Использование компьютерных технологий для устранения дислексий у учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида
«Использование компьютерных технологий для устранения дислексий у учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Менделеева Светлана Леонидовна,
ГОУ ЛО «Сиверская специальная школа-интернат».
В современных условиях, учитывая происходящие изменения в образовании, информационно-компьютерные средства обучения становятся одними из самых актуальных и востребованных, так как способствуют повышению качества коррекционной работы. Уже трудно представить кабинет логопеда без компьютера. Да и сами дети теперь меньше общаются друг с другом, самостоятельно овладевают умением пользоваться Интернетом, создают странички в социальных сетях, вступают в контакт с помощью письменной речи. Можно долго спорить о том, хорошо это или плохо, но запретить или остановить этот процесс невозможно. Дети же с нарушениями чтения и письма становятся изгоями в виртуальном мире. Это создаёт дополнительные проблемы психологического характера при коррекции дислексий. Поэтому важность проведения логопедических занятий с использованием ИКТ трудно переоценить. Они позволяют:
· Выбрать задание, выполняемое на компьютере, в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка, его диагнозом.
· Изменять задание: добавлять или сокращать количество слов, пропускать или возвращаться к уже выполненному этапу для повторения, усложнять или упрощать упражнение.
· Повысить мотивацию учеников к преодолению имеющихся нарушений речи.
· Использовать интерактивные технологии, через создание диалогов с «компьютерным героем», который поощряет или указывает на ошибку ученика. В этой ситуации учитель из авторитарного наставника превращается в друга и союзника, к которому можно обратиться за советом или подсказкой при возникновении трудностей.
· Создавать условия для эффективного сочетания групповой и индивидуальной работы.
Проведение таких занятий в системе проходит поэтапно:
1. Этап ознакомления и обучения работе на компьютере:
Он включает в себя:
1) ознакомление учеников с компьютером, его частями, техникой безопасности и правилами поведения при работе с ним;
2) преодоление психологической боязни работы на компьютере с помощью создания ситуации успеха;
3) общее знакомство детей с возможностями использования компьютерных программ;
4) знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями при работе с компьютером и разучивание гимнастики для глаз и пальцев рук.
2. Коррекционный этап:
Он включает в себя:
1. формирование у детей начальных умений использования компьютерных программ.
2. формирование, коррекцию и развитие речевой функции через использование компьютерных заданий, упражнений и игр: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматических компонентов языка, связной речи, процессов чтения и письма;
3. формирование и развитие навыков учебной деятельности: понимание цели и задач, самостоятельный поиск решения поставленных задач, самоконтроль и оценка результатов выполнения заданий;
4. развитие психических процессов: мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, эмоционально–волевой сферы детей, воображения.
3. Результативный этап:
выявление результатов работы и подведение итогов через использование созданных тестовых заданий.
Сейчас существует большое количество программного обеспечения, применение которого возможно в работе учителя-логопеда. На таких занятиях детям с нарушениями письменной речи предъявляется речевой материал через использования персонального компьютера, адаптированный к цели и задачам коррекционного занятия. Перечислить все возможности использования компьютера невозможно. Остановимся на некоторых.
1. Это программа Word, которую можно использовать на всех этапах коррекции дислексий, создавая текстовые и картинные задания и упражнения.
2. Проведение же мультимедийных логопедических занятий с детьми –дислексиками с использованием программы Power Point (или «Презентации») стало неотъемлемой частью коррекционной работы.
Задания – презентации позволяют решить многие проблемы коррекции письменной речи:
1) Позволяют использовать разнообразные наглядные упражнения, способствующие помимо коррекции речи развитию других высших психических функций, что немаловажно при работе с умственно отсталыми школьниками;
2) Речевой материал таких заданий разбит на блоки по годам обучения и грамматическим темам;
3) Позволяют воплощать индивидуальный подход к решению конкретной проблемы ребёнка с нарушениями речи, строить занятия, ориентируясь на темп работы каждого;
4) Немаловажной является игровая форма, в которой подаётся подобранный материал, которая создаёт дополнительную мотивацию для активного участия ребёнка в коррекционном процессе;
5) Моментальная оценка действий ребёнка, когда за каждой проделанной операцией следует проверка.
6) Для учителя – логопеда создание таких заданий – презентаций даёт преимущества в экономии времени при подготовке и проведению занятий.
Мультимедийные логопедические занятия с детьми –дислексиками с использованием (или «Презентации») могут быть проведены: как занятие с единой сюжетной линией, когда использование компьютера – это сигнал перехода от одного этапа к другому. Такие занятия-презентации открывают большие возможности для формирования навыка самоконтроля, позволяют устанавливать обратную связь на каждом этапе занятия, дают возможность обучающимся оценивать результаты своей деятельности. Кроме того, такие занятия можно провести, как занятия с включением разноуровневых заданий. Такие занятия создают ситуацию успеха у детей с разными речевыми возможностями. И, наконец, мультимедийные логопедические занятия могут быть проведены, как занятия с использованием демонстрации наглядности или аудиозаписей с помощью компьютера.
3. С появлением в школах Интернета возможности использования компьютера возросли многократно. К сожалению, выбор компьютерных игр для детей с нарушениями интеллекта невелик. Поэтому использование сайтов, позволяющих создавать эти игры самостоятельно, даёт шанс восполнить этот пробел. На сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] можно использовать созданные другими педагогами игры и мультимедийные задания или создать их.
Многообразие шаблонов на данном сайте позволяет включать эти задания и игры на любом этапе коррекции дислексий:
I. На подготовительном этапе, предполагающим коррекцию и развитие неречевых процессов, можно создать и использовать:
а) игру «Парочки», в которой нужно по памяти открывать одинаковые картинки или же аудиозвуки,
б) игровое задание «Найди пару», в которой к услышанному звуку нужно подобрать картинку. (например, «Кто какой звук издаёт?»)
II. На этапе работы с буквой можно создать и использовать:
А) игру «Парочки», в которой нужно по памяти открывать одинаковые буквы;
Б) игру «Найти на карте», в которой на заданном педагогом фоне нужно найти и выделить буквы,
В) игру «Сортировка картинок», в которой нужно распределить все найденные буквы по группам, заданным логопедом.
III. На этапе работы со словами можно создать и использовать:
а) различные викторины с выбором правильного ответа из списка;
б) игра «Расставить по порядку», название которой говорит само за себя. В ней, например, нужно правильно составить слово из слогов;
в) игра «Выделить слова», в которой необходимо выбрать нужные слова в соответствии с заданием логопеда;
г) игра «Кто хочет стать миллионером?», в которой нужно отвечать одним словом на вопросы с возрастающей сложностью;
д) игра «Слова из букв», в которой по заданию нужно найти в сетке соответствующие слова и выделить их;
е) игра «Классификация», в которой нужно разделить слова по группам в соответствии с заданием логопеда;
ж) Игра «Найти пару», в которой к картинке или слову нужно подобрать подходящий вариант;
з) игра «Пазл «Угадай-ка»», в которой при выборе правильной буквы, которую надо вставить в слово, открывается часть картинки-пазла;
и) игра «Виселица», в которой нужно составить слово из букв по заданию;
к) игра «Кроссворд»;
л) игра «Заполнить пропуски». Цель этой игры в том, чтобы заполнить все пропуски данными в выпадающем меню фразами. (К одному слову может быть несколько вариантов, надо выбрать верный);
м) онлайн - игра для нескольких игроков «Скачки», в которой участники отвечают на вопросы, при верном ответе получают баллы и стараются закончить быстрее остальных.
IV. На этапе работы с предложением или текстом можно создать и использовать:
А) игру «Расставить по порядку», в которой нужно расставить слова в предложении или разложить картинки в соответствии с частями текста и т.п.;
Б) игру «Заполнить пропуски», в которой нужно подобрать правильное окончание предложения.
V. На этапе обобщения знаний можно создать и использовать все перечисленные игры и задания, но целесообразнее будут следующие:
А) игра «Таблица соответствий». В ней нужно перетаскивать карточки в таблицу, имеющую до пяти колонок.
Б) игра «Заполнить таблицу», которая представляет собой таблицу с 5 столбцами (максимум), которую, по заданию, необходимо заполнить верными данными, вписывая их.
В) Онлайн – игра «Викторина для нескольких игроков». Данный шаблон позволяет нескольким игрокам выбирать для ответа вопросы из различных категорий и разного уровня сложности. Вопросы могут быть отсортированы по сложности и, соответственно, дают больше очков в игре.
Г) Онлайн – игра «Папка Challenge» В этой игре на 2 или 4 игрока нужно привести в порядок термины или понятия по заданию.
Д) Онлайн – игра «Скачки» Участники (до шести игроков) отвечают на вопросы, пытаясь закончить раньше остальных.
Эти игры способствуют не только развитию речевых, но и мыслительных способностей, служат развитию внимания и памяти.
4. Ещё одна «беда» специальных школ заключается в их удалённости друг от друга. Дети разных школ не могут вступать в непосредственных контакт, соревноваться, делиться опытом и просто общаться друг с другом. Они оказываются изолированными от сверстников с ОВЗ. Надеюсь, что в скором времени будет возможность использовать Skype, что позволит проводить совместные интегрированные логопедические занятия с коллегами и устранит обозначенную выше проблему.
Опыт проведения подобных занятий с использованием ИКТ позволяет сделать вывод о положительных результатах коррекционной работы. Но, хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Никакой самый лучший компьютер не заменит логопеда для ученика-логопата. Эффективность работы учителя-логопеда будет высока в том случае, если ИКТ не станет единственным средством коррекции, а будет являться лишь составной частью заранее спланированной системы работы по профилактике и устранению речевых дефектов.
Использованная литература:
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., Издательский центр «Академия», 2003. – 192с.
3. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
4. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5; Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
5. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).
6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
7. Интернет-сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 215