Конспект урока по русскому языку на тему: Предложение 3класс УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ
МОУ «Гимназия №20»
Урок – путешествие
Повторение и обобщение
по теме : «Предложение»
( 3 класс)
Учитель начальных классов:
Решетникова Т. П.
Саранск.
I слайд.
Повторение и обобщение по теме: « Предложение»
II. слайд Задачи: Образовательные:
Углубить представление уч-ся о строении предложений с второстепенными членами предложений и их ролью (группа подлежащего и группа сказуемого).
Развивающие: упражнять уч-ся в умении различать главные члены предложения и словосочетания;
в правильном объединении слов в предложения, в согласовании второстепенных членов ( определений) с подлежащим, управлении сказуемым второстепенными членами;
в преобразовании предложений в схемы и наоборот - схемы в предложения;
в разборе предложений по членам и частям речи, в письме под диктовку и по памяти, в развитии устной и письменной речи;
развивать орфографическую зоркость, мышление, смекалку, познавательную активность
Воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру, воспитывать чувство ответственности за коллектив , уважение друг к другу.
III Слайд. Оборудование: опорные схемы, картинки, слайдовая презентация.
Ход урока:
IV слайд.. Организационный момент:1) - Прозвенел звонок – дружок, начинает урок.
- Все ль на месте
2) Приветствие гостей.
- Ребята, поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Интересным, увлекательным, познавательным, веселым, выполнить много разных задач, т.е. разнообразным.)
- А что потребуется от вас, чтобы урок прошел успешно? (Быть внимательным, активным, беречь время, уметь слушать ответы своих товарищей.)
- Вспомним, по какой стране мы путешествовали. (По стране,,Предложение»)
- Сегодня мы продолжим путешествие по этой замечательной стране , где будем упражняться в письме предложений под диктовку, в разборе предложений по членам и частям речи, в составлении предложений и схем, устанавливать связь между главными и второстепенными членами предложения , и т.д.
И так, назовите тему нашего урока « Предложение»
- Посмотрите план путешествия
5 слайд 1) «Вспоминай-ка», 2) Чистописание», « Словознай-ка», «Думай-ка», «Поиграй-ка», «Запоминай-ка», «Составляй-ка»
1-я остановка- «Вспоминай-ка»
- Расскажите все , что вы знаете о предложении. ( ответы уч-ся)
II –я остановка « Чистописание» Запишем красиво тему нашего урока.
- В письме каких букв будем упражняться ?
Слайд : - Прочитайте слова:, -позний, прекрасный,усный,чудес..ный,
трос ...ник, весник , ужасный, звезный, власный,серце, интересный
-На какую орфограмму записаны слова? ( непроизн. согл. –д, -т. Как
проверить?)
- Значит, будем упражняться в письме этих букв.( характеристика букв )Т
III-я остановка. «Словознай-ка» (словарно – орфографическая работа.) Возвращаемся к нашим словам:
- разделите слова на группы, найдите лишнее слово.
- в каком слове две орфограммы? ( тростник)
запишите слова.
- 1-ряд. – слова с буквой -д-, (поздний, праздновать, звездный)
-2-й вар. с буквой -т. ( анализ слов, как проверит непроизн. согл ?)- рядом –провер слово,( устный, тростник, вестник)
-разберите слова по составу, укажите части речи.
3 ряд с сочетанием –СН-
IV) «Наблюдай-ка»
-Дополните предложение главным членом. Выпишите только грамматическую основу каждого предложения.
1)Дует ласковый южный .. (ветер)
2) В поле .. проталинки (появились)
3) Звонко чирикают неугомонные (воробьи)
- Что вы выписали: словосочетания или предложения? Как называются такие предложения? (нераспростр.)
Какой текст вам понравился больше? ( там , кроме главных, есть еще и второстепен. члены )
Чем отличаются главные члены предлож. от второст.? ( без главных нельзя построить предложение)
- Что вы знаете о второст. членах предлож.? ( второст. члены подчиняются главным , они распространяют , поясняют, уточняют, дополняют и тд. )
х х
1) _____; сущ. + прилаг.; глаг. +предл. + сущ.; сущ. + предл. + сущ.
2) Что ? что делает?
3) Как? что делают? какие? кто?
- Посмотрите на схемы. Что они обозначают?
Запишите к этим схемам словосочетания и предложения.
( анализ словосочетаний и предложений)
- Разберите предл. по членам и частям речи.
- Как устанавливается связь в предложении?
Слайд. « Угадай-ка»
Выберите признак, который характеризует и предложение и словосочетание.
1)Имеет грамматическую основу.
2) Характеризуется смысловой и грамматической связью слов.
3) Обладает интонационной законченностью.
V) Работа у доски. Письмо предложения под диктовку.
Над полями и лесом ярко светит ласковое солнце.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
(Ф. Тютчев.)
-Разберите предложения по членам , укажите части речи.
-Составьте схему предложения. (1 предл.)
VI) «Составляй-ка» «Помоги Незнайке"
- Из данных слов составьте предложения. Озаглавьте текст.
Пожары, часто , лесные, по вине, возникают людей.
Костры, взрослые, разводят, и , дети, в лесу, забывают, тушить, их, и.
Гибнут, звери, от , пожара, птицы, и, растения.
Растет, годы, долгие, пожарище, лес, на, новый.
Лес, пожара, от, берегите.
Беседа по содержанию текста.
-Найдите и подчеркните грамм. основу в каждом предложении.
-Разберите по составу слово пожарище, подберите и запишите однокоренные слова
Слайд Физминутка. ( словосочетание – хлопаем, предложение – приседаем)
VII) «Запоминай-ка»
Письмо по памяти:
На со. нце темный лес зардел,
(В) д..лине пар б..леет тонкий,
И песню ранн. з..пел
(В) лазури жаворонок звонкий.
( В Жуковский)
- Орфографическая подготовка.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Сколько предложений в тексте?
-Как определить границы предложений?
-Разберите предложения по членам и укажите части речи.
-Укажите связь слов в предложениях.
VIII) Слайд.
«Составляй-ка»
-Напишите сочинение – миниатюру на тему:
«А уж ясно солнышко припекло, припекло!»
-Рассмотрите картинки, составьте и запишите пять-шесть предложений по опорным словам. Озаглавьте текст.
Весна, весеннее солнце, потоки яркого света, , лазурное небо, ласковый ветерок, свежий воздух, пение птиц, душистые клейкие почки, прекрасное настроение.
IХ). Слайд.
Итог урока.
Чему учились на уроке?
Какие члены предложения являются главными?
-Какую роль в предложении играют второстепенные члены?
Как устанавливается связь между членами предложения?
-Что понравилось?
Что узнали нового?
Ваши пожелания.
-Отметки за работу на уроке .( комментирование)
Х). Слайд.
Дом. задание : повторить словарные слова,
упр. 13. С. 95. ( объяснение выполнения дом. зад.)