Использование компьютерных презентаций для повышения эффективности при овладении различными видами связного высказывания
«Использование компьютерных презентаций для повышения эффективности при овладении различными видами связного высказывания»учитель-логопед МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 15 VII вида г.Березники Пермского края
Черткова Ирина Юрьевна
В структуре логопедических занятий важное место занимает работа по развитию у детей связного высказывания. Она осуществляется с опорой на наглядность. В настоящее время для этих целей используется картинный материал, натуральные вещи и их модели. Современного ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, слишком рано включенного в аудио- и видео среду, тяжело привлечь и удивить традиционными средствами наглядности - картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия.
Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры.
Создание и использование учебной презентации для дошкольников с нарушениями речи имеет ряд особенностей.
Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться не более одного раза в течение дня и 2-3 раза в неделю (в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг). После занятий следует сделать небольшую гимнастику для глаз.
Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут.
Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет – до 10 мин.
Занятиям с ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
Для школьников существуют следующие санитарно-эпидемиологические нормы: рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране, на уроке не должна превышать:
- для обучающихся в I - IV классах - 15 мин.;
- для обучающихся в V - VII классах - 20 мин.;
- для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин.;
Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора, достаточно большого телевизора и пр.
Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).
Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.
4. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь.
5. Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.
Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий, на которых они используются: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
Преимущества использования презентаций на занятиях учителя-логопеда:
• качество наглядного материала;
• мультимедиа среда выше по информационной плотности;
• представление учебного материала в доступной форме;
• реализация развивающего обучения, проблемно-диалогического и дифференцированного подхода;
• оценка уровня усвоения изучаемого материала;
• решение проблемы дефицита подвижной наглядности (картинки можно копировать и использовать в разных презентациях, их можно редактировать (резать), также можно сканировать небольшие по размеру картинки с бумажного носителя, обрабатывать их и использовать для подгрупповой работы с детьми;
• возможность многократного повторения изучаемого материала;
• повышение активности детей, поддержание внимания на всех этапах занятия.
Презентация применяется для:
- развития общей моторики посредством логоритмики, во время проведения динамических пауз, для проведения пальчиковой гимнастики;
- развития артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика): «Сказка о веселом язычке»;
- автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
- дифференциации звуков;
- развития фонематического восприятия: « Угадай, кто кричит», «Различаем звуки», «Ушки на макушке»;
- развития звукового анализа и синтеза;
- усвоения лексических тем;
- развития навыков словообразования и словоизменения: «Большой - маленький», « Назови ласково», « Чей хвост»;
- усвоения грамматических категорий: «Покорми домашних животных», «Игры с предлогами»;
- заучивания стихотворений, скороговорок;
- развития связной речи через работу по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок.
Этапы подготовки мультимедийной презентации:
1. определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном занятии;
2. разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;
3. отобрать и обработать материал так, чтобы не допустить перегруженности;
4. продумать простое композиционное решение слайдов;
5. заранее составить и записать дикторский текст, если это необходимо (он должен быть доступным, лаконичным и выразительным);
6. определить место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и неживой природы;
7. в целях профилактики зрительного утомления целесообразно включить в занятия офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз) ;8. продумать предшествующую показу и последующую работу учеников.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит осуществить индивидуальный подход к воспитанникам или учащимся.
Рассмотрим возможности компьютерных презентаций при обучении детей связному высказыванию.
ПЕРЕСКАЗ ИЛИ СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
Детям предлагается серия картинок. Сначала рассматриваются все картинки, иллюстрирующие будущий рассказ. По каждой картинке составляются грамматически правильные предложения с использованием наводящих вопросов.
Глядя на картинки, повторите с ребёнком все предложения, последовательно составляя из них рассказ. Предложите ребёнку еще раз повторить получившийся рассказ. Серию картинок можно оформить в виде компьютерной презентации.
«Исправь ошибку».
Поиск ошибок в последовательности картинок, проговаривание, что в истории случилось сначала, что потом.
Можно перед началом работы с серией сюжетных картинок предложить детям отгадать загадку, рассмотреть картинку, на которой предметы наложены друг на друга, развивая ВПФ. Элементы анимации, движения создадут эффект игры, привлекут внимание.
Текст с «хвостами» (договаривание предложений с использованием предметных картинок).
Текст «шиворот навыворот», «перепутаница»
(исправление смысловых несоответствий в тексте).
«Придумай начало (середину, конец) рассказа».
При работе над СОСТАВЛЕНИЕМ РАССКАЗА-ОПИСАНИЯ предмета или времени года алгоритм работы традиционный, но при составлении плана рассказа, осуществлении самостоятельного рассказа можно опираться на схемы, мнемотаблицы, представленные в компьютерном варианте, или каждый слайд презентации посвятить одному пункту плана для составления рассказа.
Наиболее сложный вариант - составление детьми загадок-описаний предметов окружающего мира по опорной схеме («Загадки – отгадки»).
Последовательность работы при СОСТАВЛЕНИИ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ.
Предварительная работа.
Рассматривание картины. Можно при рассматривании картины использовать приёмы «Подзорная труба», «Фотограф», направленные на выделение и перечисление объектов картины.
Беседа по содержанию, уточнение, установление взаимосвязей между объектами, предметами, изображенными на картинке.
Составление плана рассказа.
Рассказ, использование помощи, наводящих вопросов.
Работу по составлению рассказа по сюжетной картинке можно «оживить», если добавить элемент игры, например, «Подбери недостающий фрагмент картинки».
ПЕРЕСКАЗЫ ПРОСЛУШАННЫХ ИЛИ ПРОЧИТАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Используется при наличии фразовой речи. Пересказ ребёнком может осуществляться (с учётом речевого развития):
- от начала до конца;
- по частям;
- с опорой на иллюстрации;
- по ролям;
- от лица героя.
Два последних вида являются наиболее сложными для детей с нарушениями речи и используются в работе с младшими школьниками.
Прослушанные или прочитанные самостоятельно сказки, рассказ можно пересказывать с опорой на схемы, мнемотаблицы, иллюстрации.
ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ
Составление творческих рассказов по пословицам и поговоркам.
«Соединялки»: обучение детей составлению сказок по наглядным схемам, моделям (предметные картинки, силуэтные, контурные изображения).
«Сочинялки». Педагог вместе с детьми сочиняет историю (реалистического или сказочного сюжета по намеченным вопросам или предметным картинкам).
Вывод. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая хорошо развитой связной речью, ученик может дать развернутый ответ на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержания текстов, грамотно писать сочинения и изложения. Компьютерная презентация - инновационное компьютерное наглядное пособие для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, которое при соблюдении определенных гигиенических правил применения, оказывает огромную помощь учителю-логопеду, педагогу в обучении детей навыкам связного высказывания.