Проект Быть информированным означает быть успешным
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бартатская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Быть информированным означает быть успешным»
Руководитель проекта: Карпов С.В.
учитель иностранных языков
2013 – 2014г.
Актуальность проекта.
Весной и летом в жизни выпускников 11 класса произойдут два наиболее значимых в их школьной жизни события: сдача выпускных экзаменов за курс средней общеобразовательной школы с последующим получением аттестата зрелости, дающий право на поступление в соответствующее их мечтам и наклонностям учебное заведение. Каждый из выпускников надеется и стремится к тому, чтобы пройти через эти испытания успешно или с наименьшими потерями. В обоих случаях им уже сейчас необходимо сделать единственно правильный выбор в пользу тех предметов, которые они предпочтут сдавать в качестве государственных экзаменов, не считая обязательных (русский язык и математика). Выбранные ими предметы и количество набранных баллов должны позволить им безболезненно поступить в учебное заведение соответствующего типа. Успешная сдача экзаменов – залог успешного самоопределения учащихся выпускного класса в будущем.
С целью выявления уровня самоопределения среди старшеклассников было проведено анкетирование на начало 11 класса. Как показывают данные проведённых анкет, именно выбор будущей профессии, определение учебного заведения для дальнейшего обучения, требования при поступлении вызывает у современных выпускников больше всего затруднений и сомнений. Так, 72% старшеклассников испытывают трудности при определении учебного заведения и требований при поступлении в них, всего 45% определились с выбором профессии, остальные затрудняются, но хотят продолжить обучение. У 80% из определившихся учащихся наблюдается соответствие между выбором предметов на экзамены и предметами, необходимыми при поступлении.
При выборе профессии подростки руководствуются тремя позициями:
Хочу – интересы, склонности, желание заниматься интересующим делом;
Могу – уровень подготовленности, уровень знаний, правовая защищенность при выборе учебного заведения для продолжения обучения, наличие способностей к выбранному виду деятельности;
Надо – спрос на профессию, потребность в ней общества.
Сюда же присоединяются раздумья о ряде факторов, которые тоже немаловажны, а именно: престижность профессии, оплата труда, место жительства.
Сделать правильный выбор, не владея необходимой информацией, нелегко. Бытует расхожее и абсолютно верное по своей сути мнение о том, что информирован - значит вооружён. Согласно статье 17 «Конвенции о правах ребёнка» государство должно обеспечивать такие условия, «чтобы ребёнок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию» и статье 28 «доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей».
Желание оказать выпускникам помощь в определении правильности их выбора, предоставить им возможность получения своевременной информации о правовых основах итоговой аттестации привело к созданию данного проекта.
Цель проекта:
Создание единого информационного правового пространства в школе, направленного на содействие социального, духовного и морального благополучия выпускника для их дальнейшего самоопределения.
Задачи проекта:
Создать условия для изучения нормативно – правовой базы о правах ребёнка на итоговую аттестацию и на продолжение образования.
Собрать банк данных сайтов Internet о ЕГЭ и условиях поступления в ВУЗы, ССУЗы.
Сформировать умение делать осознанный выбор, принимать самостоятельное решение.
Проект рассчитан на учебный год.
Ожидаемый результат:
сформированное умение ориентироваться в информационном пространстве и применять информацию для достижения личных целей.
Показатель результативности: прохождение всеми учащимися 11 класса итоговой аттестации, поступление в учебное заведение выбранного профиля.
Участники проекта: учителя, учащиеся 11 класса, их родители.
План – карта действий по реализации проекта.
Этапы
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Организационный
Подготовка локальной нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение ЕГЭ.
ноябрь
администрация
Сбор информации о ВУЗах, ССУЗах, и правилах приема в них.
в течение года
классный руководитель
Установление взаимодействия с Центром занятости (Б. Мурта) для получения информации о наиболее востребованных профессиях.
декабрь
классный руководитель
Разработка памяток о процедуре сдачи экзамена по предметам.
ноябрь
учителя-предметники
Подготовка анкет
ноябрь
зам. директора по УВР, классный руководитель.
рабочий
Проведение анкетирования
ноябрь,
март
зам. директора по УВР, классный руководитель
Проведение родительского собрания «Роль родителей в процессе подготовки их детей к экзаменам и определению их будущего».
декабрь
классный руководитель,
родительский комитет
Оформление и пополнение информационного стенда с отражением нормативно-правовой базы проведения ЕГЭ и информации о ВУЗах и ССУЗах края.
в течение работы над проектом
учебный сектор, классный руководитель
Организация и проведение консультаций по подготовке к ЕГЭ.
в течение работы над проектом
учителя-предметники
Классные часы по темам:
«Правовые основы итоговой аттестации».
«Правовые гарантии на продолжение образования».
«Мир профессий».
один раз в месяц
культмассовый сектор,
учитель обществознания,
классный руководитель
заключительный
Итоговая аттестация выпускников
май-июнь
администрация, классный руководитель.
Сбор и обработка информации о поступлении выпускников в ВУЗы, ССУЗы.
·
июль- август
классный руководитель.
Приложение 1
Родительское собрание
«Роль родителей в процессе подготовки их детей к экзаменам и определения их будущего».
ЦЕЛЬ:
Обсуждение с родителями проблем, с которыми сталкиваются их дети в период подготовки и сдачи экзаменов и путей, позволяющих решить эти проблемы и снизить последствия стресса.
План проведения собрания
1. Особенности сдачи экзаменов в форме ЕГЭ (знакомство родителей с нормативно – правовой базой).
2.Ознакомление с результатами анкетирования учащихся.
3.Влияние экзаменов на эмоциональное и психологическое состояние учащихся.
4.Практические советы по снижению последствия стресса (подборка материала и его презентацию осуществляет психолог или классный руководитель).
5. Обмен мнениями родителей.
Тезисы выступления психолога или классного руководителя.
В период выбора экзаменов и ходе подготовки к ним учащиеся переживают достаточно сложный период. Многие из них впервые совершают по-настоящему самостоятельный, серьезный выбор, прикладывают усилия для его реализации, ждут результатов своей деятельности. Успех или неудача при этом могут оказать серьезное влияние на их дальнейшую жизнь.
Накопление неудач – очень опасная ситуация. Дело в том, что одно и тоже событие, один и тот же результат могут быть весомым вкладом в копилку неудач или нейтральным событием , а могут стать полезным опытом. У взрослых людей результат определяется их внутренней оценкой события. У подростков внутренняя, самостоятельная позиция только формируется, и важную роль играет оценка со стороны окружающих, особенно родителей. Поэтому родителям очень важно иметь представление о том, что такое экзамены. Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса.
Выделяют три стадии стресса:
Реакция тревоги. В ходе неё происходит мобилизация необходимых сил.
Фаза сопротивления, когда делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии.
Реакция истощения, когда после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. При ней возможны нарушения сна, сердечного ритма, восприимчивость к заболеваниям.
В зависимости от того, к каким последствиям приводит состояние тревожности перед предстоящими испытаниями, всех ребят можно разделить на две группы. Одни приходят в состояние повышенной мобилизации, дочитывают разделы книг, припоминают вопросы, готовы активно отстаивать свои права на хорошую отметку, т.е. проявляют качества, аналогичные спортивной злости. Другие суетливо листают учебник, не в состоянии на чем –либо сосредоточиться, слушают тех, кто уже сдал, и убеждают себя, что ничего не помнят, не знают. Эти ребята заранее предчувствуют поражение. Имея перед собой экзаменационное задание, они не могут сразу прочитать вопросы. Если экзамен идет строго по схеме, то у них есть шанс сдать успешно, но дополнительные вопросы или ощущение, что хотя бы один вопрос им неизвестен, приводит к катастрофе – они забывают даже то, что знали.
Представители первой группы приходят в норму по степени эмоциональной напряженности после сдачи экзамена буквально через 10-15 минут, у вторых степень эмоциональной напряженности не снижается, а продолжает нарастать независимо от результатов. Медики и психологи пришли к выводу, что причина возникновения невротической тревожности у второй группы кроется в том, что экзамен затрагивает их более глубоко, чем кажется на первый взгляд. Возможность провала становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен - уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения.
Экзамен оказывается поводом, и формируется замкнутый круг: прошлые неудачи – сходный тип реагирования на них – новая неудача – закрепление способа реагирования.
При этом становится неважно, сдан экзамен или нет. Хорошая оценка объясняется счастливым случаем, удачным билетом, а не результатом собственного труда.
Что же необходимо в таких ситуациях детям от родителей? Поддержка, уверенность, что они любимы, несмотря ни на что, ощущение надежного тыла, наличие запасных вариантов в случае неуспеха.
Приложение 2
Анкета
для учащихся выпускного класса
Цель: выявление соответствия между выбором предметов для сдачи экзаменов и профессиональными намерениями выпускников.
Выбрал(а) ли ты профессию или круг профессий?
Почему выбрал(а) эту область труда, чем тебя привлекла эта профессия?
Какое основное содержание профессии?
В каких областях работают специалисты выбранного тобой профиля?
Знаешь ли ты условия, режим труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
Знаешь ли ты, какие учебные заведения готовят специалистов выбранного профиля?
Согласны ли родители с твоим выбором?
Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для того, чтобы начать обучение в избранной сфере труда?
Знание каких школьных предметов в наибольшей степени необходимы для овладения избранной тобой профессии?
Готовишься ли ты к своему профессиональному будущему (посещаешь подготовительные курсы, занимаешься самоподготовкой)?
Совпадает ли выбор предметов для сдачи выпускных экзаменов с предметами, необходимыми при поступлении в выбранное тобой учебное заведение?отовишься ли ты к своему профессиональному будущему (посещаешь подготовительные курсы, занимаешся руда?
лишить человека самоува
Отвечать на вопросы анкеты можно в произвольной форме, в виде сочинения-рассуждения. Предполагается, что работы выпускников будут проанализированы и в приватной беседе уточнены и скорректированы позиции выпускников.
13PAGE 15
13PAGE 14515
15