Конспект урока русского языка в 6 классе Местоимение как часть речи
Конспект урока русского языка вшестом классеТип урока: первичное объяснение нового материала.Тема: Местоимение как часть речи.Цели: 1. учащиеся должны знать о местоимении как о части речи, о синтаксической функции местоимений; уметь находить местоимения в речи, определять их синтаксическую роль в тексте, правильно употреблять местоимения. 2. способствовать развитию навыков грамотного письма и речи; навыков работы с книгами; развивать мышление, память, внимание к слову.3. воспитывать любовь к своему языку, интерес к изучению русского языка.Оборудование: макет паровозикаХод урока: 1. оргмомент (1 мин.).Проверка готовности к уроку, приветствие учащихся.2. целепологание (11 мин.).Синтаксический разбор предложения( один ученик у доски).Я рано почувствовал красоту русского языка.Слово учителя.Русский язык, действительно, очень богат и красив. Об этом неоднократно говорили многие выдающиеся люди. Вот только некоторые известные высказывания... (чтение учащимся высказываний о русском языке, подобранных дома). На уроках литературы мы знакомимся с бессмертными произведениями русских писателей, зачастую восхищаемся тем, как мастерски они пользуются нашим великим языком, картинами, которые они рисуют, грамотно и искусно подбирая нужные слова.
-Как же поэты и писатели достигли такого совершенства в овладении языком ? Что нужно для того , чтобы грамотно говорить и писать, чётко и ясно излагать свои мысли ?(Нужно изучать русский язык , развивать языковое чутьё).
Вам многому ещё предстоит научиться на уроках русского языка , но какими навыками грамотной речи вы уже владеете . Проверим ,так ли это.
Мы записали предложение (чтение предложения).
Продолжим разговор о языке (чтение 2-ого предложения).В русском языке меня привлекала его звучность , богатство слов и выражений.
-Грамотно ли автор построил данное высказывание? Аргументируйте свой ответ. (Здесь допущена речевая ошибка).
-Исправьте ошибку ,запишите правильный вариант .
В нём меня привлекала его звучность , богатство слов и выражений .
-Какая часть речи помогла нам избежать нежеланного повтора слов?(Местоимение).
-Итак ,тема нашего сегодняшнего урока ... (формулировка и запись темы учащимися).
-Местоимения представляют сравнительно небольшую группу слов (общее число их около 70), но по частоте употребления занимают 3 место (после существительного и глагола ).Я расскажу вам об одном маленьком , но очень умном местоимении : "Кто ?".А если бы этого слова не было , вам бы пришлось спросить: "Это Света ,Петя , почтальон , сосед…?» И сколько бы времени прошло, пока бы вы догадались? А в коротком словечке кто находятся все имена.
- Итак, какую роль играют местоимения в нашем языке? Важны ли местоимения в нашей речи? Стоит ли на изучать местоимения (ведь их так мало)? (Местоимения играют очень важную роль в языке. Они помогают нам общаться, понимать друг друга, делают речь краше, позволяют избегать речевых ошибок. Конечно же, их стоит изучать).- А для чего нужно изучать местоимения?
(Местоимения нужно изучать для того, чтобы красиво и правильно говорить, избегать неуместных повторов в речи, понимать друг друга, повысить свой интеллектуальный уровень).
- Итак, сегодня на уроке мы должны узнать о местоимении как части речи, учиться находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль.
4. объяснение нового материала (20мин.).
Мы отправимся в мир местоимений на этом паровозике. Его мы так и назовем «Местоимение». В процессе нашего путешествия мы должны будем посетить 9 станций, на каждой из них нас ждет вагончик, который, в случае вашей успешной работы, будет присоединён к основному составу. Ну а название этих станций и почему их 9, мы узнаем позже. Итак, в путь!
- Послушайте текст, ответьте на вопросы: кто шел и бежал? Являются ли слова он, моей, у самой, его названиями предметов?
(Первое предложение не читать). Я ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги; когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я бежал быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл. Он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.
(В. Луговской)
Ответы учащихся на вопросы, чтение первого предложения
- Какой литературный приём использует автор при описании кленового листа? (Олицетворение).
Вывод №1: Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его .-Прослушайте стихотворение (при повторном чтении учащиеся выписывают местоимения вместе с падежами).
Моя Грамматика
Я талантлив от рожденья!
Не дурак и не простак!
И моё местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво - наперво решительно
Скажет вам семья моя
Что, конечно, Именительный
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня,
И не зря. Падеж Родительный
Для кого? А для меня
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки. Дательный –
Это значит - только мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните: Винительный
Не касается меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительной спиной!..
Нет, друзья, падеж Творительный
Сотворён совсем не мной!
Ждёте, видимо, Предложного?
Новых данных обо мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
(М.Раскатов).
Вывод № 2: Местоимения, как правило, изменяются по падежам.
- Отредактируйте записанный на доске текст, заменяя повторяющиеся существительные местоимениями, подчеркните местоимения как члены предложения (все самостоятельно , один у доски, В.П.) Оставшись одна, Тётка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к Тётке (ней) незаметно. В Тёткином (её) воображении появились несметные фигуры.
- Перу какого автора принадлежат данные строки? (Чехову А.П.) Как называется это произведение? (Каштанка) Проверка работающего у доски.
Вывод № 3 : в предложении местоимение может быть подлежащими, определением, дополнением.
- Прочитайте правило в учебнике (из на стр) Что вы ещё узнали с местоимением? (Местоимения указывают на признаки и количества; некоторые местоимения изменяются по родам и числам).
5 Обобщение и систематизация знаний (5мин.)
- Итак, что такое местоимение?
- Могут ли склоняться местоимение?
- Могут ли они изменяться по лицам и числам?
- Какими членами предложения могут быть местоимения?
- Почему станций 9? (чтение материала под с. 141) (Каждая станция соответствует одному из разрядов местоимений).
- А на какую из этих станций наш паровозик прибудет в следующий раз, вы увидите , если выпишите из следующего отрывка Роберта Рождественского местоимения. (Один чел-к у доски, остальные самостоятельно).
Я, ты, он, она
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове мы сто тысяч я
Проверка работающего у доски
- Знакомы ли вы с данными местоимения? (Да)
- Определите разряд этих местоимений (Личные).
- На какую станцию прибудет наш паровозик?
(Личные местоимения)
Сформулируйте тему следующего урока (Личные местоимения)
Д/з : (комментирование д/з)
Комментирование оценок (2 мин)
Итоги урока (1 мин)