая разгрузка;
- повышение жизненного тонуса, изменение проблемного фактора, связанного с особенностями физического развития подросткового возраста;
- овладение подростками элементарными навыками туристской подготовки.
В качестве результата реализованного похода выступают: фотографии с похода, дневники участников от похода, книга отзывов участников похода, благодарственные письма от родителей.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.).
2. Постановление Правительства РФ от 5 мая 2011 г. № 47 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2011-2012 годах».
3. СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»
4. Правила по спортивному туризму, утвержденные Росспортом 28 марта 2008 г. и согласованные МЧС России 21 марта 2008г. на 2001-2004 гг. — М., 2001.
5. Разрядные требования по спортивному туризму на 2001-2004 г. // Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму на 2001-2004 гг. — М., 2001.
6. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение, 2008.
7. Берман А.Е. Юный турист – М.: ФиС, 2005.
8. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007.
9. Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников. — М., 2009.
10. Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма, 2 изд. — М., 2003.
11. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. – М., ЦРИБ «Турист», 2003.
12. Воронов Ю.Б. 100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке. — М.: «Мир», 2005.
13. Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов. — М., 2000.
14. Ганопольский В. И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. – М., ЦРИБ «Турист», 2006.
15. Гориневская В.В., Лейсаков Н.К. Пешеходный туризм. – М., 2001.
16. Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. – М.: ФЦДЮТиК, 2004.
17. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: пешеходный туризм. – М., 2000.
18. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
19. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — М.: изд-во ФЦДЮТиК, 2008. 600 с.
20. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. — М., ЦДЮТур МО РФ, 2005.
21. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. — М.: изд-во ФЦДЮТиК, 2006. 208 с.
22. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слѐтов и соревнований учащихся. — М., ЦДЮТур МО РФ, 2007.
23. Кравчук, Т.А. Теория и методика оздоровительного туризма / Т.А. Кравчук — М.: Физкультура и спорт, 2006. — 352 с.
24. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчѐта о пешеходном туристском путешествии школьников. — М., ЦРИБ «Турист», 2005.
25. Куликов В.М. Словарь юного туриста. — М.: изд-во ФЦДЮТиК, 2008. — 76 с.
26. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании: пособие для учащихся. – М.: Толк, 2006.
27. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. — М., ФиС, 2001.
28. Лысогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туриста в походе. – М.: Пищевая промышленность, 2000.
29. Маслов А.Г. Константинов Ю.С. Дорогов И.А.. Полевые туристские лагеря. — М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
30. Менчинский Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М., 2001.
31. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. – М., РМАТ, 2001. – 87 с.
32. Потресов А.С. Спутник юного туриста. – М., 2002.
33. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. — М., Профиздат, 2007.
34. Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие / Е.Ю. Ривкин. – М.: АРКТИ, 2001. – 80 с.
35. Рогов Л.М. Школьный туристский лагерь: Учебное пособие / — М.: Просвещение, 2003. – 69 с.
36. Ротштейн Л.М. Школьный туристский лагерь. — М., ЦДЮТур МО РФ, 2003.
37. Рыжавский Г.Я. Биваки. — М., ЦДЮТур МО РФ, 2005.
38. Туристские маршруты. Справочник. Сост. Качанов В.С. — М.: Профиздат, 2000.
39. Туристско-краеведческие кружки в школе / Под ред. В.В. Титова. — М.: Просвещение, 2005. – 76 с.
40. Усков А.С. Практика туристских путешествий. – Санкт-Петербург Творческий Центр «ГЕОС», 2009.
41. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Ю.Н. Федотов. — М.: Совертский спорт, 2002. — 361 с.
42. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Издательство Московского университета, 2009.
43. Шаповал Г.Ф. Азбука туриста-эколога. — Минск: «Экоперспектива», 2001. – 116 с.
44. Шимановский В.С. Ганопольский В. И. Лукоянов П.И – Питание в туристском путешествии. – М., Профиздат, 2006.
45. Шиянов Л.П., Рогаткин А.В. Походы выходного дня – М.: Профиздат, 2005.
46. Ярошенко В.В. В поход с классом. – М., 2004.
47. Климанова, Т.Г. Туризм на уроках с младшими школьниками / Т.Г. Климанова // Физическая культура в школе. — № 3. — с. 38-44.
48. Куликов В.М. Походная туристская игротека. Сборники №1, №2. — М., ЦДЮТур МО РФ, 2008
.49. Официальный сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения [Интернет-доступ] http://www.turcentrrf.ru/