Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы с использованием информационно-компьютерных технологий»
ОБОШИ Суджанская школа-интернат
«Развитие творческих способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы с использованием информационно-компьютерных технологий»
из опыта работы
учителя музыки
Рудаковой
Елены Николаевны.
Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Все это заставило меня задуматься о том, как сделать процесс обучения интереснее и результативнее в соответствии с требованиями жизни.
Применение инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий.
Цель моей педагогической деятельности в течение последних трех лет – выявлять и активно использовать возможности применения компьютера на уроках музыки.
Эта цель реализуется на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс новых технологий и методик обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний и навыков, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя и учащихся, информатизации учебно-воспитательного процесса.
Компьютерные технологии расширили для меня диапазон используемых средств и методов работы, открыли новые возможности в работе, позволили решать разные образовательные задачи.
Данные технологии дают мне возможность профессионального творческого общения с коллегами по всей стране и за ее пределами, оперативного обмена информацией (учительские сайты, базы данных по предметам), способствуют профессиональному росту и переподготовке (дистанционные курсы обучения), открыли новые возможности по подбору и использованию дидактического материала, расширили виды учебной деятельности для моих учеников (поиск материала в Интернете, обработка информации), позволили использовать на уроке современные технические средства (CD диски по предмету, обучающие программы, учебные игры, тесты).
А самое главное, на деле доказала, что компьютер не заменит меня как учителя, он только дополняет мою работу.
Таким образом, введение в учебный процесс компьютерных и информационных технологий повышает качество учебного процесса за счет не только большой и современной информированности, но и за счет осмысления этой информации, достигаемого в результате активной, мотивированной, напряженной работы с учебным материалом, компьютерными моделями, информационными сетями в тесном сотрудничестве с учителем.
Я уверена, что широкое применение информационных технологий способно развивать творчество учащихся, повысить эффективность методов обучения для всех форм организации учебного процесса.
Развитие творческих способностей в нашей школе осуществляется на многих уроках, факультативных занятиях, внеклассных мероприятиях (чаще всего это коллективно-творческая деятельность ребят), и соответственно, на уроках физики, русского языка и литературы, истории, ИЗО, музыки.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках музыки я использую следующие методы обучения:
* 1. Метод «открытий».
* 2. Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.
* 3. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.
* 4. Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей с одной стороны, с другой – приучаю четко выполнять ограничения.
* 5. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим правильное решение. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
* 6. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения одной и той же художественной задачи.
* 7. Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные результаты.
Музыка в школе особенный предмет. ИКТ не могут заменить творчество учащихся. Вместе с тем данный предмет несёт в себе значительный потенциал для использования ИКТ. Урок музыки с применением компьютерной поддержки развивает творческие способности и эстетический вкус учеников.
В результате я определила формы применения компьютера на моих уроках:
1. использование медиа – ресурсов как источника информации;
2. компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
3. поддержка интереса к предмету путем создания красочных презентаций, музыкальных клипов, викторин, кроссвордов, виртуальных путешествий, тестов, проверочных работ и т.п.;
4. введение в презентацию ученических работ по теме урока.
Использование медиа – ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству композиторов, направлениям в искусстве, к развитию музыкальной культуры в стране и мире, позволяет использовать на уроке разные произведения искусств, произведения музыки, литературы, фольклора.
В процессе работы я поняла, что использование покупных дисков нецелесообразно в полном объеме и неэффективно по времени использования, так как часто яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, особенности конкретного класса, правила и законы построения учебного процесса.
Поэтому, разрабатывая план урока, учитываю специфику классов, использую видео фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для закрепления. Для развития творчества учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю творческие задания, в которых обязательно продумываю систему ответов не только текстового характера, но и визуального.
Формирование информационной компетентности – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Поэтому, к обобщающим, открытым урокам создаю свои презентации, т.е. использую свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.
Фильм – презентацию использую так же на уроках – лекциях, беседах, путешествиях. Он помогает заинтересовать детей, удержать их внимание, не потерять связь среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом учитываю, что обширная текстовая информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, а самое главное – я считаю, что живую речь педагога сложно заменить текстом, даже если он полно и понятно раскрывает тему урока.
А вот определения, выведенные на экран, позволяют процесс их записи в тетрадь сделать быстрым и грамотным, так как уже не повторяешь несколько раз одно и то же, и ученик не ждет повтора учителя.
Демонстрацию учебного фильма сопровождаю небольшим комментарием – это позволяет мне общаться с классом, делать необходимые отступления и пояснения, а у детей имеется возможность задавать вопросы, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
Безусловно, весь урок на использовании компьютера не построишь, но есть приемы и методы ИКТ, которые при умелом использовании оживят урок, наполнят его наглядными картинами мастеров, отправят детей в путешествие по виртуальному музею, дадут большую конкретность теоретического материала и привлекут внимание детей.
Уроки музыки должны занимать не второстепенное, а своё, почётное место в ряду других школьных предметов.
15