Презентация к родительскому лекторию в 5-х классах Возрастные особенности адаптации при переходе в среднее звено
Возрастные особенности адаптации пятиклассников при переходе в среднее звеноПодготовила педагог-психолог Коломиец Юлия Григорьевна
Кризис отрочества- переход от детства к взрослости.Подросток – уже не дитя, но еще не взрослый.
Изменения… какие они?..1. физиологические:*бурный рост: у мальчиков прирост за год 6-10 см., у девочек 6-8 см.;*окостенение скелета;* возрастает сила мышц;*развитие внутренних органов неравномерное;*рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца;*возрастает объем мозга;*процессы возбуждения преобладают над процессами торможения;*половое созревание!
2. Изменения в эмоциональной сфере - последствия физиологических изменений:* утомляемость;* повышенная возбудимость или заторможенность;* раздражительность, вспыльчивость, что может выражаться иногда в аффектах – бурное проявление эмоций;* упрямство, эгоизм, уход в себя;* острота переживаний;* конфликты с окружающими;
3. Изменения психических процессов:* восприятие более целенаправленно, организованно и планомерно; * внимание еще произвольно и избирательно (может долго сосредотачиваться на интересном материале);* запоминание в понятиях, связанных с осмысливанием, анализом и систематизацией информации;* критичность мышления – требование доказательств.
4. Развитие личности – кризис идентичности:*авторитет педагога и родителя снижается;* проявляет больше самостоятельности;* общение со сверстниками, взаимоотношения выступают на первый план, а учебные достижения на второй (успеваемость падает, снижается учебная мотивация);* формирование нравственных идеалов и моральных убеждений, которые имеют неустойчивый , противоречивый характер.
Что такое адаптация?Адаптация – процесс приспособления к новым условиям.Дезадаптация – неумение решать новые задачи, поставленные самой жизнью.
Виды дезадаптации:1. Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности, отставание в развитии от сверстников.2. Поведенческая – несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Виды дезадаптации:3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.4. Соматическая – отклонения в здоровье ребёнка.5. Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Адаптация зависит от:1. интеллектуальной готовности ученика;2. коммуникативных навыков;3. соблюдение школьных правил;4. ориентация в новых ситуациях;5. требований родителей.6. требований учителей
Признаки дезадаптации:Усталый, утомленный вид;Нежелание ребенка делиться впечатлениями о проведенном дне;Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;Нежелание выполнять домашние задания;Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
Признаки дезадаптации:Жалобы на те или иные события, связанные со школой;Беспокойный ночной сон;Трудности утреннего пробуждения, вялость;Постоянные жалобы на плохое самочувствие;Пропуски уроков.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ОБУЧАЕМОСТИ
Некоторые истоки проблем пятиклассников:В письменных работах пропускает буквы. Не умеет применять правила, хотя знает их формулировки .С трудом решает математические задачи. Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян. Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы. Не умеет работать самостоятельно.
Некоторые истоки проблем пятиклассников:С трудом понимает объяснения учителя. Постоянно что-то и где-то забывает. Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради). Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний. Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Золотые правила воспитания для родителей:Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомниться в этом. Принимайте ребёнка таким, какой он есть: со всеми достоинствами и недостатками. Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности. Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место. Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
Золотые правила воспитания для родителей:Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален. Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как Вы хотите. Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несёте именно Вы.
Рекомендации родителям подростков:Помогать справляться с трудностями в учебе, держать контакт с учителями, классным руководителем.Дополнительные занятия.Вместе проанализировать те замечания, которые делают педагоги и сформулировать новые параметры оценки успеваемости. Объяснить, что вы волнуетесь и переживаете за его учебу не меньше.
Рекомендации родителям подростков:Общаться на равных.Подбадривать, поддерживать, хвалить, но не перехваливать.Организовать дополнительную занятость.Быть терпеливыми и спокойными.Не придавать слишком большого значения оценкам в школе, а больше уделять внимание растущей личности ребенка.Если у вас есть личные проблемы – обратитесь за помощью!
Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел.