Разработка урока по русскому языку для учащихся 6 класса. Местоимение как часть речи.


6 класс
Дата проведения урока______________
Урок № _______
Тема. Местоимение как часть речи.
Цели: рассказать учащимся о местоимении, научить определять синтаксическую роль местоимений в предложении, ознакомить учащихся с особенностями местоимений; развивать умение находить местоимение в тексте; воспитывать языковое чутье, интерес к родному языку.
Оборудование: учебник «Русский язык, 6 класс», карточки с разноуровневым заданием для самостоятельной работы.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Проверка домашнего задания (фронтально).
Беседа.
• Назовите самостоятельные части речи.
• Какие вы знаете члены предложения?
• На какие вопросы они отвечают?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель. Впервые о местоимении упоминается в конце 18 века. Происходит слово «местоимение» от греческих слов, обозначающих «вместо», «за» и «имя», то есть местоимение – вместо имени.
IV. Изучение нового материала.
Учитель читает текст. (Задания учащиеся выполняют устно).
С виду хорек маленький и безобидный. Мордочка у него круглая, симпатичная, как у кошки. А в теплой шубке он такой красивый, что хочется потрепать его пушистую шерстку. Но это с виду хорек кажется таким безобидным. Стоит посмотреть на его ловкое, гибкое тело, на его острые клыки и стремительные хищные движения, сразу поймешь, что имеешь дело с грозным, хоть и маленьким, хищником.
- Какими словами заменяются слова зверек, хорек?
- Какую стилистическую роль играют в тексте местоимения?
Слово учителя.
Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
По значению делится на девять разрядов. В предложении выполняет роль подлежащего, дополнения, определения. Местоимения, указывающие на предметы, обладают некоторыми признаками существительных. Местоимения я, ты, вы, мы, кто указывают на одушевленные предметы, а что – на неодушевленные. Эти местоимения изменяются по падежам. Местоимения, которые указывают на признак, обладают грамматическими признаками имен прилагательных.
Ознакомление учащихся с теоретическим материалом учебника на стр._____.
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
1) Работа у доски (1 ученик). Остальные учащиеся работают в тетради.
Запишите текст. Подчеркните в тексте местоимения.
Аркадий, конечно, сразу сообразил, что спустился в тумане не по той стороне хребта, но, когда он повернулся, чтобы снова забраться наверх, его охватил ужас. Только по счастливой случайности нашел он единственный путь сюда – крутую тропу, окаймленную острыми камнями. Другого пути не было.
Работа с учебником. Упр.№ _______ (письменно).
Самостоятельная работа (письменно). Карточки с заданием.
Учащиеся сдают тетради с самостоятельной работой.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Расскажите о местоимении, его значении и роли в предложении.
VII. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал параграфа _____.
Выполнить упр. № ______.