Конспект урока по русскому языку на тему: Предложение 3класс УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ 
МОУ «Гимназия №20»
Урок – путешествие
Повторение  и  обобщение
 по теме : «Предложение» 
 ( 3 класс)                                                            
                                                          Учитель начальных классов:
                                        Решетникова Т. П.
                                          Саранск.
   I слайд.                        
Повторение   и  обобщение  по теме: « Предложение»
  II. слайд Задачи:	Образовательные:
Углубить представление уч-ся  о строении предложений  с второстепенными членами предложений  и  их ролью (группа подлежащего  и  группа  сказуемого).
Развивающие:  упражнять  уч-ся  в умении  различать  главные  члены  предложения  и  словосочетания;
    в правильном  объединении слов  в предложения, в согласовании второстепенных членов ( определений) с подлежащим, управлении сказуемым второстепенными  членами;  
    в преобразовании предложений  в  схемы и  наоборот -  схемы  в предложения;
   в разборе  предложений  по членам  и частям  речи, в письме под  диктовку и по памяти, в развитии  устной  и письменной  речи;
       развивать орфографическую зоркость, мышление, смекалку, познавательную активность
  Воспитательные:
  воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к  окружающему   миру, воспитывать  чувство  ответственности  за  коллектив , уважение  друг к  другу.
III Слайд. Оборудование:  опорные  схемы, картинки,  слайдовая  презентация.
                                                         Ход урока:
IV слайд.. Организационный момент:1) - Прозвенел звонок – дружок, начинает урок.
   - Все ль  на месте
2) Приветствие гостей.
- Ребята, поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Интересным, увлекательным, познавательным, веселым, выполнить много разных задач, т.е. разнообразным.)
 - А что потребуется от вас, чтобы урок прошел успешно? (Быть внимательным, активным, беречь время, уметь слушать ответы своих товарищей.)
- Вспомним, по какой стране мы путешествовали. (По стране,,Предложение»)
- Сегодня  мы продолжим   путешествие  по  этой  замечательной  стране , где будем  упражняться  в письме  предложений  под  диктовку, в разборе предложений  по членам и частям  речи, в составлении предложений и схем, устанавливать  связь между  главными  и второстепенными членами предложения , и т.д.
  И так, назовите  тему  нашего урока  « Предложение» 
- Посмотрите  план  путешествия 
5 слайд  1) «Вспоминай-ка», 2) Чистописание», « Словознай-ка», «Думай-ка», «Поиграй-ка», «Запоминай-ка», «Составляй-ка»
1-я  остановка- «Вспоминай-ка» 
- Расскажите  все  , что вы  знаете  о предложении. ( ответы  уч-ся)
  II –я  остановка « Чистописание»  Запишем красиво тему нашего  урока.
- В письме  каких  букв  будем упражняться ?
Слайд :  - Прочитайте  слова:, -позний, прекрасный,усный,чудес..ный,  
трос ...ник,   весник , ужасный,   звезный,   власный,серце, интересный 
-На  какую  орфограмму записаны  слова? ( непроизн. согл. –д, -т. Как 
проверить?)
- Значит,  будем  упражняться  в  письме  этих букв.( характеристика  букв )Т
III-я остановка.  «Словознай-ка» (словарно – орфографическая  работа.) Возвращаемся   к нашим  словам:
- разделите  слова на группы, найдите  лишнее  слово.
 - в каком  слове   две  орфограммы? (  тростник) 
запишите слова.
- 1-ряд. – слова   с  буквой  -д-,   (поздний, праздновать, звездный)
-2-й вар.   с  буквой -т. ( анализ слов, как  проверит непроизн. согл ?)- рядом –провер слово,( устный,  тростник, вестник)
-разберите  слова  по составу, укажите  части речи.
 3 ряд  с сочетанием –СН-
IV) «Наблюдай-ка»
 -Дополните  предложение главным членом. Выпишите  только  грамматическую основу  каждого предложения.
1)Дует  ласковый  южный  .. (ветер)
2) В поле  .. проталинки  (появились)
3)  Звонко чирикают  неугомонные      (воробьи)
- Что вы выписали: словосочетания  или  предложения? Как называются  такие  предложения? (нераспростр.)
Какой  текст вам  понравился   больше?  ( там , кроме  главных, есть еще  и второстепен. члены )
Чем  отличаются  главные члены предлож.  от второст.? (  без  главных нельзя построить предложение)
  - Что вы  знаете  о второст. членах предлож.?  ( второст. члены  подчиняются  главным , они  распространяют , поясняют, уточняют,  дополняют и тд. ) 
                         х                               х                           
1) _____;        сущ. + прилаг.;      глаг. +предл. + сущ.;  сущ. + предл. + сущ.
  2)    Что ?   что  делает?   
  3)   Как?   что  делают? какие?  кто?
- Посмотрите на  схемы. Что  они  обозначают?
Запишите к  этим  схемам словосочетания  и  предложения.
( анализ  словосочетаний  и предложений)
- Разберите  предл. по членам  и частям  речи.
 - Как  устанавливается связь в  предложении?
Слайд. « Угадай-ка»
Выберите  признак, который  характеризует  и предложение  и словосочетание. 
1)Имеет  грамматическую  основу.
2) Характеризуется   смысловой  и  грамматической  связью  слов.
3) Обладает  интонационной  законченностью. 
V) Работа  у  доски. Письмо предложения под  диктовку.
Над  полями  и  лесом  ярко светит ласковое  солнце.          
         Еще  в  полях  белеет снег, 
          А воды уж  весной  шумят. 
                                         (Ф. Тютчев.)
-Разберите  предложения по членам , укажите   части  речи. 
 -Составьте  схему предложения. (1 предл.) 
VI)   «Составляй-ка»   «Помоги Незнайке"
-  Из  данных слов  составьте  предложения. Озаглавьте  текст.
Пожары, часто ,  лесные, по вине, возникают  людей.
Костры, взрослые,  разводят,  и , дети, в лесу,  забывают,  тушить, их, и.
Гибнут,  звери,  от , пожара,  птицы, и, растения.
Растет,  годы,  долгие, пожарище,  лес, на, новый.
Лес, пожара,  от,  берегите.
Беседа  по содержанию  текста.
-Найдите  и подчеркните  грамм.  основу  в  каждом предложении. 
-Разберите   по составу слово  пожарище, подберите и  запишите  однокоренные слова
Слайд  Физминутка. ( словосочетание – хлопаем, предложение – приседаем)
VII) «Запоминай-ка»
Письмо  по памяти: 
На со. нце темный  лес  зардел,
                                            (В)  д..лине  пар б..леет  тонкий,
                                            И песню  ранн.   з..пел
(В)  лазури  жаворонок  звонкий.
                                                                            ( В Жуковский)
- Орфографическая подготовка.             
- Вставьте пропущенные  буквы.
 - Сколько   предложений  в   тексте?
-Как  определить границы предложений?
-Разберите  предложения  по членам  и укажите  части  речи.
 -Укажите  связь слов  в  предложениях.
VIII)  Слайд.
«Составляй-ка»
-Напишите  сочинение – миниатюру на тему:
 «А уж ясно солнышко припекло, припекло!»
-Рассмотрите  картинки,  составьте  и запишите   пять-шесть предложений  по  опорным словам. Озаглавьте  текст.
Весна,  весеннее солнце,  потоки яркого света,  , лазурное небо,  ласковый ветерок, свежий воздух,  пение  птиц,  душистые клейкие почки, прекрасное настроение.
IХ). Слайд.   
Итог урока.
Чему  учились на  уроке?
 Какие  члены  предложения  являются  главными?
-Какую роль в предложении  играют второстепенные  члены?
 Как устанавливается  связь  между  членами предложения?
-Что понравилось?
 Что узнали  нового?
 Ваши пожелания. 
-Отметки  за  работу на  уроке .( комментирование)
Х). Слайд.
Дом. задание : повторить словарные слова,
 упр. 13. С. 95. ( объяснение   выполнения дом.  зад.)