Конспект внеклассного мероприятия «О русском языке играючи»


МБОУ Беляевская ООШ
О русском языке играючи
(конспект внеклассного мероприятия по русскому языку)
Подготовила и провела: Демидова Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Беляево 2014
Цель - формирование интереса к изучению русского языка через приобщение к искусству слова.
Задачи:
воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;
развитие интереса к изучению русского языка, во внеурочной деятельности;
расширение кругозора учащихся;
развитие их творческих способностей, смекалки, сообразительности;
привлечение внимания учащихся к нарушению норм культуры речи;
формирование и пропаганда норм и правил русского языка среди учащихся;
сплочение коллектива.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, атрибуты к сценкам.
Ход мероприятия:
Вступительная песня на мотив « Учат в школе»
Все, кто любят наш язык,
Слово уважать привык,
Собрались сегодня в нашем светлом зале,
С русским языком дружить,
Добрым словом дорожить
Лучше вместе, потому что
Интересней.
Учитель: Сегодня нас ждет интересное событие. Мы совершим экскурсию по волшебной книге, страницы которой представляют некоторые разделы русского языка. Вы увидите множество интересных экспонатов, услышите занимательные рассказы о языке. «О языке – занимательно!» – это наш девиз. Экспонаты познакомят вас с некоторыми вопросами языка – его жизни, развития. Но сначала мы услышим ответ на вопрос: почему же сегодняшняя экскурсия посвящена русскому языку? А помогут нам наши знатоки.
Экскурсовод: Всем хорошо известно, что не  бывает общества без языка и языка без общества. Русский язык – язык наших прадедов. На нём написаны замечательные произведения, которые знают во всём мире. Язык Пушкина, Тургенева, Достоевского велик и могуч. Именно на русском языке мы произносим свои первые слова – «мама», «хлеб». Прочитали в букваре – «мама моет раму». Выучили первое стихотворение «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу». Вся наша жизнь пронизана песнями, сказками, загадками и все на русском языке.
Экскурсовод: Всё, что люди совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство, жизнь.
Экскурсовод: Всему название дано,
К примеру, зверь, предмет.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нет.
Экскурсовод: И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Экскурсовод: Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…
Страница «История письменности»
Приглашаем Вас на страницы «Истории письменности». Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали.
Сценка о первобытном человеке. (Учащиеся выбегают под музыку из песни «о вещах» в исполнении М.Боярского)
Ученик 1:
- Первобытный человек на свете жил.
Человек тот очень-очень грустным был.
Ученик 2:
- Ну а вы бы разве грустными не ходили,
Если б тоже первобытным очень были?
Ученик 1:
- Отчего же ты горюешь и грустишь?
Может, всё же грусть свою нам объяснишь?
Ученик 2:
- В шкуру мамонта одетым я хожу,И удобной я её не нахожу!И еду мне в магазине не купить-На охоте должен я еду добыть!А оружие моё – ну просто смех!Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!
Ученик 1:
- Но зато с тобой весь дружный род.И на помощь вся община вмиг придёт.
Ученик 2:
-Хорошо разумным людям рассуждать,Вам с природою не надо воевать.Нам же двигать эволюцию вперёд,«Хомо сапиенсам» чтоб пришёл черёд.Я, как вы, хочу уметь читать, писать,Я разумным существом мечтаю стать!
Экскурсовод : Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А возникло письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:
Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне.
Такое письмо рисунками называется пиктографией. Мы и сейчас используем картинки для передачи информации. Пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире. В настоящее время пиктограммы имеют узкоспециальную и второстепенную роль например, дорожные знаки, значки-элементы графического интерфейса пользователя ЭВМ. 
Затем появились иероглифы. Сообщение делилось на части, слова – на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов, и все их надо запомнить!
Третий этап развития письменности - звукобуквенный, когда каждый звук обозначается буквой. Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у финикийцев. Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.
Звуковым письмом пользуются большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет.
Страница «Пунктуация»
Экскурсовод: Мы рады приветствовать на странице пунктуации!
Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них.
Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. “Я сам все исправлю!” - заявил парикмахер, и, действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: “Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы моют”.
Давайте посмотрим, что может произойти с теми ребятами, которые плохо знают русский язык.
Сценка «На необитаемом острове». (Звучит музыка «Остров невезения» в исполнении А.Миронова)
Двоечник 1: Неужели мы на необитаемом острове?
Двоечник 2: Можно ничего не делать!
Двоечник 3: Не учить какие-то орфограммы правильного написания.
Двоечник 2: Не склонять слова!
Двоечник 1: Клево! Скучно только, что веселых перемен нет!
Двоечник 3: Ой, что-то есть захотелось... Да, сейчас хотя бы пирожок.
Двоечник 4: Так, обед откладывается. Солнце припекает. Давайте построим шалаш!
Двоечник 1:А ты умеешь?
Двоечник 2:Может, лодку построим?
Двоечник 3: Ты что, здесь физику надо знать,
Двоечник 2:Ура! Придумал! Давайте напишем письмо!
Двоечник 3: Точно, давайте писать.
Все вместе пишут письмо на большом листе ватмана. Затем демонстрируют письмо зрителям:
«Мы, ученики Беляевской школы, папали на ниабитаемый остров
и просим помащи. Нас нильзя аставить на острове».
Двоечник 4:По-моему, здесь нужна запятая. (Ставит запятую после слова «нельзя».) Теперь точно спасут.
(Раздается гром, все двоечники встают на колени, протягивая руки к небу).
Все: Господи, спаси нас!
Двоечник 3: Помогите нам выбраться отсюда!
Двоечник 4: Я буду хорошо учиться!
Двоечник 1: Я выучу все падежи!
Двоечник 4: А я - орфограмму правописания безударных гласных!
Все: Мы все будем делать правильно - только спаси!
Экскурсовод: Вот что бывает, если не учить русский язык!
Страница « Части речи»
Экскурсовод:
Следующая наша страница посвящена частям речи.
Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено все, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.
Произнесите слово “темнота”, и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе.
Все слова в русском языке объединены в большие групп, которые называются части речи.
Великий писатель М. Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.
Но, чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться.
Сценка: «Ученик возле доски»
Учитель:  Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.
Ученик: выходит к доске и готовится писать.
Учитель: (диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.”Ученик: пишет под диктовку на доске.
Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена  существительные.
Ученик: подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».
Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?
Ученик: Да!
Учитель: Начинай!
Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.
 Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж  именительный.
 Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.
 Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.
 Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал!
 Вот и всё!
Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Ученик:  Какую? Конечно, пятёрку!
Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “пятёрку”?
Ученик:  В предложном!
Учитель: В предложном? Почему же?
Ученик:  Ну, я же её сам предложил!
Экскурсовод : Вот так бывает с теми, кто не знает основных падежей русского языка.
«Страница современного русского языка»
Экскурсовод: Следующая страница, которую мы посетим, называется «Страница современного русского языка».
Экскурсовод: Говоря о русском языке, очень часто употребляют словосочетание «живое слово». А ведь живое слово, как живая вода в сказках. К.Алтайский писал:
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник, многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, Русский Язык!
Эта страница расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении её содержательности и чистоты.
Итак, представьте себе…
Читает подготовленный ученик:
Нюрины дебаты
(О засилии иностранных слов в современном русском языке)Агафье говорила Нюра:- Чудесна нынче конъюнктура,И мой опинион таков,Что есть немало женихов.Но, хоть я этому и рада,Дифференцировать их надо,Давай, Агафья, мы вдвоемПо ним дебаты проведем.Во-первых, исключим из квотыТех, у которых нет работыИли валюты в банке нет,А есть с нуждою паритет.И тех, кто ростом слишком мал,Пусть и имеет капитал.Но финишируем вступленье -Начнем само перечисленье:Варфоломей еще студент,Он не создаст истаблишмент,Ивана я не уважаю,Ему импичмент выражаю,И мне не нравится Семен -Спонтанно нелоялен он,А трансформировать ПавлинаВесьма опасно в семьянина.Зато Василий мной любим:Есть у меня консенсус с ним!
Экскурсовод: Интересно, сама Нюра поняла, о чем сказал?
Наше слепое подражание Западу наносит непоправимый вред русской речи. Мог ли предположить Тургенев, что в начале двадцать первого века наш великий и могучий язык окажется в таком катастрофическом положении? Люди стали забывать его могущество и величавость родного языка. А это грозит бедой, катастрофой.
Экскурсовод: Давайте задумаемся над тем, стоит ли так издеваться над своим родным, красивым языком!
Работа с плакатом «Словам-паразитам объявим войну!»
(ребята выходят с мини плакатами)Если слова-паразиты присутствуют в вашей речи, и вы хотите от них избавиться, используйте следующие методы:
Экскурсовод №1:Начните возвращать словам их смысл.
Не произносите их бездумно, а каждый раз вспоминайте, что каждое из них означает. Этот способ не применим к слову «собственно», но вот вспомнить, что слово «короче» - часть выражения «короче говоря», совсем несложно.Экскурсовод №2: Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ.
Это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно..Экскурсовод №3: Наказывай себя штрафом.
Сказал «типа» и день без сладкого.
Экскурсовод №4: Доведи ситуацию до абсурда – устрой себе «День паразита». Целый день (выходной) объясняйтесь только при помощи слов-паразитов. И вы наглядно убедитесь, что в общении от них нет абсолютно никакой пользы.Экскурсовод №5: Читай больше!
Это обогатит словарный запас. И в следующий раз вам не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы» и «типа».
Все участники исполняют песню читайки 
«Читайка»Как только появился я,Читателем я стал,Читала книжки мама мне,Мне папа их читал.Припев:Не просто так, не просто такСтраницы книг листать,А чтобы я и чтобы тыСумел читайкой стать.
Припев:Я от родителей своихРешил не отставать,Брал в руки книгиИ меня читайкой стали звать.Припев:Все буквы знал назубокВзял и сложил в слова.И книга стала о себеРассказывать сама.
Припев:Чтоб лучше быть, чтоб больше знатьТы книгу почитай,Ее как друга каждый деньТы к сердцу прижимай.Припев:Не просто так, не просто такСтраницы книг листать,А чтобы я и чтобы тыСумел читайкой стать.
(В. Борисов)
Экскурсовод: Пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.
Чтец 1: Когда ты хочешь молвить слово
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Чтец 2: Оно то жаворонком въётся,
То медью траурной поёт,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Чтец 3: Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Чтец 4: Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Песня.
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты-
Ведь это всё любви счастливые моменты»…
Действительно, слово – это великая сила. Учитель каждый день правильно общаться со словом!
Источники:
http://festival.1september.ru/articles/636301/http://zanimatika.narod.ru/Narabotki7_1.htmhttp://iplayer.fm/q/песня+читайки/http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1511901.html