Консультация для родителей Как рассказывать о музыке


"Как рассказывать о музыке"
консультация для родителей
Наверное, нигде потеря времени не сказывается с такой очевидностью, как при воспитании ребенка. Взрослый человек, провалявшийся на диване с пустой книжонкой или газеткой, возможно, наверстает время, если ляжет спать попозже. Но ребенок, оставшийся за бортом воспитания, независимо - трудового, умственного, физического или музыкального, теряет какие-то драгоценные качества личности, которые трудно вернуть. Трудно, но возможно. Если вы не сделали первые шаги в музыкальном воспитании в самом раннем детстве, то приступайте к этому сейчас.
Для любого родителя очень важно поддерживать интерес ребенка к занятию, особенно такого сложного, как слушание музыки (это намного труднее, чем танцевать, петь и музицировать). Для слушания музыки нужно особое настроение, а у детей, как известно, оно непредсказуемо. Поэтому в отношении детей, особенно маленьких, далеко не всегда применимы точный распорядок и неукоснительная дисциплина. Не стоит насильно заставлять детей делать то, к чему сегодня у них не лежит душа.
Перед тем как слушать музыку, хорошо, если вы расскажите о ней(возможно, о композиторе, сочинившем ее, или о музыканте-исполнителе, о музыке, музыкальных инструментах или о том, что такое симфония или соната). Усвоение новых знаний в области музыки помогает музыкальному развитию ребенка. Лучше всего рассказывать , например. о музыкальных инструментах в том виде, который ближе маленькому человеку -в виде сказки. Наверняка многие родители обладают большой фантазией. Хорошо, если удастся ввести в слушание сказки элементы игры. Рассказывать нужно, по возможности, эмоционально и увлекательно, так, чтобы ребенку было интересно..Замечено, что больше всего маленького слушателя интересуют детские годы музыканта или композитора.
Какие произведения нужно подбирать для дошкольников? Это существенная проблема, так как именно в детстве происходит становление музыкального слуха. С.Маршак говорил о музыке: "Она должна быть написана как для взрослых, только намного лучше". Музыкальный вкус ребенка в значительной степени зависит от вкуса родителей. "Дети, - писал И.П.Павлов,- тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции.
Конечно, личный пример эффективнее самых красноречивых слов. Ребенок на примере взрослых усваивает, что музыку слушают внимательно. При этом не разговаривают, не мешают другим. Немалое значение имеет и то, что дети видят, что взрослый, который всегда занят, в это время не торопится, слушает музыку сосредоточенно, не отвлекается.
Случается так: после прослушивания музыки, малыши сами пробуют сочинять музыку. Особенно если узнают, что некоторые композиторы и музыканты сочиняли музыку в детстве. Это происходит ,когда в доме есть пианино или детские музыкальные инструменты. Малыш может подолгу сидеть, нажимая на клавиши и прислушиваться к звукам. Не надо останавливать его, даже если звуки кажутся вам бессмысленными. Напротив, такие попытки надо всячески поощрять: "Ой, какой ты молодец! ну-ка повтори еще раз! Как у тебя здорово получилось! Как будто медведь прошел. Как будто белочка пробежала..." и т.п.
-Запишите мелодию на магнитофон. потом вместе с ребенком прослушайте. Постарайтесь словами выразить, на что похожа написанная ребенком музыка, какое настроение в ней выражено.
-придумайте вместе с юным композитором ей название.
-если сумеете, запишите детское сочинение нотами.
-пусть у детей, которые учатся играть на каком-то музыкальном инструменте, собственные произведения войдут в репертуар.
-хорошим стимулом к сочинению музыки могут стать ваши задания: придумай грустную мелодию, или веселую. Тогда кладете перед ребенком иллюстрации к картине, лучше всего природный пейзаж. Иллюстрация может помочь создать соответствующее настроение. Сочинить колыбельную для куклы, или мелодию к стихотворению. Для этих целей хорошо использовать детские стихи А. Барто, С. Маршак, К.Чуковского и других популярных авторов. Многие детские стихи хорошо ложатся на музыку.
-дети мыслят образами. Предложите ребенку нарисовать музыку.Рисуя музыку, ребенок не только развивает фантазию, но и переводит на другой язык, язык живописи. то, что слышит. И тем самым творчески выражает свои музыкальные ощущения.
Это относится к музыкальным произведениям "изобразительного" характера, в которых образ, заложенный в музыке, выражен ясно и отчетливо. Иногда даже в названии пьесы, как, например, в "Детском альбоме" Чайковского, Шумана, или в пьесах для детей Майкапара, Гречанинова и других композиторов.
-движение и музыка. Дети прекрасно ощущают характер музыки и соответственно двигаются: под марш - легко и уверенно, под спокойную -неторопливо, под веселую, танцевальную- ритмично, с задором. Импровизация в танце легче всего проявляется в играх.
Замечено, что у людей творческих, рождаются дети, стремящиеся к творчеству. Это обуславливается не только генетическим фактором, сколько магией личного примера. Потому что творчество заразительно. Особенно творчество родителей. Однажды ступив на этот путь, ребенок будет двигаться по нему и дальше. Причем в любом деле. Совсем не обязательно только в музыке.