Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы с использованием информационно-компьютерных технологий» 
ОБОШИ Суджанская школа-интернат
«Развитие творческих способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы с использованием информационно-компьютерных технологий»
 из опыта работы 
учителя музыки 
Рудаковой 
Елены Николаевны.
Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. 
   Все это заставило меня задуматься о том, как сделать процесс обучения интереснее и результативнее в соответствии с требованиями жизни.
    Применение инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий.
    Цель моей педагогической деятельности в течение последних трех лет – выявлять и активно использовать возможности применения компьютера на уроках музыки. 
  Эта цель реализуется на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс новых технологий и методик обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний и навыков, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя и учащихся, информатизации учебно-воспитательного процесса. 
   Компьютерные технологии расширили для меня диапазон используемых средств и методов работы, открыли новые возможности в работе, позволили решать разные образовательные задачи.
  Данные технологии дают мне возможность профессионального творческого общения с коллегами по всей стране и за ее пределами, оперативного обмена информацией (учительские сайты, базы данных по предметам), способствуют профессиональному росту и переподготовке (дистанционные курсы обучения), открыли новые возможности по подбору и использованию дидактического материала, расширили виды учебной деятельности для моих учеников (поиск материала в Интернете, обработка информации), позволили использовать на уроке современные технические средства (CD диски по предмету, обучающие программы, учебные игры, тесты).
   А самое главное, на деле доказала, что компьютер не заменит меня как учителя, он только дополняет мою работу.
  Таким образом, введение в учебный процесс компьютерных и информационных технологий повышает качество учебного процесса за счет не только большой и современной информированности, но и за счет осмысления этой информации, достигаемого в результате активной, мотивированной, напряженной работы с учебным материалом, компьютерными моделями, информационными сетями в тесном сотрудничестве с учителем.
  Я уверена, что широкое применение информационных технологий способно развивать творчество учащихся, повысить эффективность методов обучения для всех форм организации учебного процесса.
   Развитие  творческих способностей в нашей школе осуществляется на многих уроках, факультативных занятиях,  внеклассных  мероприятиях (чаще всего это коллективно-творческая деятельность ребят), и соответственно, на уроках физики, русского языка и литературы, истории, ИЗО, музыки.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках музыки я использую следующие методы обучения:
*          1. Метод «открытий». 
*          2. Метод привлечения жизненного опыта детей.  В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.
*          3. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.
*          4. Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей с одной стороны, с другой – приучаю четко выполнять ограничения.
*             5. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим правильное решение. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
*            6. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения одной и той же художественной задачи. 
*             7. Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные  результаты.
Музыка  в школе особенный предмет. ИКТ не могут заменить творчество учащихся. Вместе с тем данный предмет несёт в себе значительный потенциал для использования ИКТ. Урок музыки  с применением компьютерной поддержки развивает творческие способности и эстетический вкус учеников. 
  В  результате я определила формы применения компьютера на моих  уроках:
1. использование медиа – ресурсов как источника информации;
2. компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
3. поддержка интереса к предмету путем создания красочных презентаций, музыкальных клипов, викторин, кроссвордов, виртуальных путешествий, тестов, проверочных работ и т.п.;
4. введение в презентацию ученических работ по теме урока.
Использование медиа – ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству композиторов, направлениям в искусстве,  к развитию музыкальной культуры в стране и мире, позволяет использовать на уроке разные  произведения искусств, произведения музыки, литературы, фольклора.
  В процессе работы я поняла, что использование покупных дисков нецелесообразно в полном объеме и неэффективно по времени использования, так как часто яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, особенности конкретного класса, правила и законы построения учебного процесса.
   Поэтому, разрабатывая план урока, учитываю специфику классов, использую видео фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для закрепления. Для развития творчества учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю творческие задания, в которых обязательно продумываю систему ответов не только текстового характера, но и визуального.
  Формирование информационной компетентности – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
   Поэтому, к обобщающим, открытым урокам создаю свои презентации, т.е. использую свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.
  Фильм – презентацию использую так же на уроках – лекциях, беседах, путешествиях. Он помогает заинтересовать детей, удержать их внимание, не потерять связь среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом учитываю, что обширная текстовая информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, а самое главное – я считаю, что живую речь педагога сложно заменить текстом, даже если он полно и  понятно раскрывает тему урока.
  А вот определения, выведенные на экран, позволяют  процесс их записи в тетрадь сделать быстрым и грамотным, так как уже не повторяешь несколько раз одно и то же, и ученик не ждет повтора учителя.
   Демонстрацию учебного  фильма сопровождаю небольшим комментарием – это позволяет мне общаться с классом, делать необходимые отступления и пояснения, а у детей имеется возможность задавать вопросы, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
     Безусловно, весь урок на использовании компьютера  не построишь, но есть приемы и методы ИКТ, которые при умелом использовании  оживят урок, наполнят его наглядными картинами мастеров, отправят детей в путешествие по виртуальному музею, дадут большую конкретность теоретического материала и привлекут внимание детей.
Уроки музыки должны занимать не второстепенное, а своё,  почётное место в ряду других школьных предметов.
15