Урок по русскому языку для 6 класса : «Местоимение как часть речи»


Урок по русскому языку для 6 класса : «Местоимение как часть речи»
Цель урока:
1. Знать особенности местоимения как части речи (указательно-заместительная функция), особенности лексико-грамматического значения, роль местоимения как средства связи предложений в тексте, синтаксическую функцию местоимений;
2. уметь находить местоимения в тексте, правильно их употреблять;
3. воспитывать чувство патриотизма, расширять кругозор учащихся через художественные тексты.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: карточки-задания, презентация
Ход урока.
Орг. момент.
Сообщение темы, цели урока, мотивация.
1.Сегодня мы начинаем изучать необычную часть речи. Она представляет собой небольшую группу слов, общее их число около 70. Их всего 70, а без них очень трудно обойтись. Их всего 70 , а по частоте употребления они занимают третье место после существительных и глаголов.
*Может быть, кто-то уже догадался, о чем идет речь?
Действительно – это местоимение. Местоимение – тема очень важная, изучается эта часть речи только в 6 классе, оттого как вы её усвоите, зависит и ваш выпускной экзамен в 9, 11 классах, поэтому от вас требуется особое внимание. С местоимением вы уже знакомились в начальных классах.
*Кто помнит, что это за часть речи? Что она обозначает?
*А как образовано слово местоимение? (вместо имени)
*Что значит вместо имени?
*А какие местоимения вы знаете?
2.Рассмотрим небольшой текст (записан на доске):
1. С пограничной заставы выехал в отпуск мой приятель. 2.Как только я узнал, что он приехал, я обрадовался и сразу же побежал к нему. 3.Вот сейчас порасскажет он, думаю, мне чудеса.4. Про свою службу, про случаи на границе, про шпионов и про военных собак…
*Найдите в тексте местоимения, вместо какой части речи они употреблены?
*Для чего они использованы в данном тексте?
* Выпишите местоимения в тетрадь.
* Спишите по одному предложению (работа в группах), подчеркните местоимения как члены предложения, указав при этом на какой вопрос они отвечают. (один из представителей каждой группы подчеркивает на доске)
* Что у вас получилось? Какой вывод мы делаем? (местоимение отвечают на вопросы: кто? чей? к кому?... могут быть подлежащим, определением, дополнением)
3. А теперь обратимся к учебнику и выясним, всё ли правильно мы определили. Откройте стр.158, найдите правило, сравним наши выводы с научными сведениями (чтение правила учащимся).
*Скажите, что вы уже знали? А что для вас ново?
* Вывод. Итак, местоимение – это… (продолжите).
4. В начальных классах вы уже знакомились с личными местоимениями, на самом же деле по значению и грамматическим особенностям выделяют несколько разрядов. Познакомимся с ними (чтение по цепочке, проговаривание), работа с учебником стр.158.
Сколько всего разрядов?
Какой из них имеет всего лишь одно местоимении?
Какой разряд отвечает на вопросы притяжательных местоимений?
Какие разряды очень похожи друг на друга?
Разряд местоимений Местоимения
Личные
Возвратное
Вопросительные
Относительные
Неопределенные
Отрицательные
Притяжательные
Указательные
Определительные Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они
Себя
Кто? Что? Каков? Чей?
Кто, что, каков, чей
Некто, кое-кто, нечто
Никто, ничей, никакой
Мой, твой, наш, ваш, их
Тот, этот
Весь, самый, другой
Со всеми этими местоимениями нам предстоит познакомиться на последующих уроках.
5. А теперь повернитесь друг к другу и расскажите друг другу о разрядах местоимений.
*Подведем итог:
С какими разрядами местоимений вы познакомились? Сколько их всего?
Закрепление.
1) Запишем небольшой текст, но сначала послушайте его:
Моего брата зовут Виталий. Виталий служил в военно-воздушных войсках. Когда Виталию приходилось выполнять опасные задания, Виталий был очень смел и храбр. За отличную службу Виталий получил очень много наград.
Всё ли в этом тексте правильно?
Что здесь нужно изменить, чтобы текст получился красивым, грамотным?
Запишите данный текст, но в исправленном виде, вместо повторяющихся слов используйте подходящие местоимения.
Подчеркните местоимения и существительные, вместо которых они употреблены.
Вывод: *Для чего местоимения нужны в данном тексте? (местоимения могут соединять предложения в тексте).
2) В руках у меня отрывок из какого-то произведения, я не могу определить о ком он и кто его написал. Помогите мне, пожалуйста. Послушайте.

Но она ни о чем не думала и только горько плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил её спину и голову, и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила её по боку. Она вскочила. (А.П.Чехов, «Каштанка»).
*Почему трудно определить оком идет речь?
*Какой вывод можно из этого сделать?
Вывод: нельзя начинать текст с местоимения, т.к. не понятно о ком или о чем ведется повествование.
3) Итак, ребята, вы узнали уже достаточно много об употреблении местоимений. Предлагаю вам использовать полученные знания на практике. Скоро праздник. Давайте подпишем поздравительную открытку своему дедушке, папе, брату, другу. Вставьте необходимые слова или местоимения на месте пропусков (работа на карточках, один на компьютере).
Дорогой мой_____________________ . Поздравляю ____________ с Днём Защитника Отечества . Пусть_______________ праздник согреет _____________ сердце, принесёт __________ удачу, пусть счастье и радость __________ дня надолго останутся в ______________ душе! И пусть сбудутся _________ мечты! Очень __________ горжусь!
*Проверим.
Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.

4)Местоимение позволяет сделать речь более яркой, избежав повторений. Вашему вниманию предлагается отредактировать текст, убрав повторы. Спишите, подчеркнув слова, которые связывают предложения.
Iв. Сестре Соне было четыре года. Я любил Соню страстно, и Соня платила мне такою же любовью; но установившийся взгляд на меня, как на отпетого маленького разбойника, воздвиг и между Соней и мной высокую стену. Всякий раз, когда я начинал играть с Соней , по-своему шумно и резво, старая нянька, ...немедленно просыпалась, быстро схватывала мою Соню и уносила к себе…
IIв. Между тем Маруся, упершись маленькими ручонками в пол часовни, старалась тоже выкарабкаться из люка. Маруся падала, вновь приподымалась и, наконец, направилась нетвердыми шагами к мальчишке. Подойдя вплоть, Маруся крепко ухватилась за мальчишку и, прижавшись к мальчишке, поглядела на меня удивленным и отчасти испуганным взглядом.
А теперь проверим полученные тексты, сравним их с оригинальным текстом:
Сестре Соне было четыре года. Я любил ее страстно, и она платила мне такою же любовью; но установившийся взгляд на меня, как на отпетого маленького разбойника, воздвиг и между нами высокую стену. Всякий раз, когда я начинал играть с нею, по-своему шумно и резво, старая нянька,… немедленно просыпалась, быстро схватывала мою Соню и уносила к себе… Между тем Маруся, упершись маленькими ручонками в пол часовни, старалась тоже выкарабкаться из люка. Она падала, вновь приподымалась и, наконец, направилась нетвердыми шагами к мальчишке. Подойдя вплоть, она крепко ухватилась за него и, прижавшись к нему, поглядела на меня удивленным и отчасти испуганным взглядом.
5) Очень часто встречаются предложения, имеющие двойственное значение из-за неправильного употребления местоимений. Найдите ошибки в употреблении местоимений, дайте правильный ответ (задание в группах).
* Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.
*Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
*Собачонке было три недели, и у него начали прорезаться глаза..*Враг был силён, но они скоро сдались.
Вывод:
*Почему возникли данные недочеты?
Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное, а двусмысленность может вызываться одинаковым родом разных существительных.
Итог урока. Сегодня вы очень плодотворно поработали, вы большие молодцы, а теперь подведем итоги урока.
*Что нового вы узнали на данном уроке?
*Что же такое местоимение?
*На что указывает?
*Каким членом предложения может быть?
*На какие разряды они делятся?
Домашнее задание.
стр.158 правило.
Упр.390 или написать небольшой рассказ о службе своего папы в армии, подчеркнуть местоимения.