Урок по биологии. 9 класс. Деление клетки. Митоз. ФГОС


Технологическая карта урока по биологии для 9 класса
Тема урока: Деление клетки. Митоз
ВЫПОЛНИЛА:
Коськова Тамара Алексеевна
учитель биологии МБОУ «Локотская СОШ» Рыльского района

Тема урока:«Деление клетки. Митоз»
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Деятельностная цель:
- формирование  умений реализации новых способов действий:
- формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;
- уметь выбирать  способ и средства реализации  учебной цели;
- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления), умение находить достоверную информацию в учебнике, анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;
-  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Предметно - дидактическая цель: расширить базу биологических понятий при изучении жизненного цикла клетки, фаз митотического деления за счёт включения в неё новых элементов .Планируемые образовательные  результаты:
Предметные:
– научитьсяхарактеризовать процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического деления;
- учиться понимать биологические термины: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.
Метапредметные:
1.Познавательные:
– научиться ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);
- учиться строить высказывания;
- учитьсяанализировать содержание определений терминов, проводить сравнительный анализ обьектов, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.
2.Коммуникативные:  
    - учиться слушать и понимать речь другого человека;
   - учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе;
    - учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.
3.Регулятивные:
- учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
-  учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Личностные:
   - осознавать единство и целостность мира;
   - постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
    - личностное самоопределение и смыслообразование.
Основные понятия, изучаемые на уроке: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение. Учащийся  должен знать: жизненный цикл клетки, фазы митоза, содержание определений терминов: редупликация, хроматиды, центромеры.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры деления клетки у различных организмов, описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза, объяснять биологическое значение митоза, анализировать содержание определений терминов.
Обеспечение урока: учебник, компьютер, интерактивная доска, тестовые задания, наглядное пособие «Митоз».Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организацион
ный момент (1 мин.).
- Приветствует обучающихся, проверяет присутствующих;
- готовит к работе на уроке;
- проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку;
- организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм;
- создаёт положительный, эмоциональный настрой обучающихся;
-Готовятся к уроку;
-приветствуют учителя;
-воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
 Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные:
-постановка и формулировка целей предстоящей учебной деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2. Этап проверки домашнего задания(6-7 мин.). - Выясняет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, способов действий).  
- Выясняет причины невыполнения д/з отдельными уч-ся.
- Определяет типичные недостатки в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления.
- Ликвидирует обнаруженные недостатки.
Фронтальная беседа по вопросам:
1.  Почему синтез белков является важнейшим процессом ассимиляции в клетке?
2. Что является источником энергии для синтеза белков?
3. Какова последовательность процессов при биосинтезе белка?
4. Что такое трансляция и где она происходит?
Класс делится на 2 группы.
Задание 1 группы.
Игра по принципу «лото».
Предложено два типа карточек, работая сообща, установите между синими и красными карточками соответствие. При возникновении затруднений воспользуйтесь информацией учебника и электронного словаря биологических терминов (Приложение №1).
Текст на синих карточках:
1.Элементарная единица жизни на Земле - …
2.Эукариоты - …
3.Безъядерные клетки - …
4.Наследственный материал в клетке находится…
5.Совокупность всех реакций, протекающих в живой клетке, называется…
6.Метаболизм состоит из двух взаимосвязанных процессов-…
7.Ассимиляция - …
8.Диссимиляция - …
9.Универсальный источник энергии в клетке - …
10.По способу питания клетки можно разделить на: …
11. Фаза фотосинтеза, в ходе которой образуется кислород, - …
12.Ген - …
13.Этапы синтеза белка: …
14.Свойство живых организмов, благодаря которому продолжается жизнь на Земле, -…
Текст на красных карточках
1. …размножение
2. …транскрипция, трансляция
3. …участок молекулы ДНК, несущий генетическую информацию об одном белке
4. …клетка
5. …клетки, имеющие оформленное ядро
6. …прокариоты
7. …световая
8. ….автотрофы и гетеротрофы
9. …АТФ
10. …в ДНК
11. …метаболизм
12. …ассимиляции и диссимиляции
13. …процесс распада биополимеров с освобождением энергии
14. …процесс синтеза биополимеров с затратой энергии
 
Предполагаемый ответ учащихся:
1-4, 2-5, 3-6, 4-10, 5-11, 6-12, 7-14, 8-13, 9-9, 10-8, 11-7, 12-3, 13-2, 14-1.
Задание 2 группы.
Выберите правильные суждения.
Все живые организмы используют две формы энергии: световую и химическую.
Синтез каких-либо веществ происходит без затрат энергии.
К фототрофным организмам относят только зеленые растения.
Источником кислорода при фотосинтезе является вода.
Реакции темновой фазы обеспечиваются энергией, запасенной во время световой фазы.
К сапрофитам относятся растения, животные, грибы.
К хемоавтотрофным организмам относят нитрифицирующие и серные бактерии.
Паразиты существуют только на живых организмах, нанося им вред.
В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон).
Существует всего 20 видов тРНК (по количеству аминокислот).
Процесс трансляции происходит в ядре клетки.
Все рибосомы, синтезирующие один и тот же белок и находящиеся на одной иРНК, образуют полисому.
В каждой клетке реализуется только часть генетической информации, содержащейся в ее генах.
В процессе трансляции тРНК присоединяется к участку иРНК и притягивает к нему аминокислоту.
При биосинтезе белка энергия в виде АТФ на одних этапах расходуется, на других – выделяется.
Ответ записывается в виде волнистой линии:

        Самостоятельно выполняют тестовые задания,
- участвуют в беседе
- находят ошибки, корректируют знания. Познавательные:
- перерабатывать, систематизировать
информацию и предъявлять ее
различными способами
-умение анализировать,делать выводы,строить логически обоснованные рассуждения; -выделять главное, обобщать.
Регулятивные:
-умение работать по плану,выдвигать версии; -
- контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности, адекватно формулировать в устной и письменной форме
- вносить необходимую коррекцию в процесс деятельности
- самостоятельно находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные:
-умение излагать своё мнение;
- понимать позицию другого;
-осознанно использовать речевые средства;
-корректировать своё мнение.
Личностные: -осознавать целостность мира и многообразие взглядов.
3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся(15мин.). - Формулирует цели урока вместе с уч-ся;
- ставит перед уч-ся учебную проблему;
-уточняет понимание учащимися поставленных целей урока;
- показывает практическую значимость изучаемого материала.
-что вы знаете о делении клетки? -что такое клеточный центр? -что такое ДНК? -что такое редупликация ДНК? -что такое хромосомы? -что такое диплоидный набор хромосом? -что такое гаплоидный набор хромосом?Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока.
В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.
Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?
Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?
2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?-  Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока?
Деление клетки. Митоз.(слайд ).
Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Дерево не превратиться в семя, рыба не вернется в икринку – процессы роста и развития необратимы. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.
Озвучивает тему и цель урока
–Теперь запишите тему урока.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? (на доске составляется кластер - фиксируются понятия: хромосомы, ядро, рост, размножение и т.д.).
– Что же такое размножение? Сформулируйте ответ на наш вопрос, используя материал учебника А. А. Каменского стр.77 §2.14 1-2 абзац . (Подводит итоги ответов об-ся, далее работают по 3 слайду).
Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (3слайд)
–  Жизненный цикл клетки, интерфаза, митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь, используя материал учебника А. А. Каменского стр.77 §2.14 4 абзац . Вам нужно их выучить. (Подводит итоги ответов об-ся, далее работают ( по 4 слайду).
Деление  соматических,т.е.неполовых,  клеток называется митозом.
И так, что же это за процесс  - митоз?
Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории.
Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:
Новые клетки могут возникать только из предшествующих клеток.      
Р. Вирхов
“Откуда мы взялись, соседка?” –
Спросила как-то клетка клетку.
Та не услышала вопрос –
Она делилась! Шел  ….!”(Митоз) (слайд),
Этот процесс проходит в несколько этапов, сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза (слайд) .На этом этапе урока учитель организует работу с текстом учебника (учебник А. А. Каменского п. 2.14, стр.78 – 81, рис.39, 40), в ходе которой обучающиеся делятся на группы.
Сейчас мы будем работать по учебнику, у Вас на партах лежат задания
1 задание раздел «Клеточный цикл, интерфаза»
2 задние раздел "Фазы митоза профаза"
3 задание раздел "Фазы митоза метафаза"
4 задание раздел "Фазы митоза анафаза "
5 задание раздел "Фазы митоза телофаза"
6 задание вывод о биологическом значении митоза
Каждая группа изучает особенности одной фазы митоза и совместно заполняет соответствующую часть предлагаемой таблицы (слайд).
Митотический цикл.
Фазы Процесс, происходящий в клетке
Профаза
Метафаза
Анафаза
Телофаза
Затем учащиеся объединяются в новые группы, в которых происходит обмен информацией и окончательное заполнение таблицы в тетради каждого.
Вернёмся к кластеру, который мы составляли в начале урока. Какими новыми понятиями, освоенными на уроке, вы его дополните?
Записывает на доске: жизненный цикл клетки, интерфаза, митотический цикл, фазы митоза; профаза, метафаза хроматид.
-Активно слушают и участвуют в диалоге.
-Отвечают на вопросы учителя.
-Озвучивают и записывают тему урока в тетрадь.
-Активно слушают и участвуют в диалоге;
-отвечают на вопросы учителя;
- анализируют видеосюжет; - сопоставляют с текстом учебника; - читают текст,
находят в тексте понятия; - озвучивают понятия;                  - предлагают варианты формулировок понятий.
-Делятся на группы;
-выполняют задание в тетради; - осмысливают задание (определяют последовательность действий); - находят в тексте необходимую информацию;            - заполняют таблицу;
-отвечают на вопросы учителя.
-Отвечают на вопрос учителя;
-заполняют кластерв тетради.
Регулятивные:
- умение определять цель, проблему;
-выдвигать версии, проблему в деятельности;
-работать по плану, сверяясь с целью;
-оценивать степень и способы достижения цели.
Познавательные:
- выдвигать гипотезы, их обоснование
- учатся находить в учебниках достоверную информацию;
- строить логически обоснованные рассуждения ;- учатся анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы.
.
Коммуникативные:
- умение излагать своё мнение, создавать устные и письменные тексты для решения задач;
-умение организовывать работу в паре, группе.
Личностные:
- смыслообразование и личностное самоопределение.
4. Этап применения изученного(3-4 мин.).
- Организует работу по применению учащимися изученного материала;
- предлагает выполнить задание, выводит его с помощью камеры на доску ( по 6 слайду);  
-организует: взаимопроверку и
оценочные высказывания обучающихся.
 Найти ключевые процессы, характерные для профазы, метафазы, анафазы и телофазы:
1.Расположение хромосом по экватору (М)
2.Растворение ядерной оболочки (П)
3. Формирование  ядерной оболочки (Т)
4. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам (М)
5. Исчезновение нитей  веретена деления (Т)
6. Расхождение хромосом к полюсам клетки (А)
7. Спирализация хромосом (П)
8. Расхождение центриолей к полюсам (П)
9. Появление в цитоплазме перетяжки (Т)
10. Образование хроматина(Т)
С помощью смыслового чтения научить учащихся определять нужную и второстепенную информацию, выполнять логическое свёртывание фактов, связанных с митозом
Задание 1. Посмотреть видефрагментЗначение митоза. Ответить на вопрос: Как с позиций знаний, полученных на уроке, вы оцените ситуацию?
Их нечаянно подслушанного разговора двух девушек, сидящих в очереди в парикмахерской, следует, что одна из девушек жалуется другой, что ей часто приходится посещать мастера, тратить время и деньги на стрижки и маникюр. Обращается она к мастеру примерно в два раза чаще, чем подруга, так как у неё быстрее растут волосы и ногти, и этим она крайне недовольна и находится в недоумении, почему так происходит. Что могла ответить ей подруга?
-Осмысливают задание (определяют последовательность действий);              
  - отвечают на вопросы 
-в ходе диалога предлагают варианты ответов к каждому пункту;      -соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют взаимопроверку), корректируют свои записи. Познавательные - учатся находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  
Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли.  
Регулятивные:
- учатся осуществлять взаимоконтроль и коррекцию.  
Личностные:
- осознают единство и целостность мира,
- формирование личностного и жизненного самоопределения.
Познавательные
- умения решать поставленную проблему
- делать выводы и умозаключения.
Регулятивные:
умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно
Коммуникатив-ные- умение находить общее решение
Предметные
-  понимание биологического смысла и значения митоза ,- умение использовать приобретённые знания для объяснения процессов роста
5.Этап контроля и самоконтроля.(5-6 мин.). -Организует деятельность по применению новых знаний; 
- осуществляет индивидуальный контроль по усвоению учащимися нового материала.
Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:
если наступить на хвост ящерицы, то она его отбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова;
клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели;
рост человека увеличивается до 18-23 лет;
в половом процессе размножения принимают участие женские и мужские половые клетки; (деление клетки)
Класс делится на 2 варианта, затем ведется фронтальная проверка знаний по вариантам
1. Отметьте неверный ответ.
Прививки используют для размножения растений, так как:
а) это более быстрый способ, чем выращивание из семян;б) при этом сохраняется желаемый набор признаков;в) образующиеся растения сочетают в себе признаки обоих родителей.
2. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки?
а) жизнь клетки в период ее деления;б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти;в) жизнь клетки в период интерфазы.
3.Митоз – это основной способ деления:
а) половых клеток;б) соматических клеток;в) а + б.
4. В профазе митоза происходит:
а) удвоение содержания ДНК;б) синтез ферментов, необходимых для деления клетки;в) спирализация хромосом.
5. В анафазе митоза происходит расхождение:
а) дочерних хромосом;б) гомологичных хромосом;в) негомологичных хромосом; г) органоидов клетки.
Вариант 2.
6. В какой из фаз митоза происходит утолщение (спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и образуется веретено деления?
а) анафазе;б) телофазе;в) профазе;г) метафазе.
7. Хромосомы расположены в одной плоскости в центре клетки (на экваторе). К каждой из них в области центромеры присоединены с двух сторон нити веретена. Это характерно для фазы митоза:
а) профазы;б) метафазы;в) анафазы;г) телофазы.
8. Репликация происходит в
а) профазе;б) метафазе;в) интерфазе;г) телофазе.
9. Деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в:
а) профазе;б) метафазе;в) анафазе;г) телофазе.
10. Биологическое значение митоза заключается в:
а) строго одинаковом распределении между дочерними клетками материала цитоплазмы и ядраб) увеличении числа клетокв) а + б
Ответы к тесту: 1– в; 2– б; 3– б; 4– в; 5– а; 6– в; 7– б; 8–в; 9–в; 10–в.
- Дают определение понятиям.
-Осмысливают задание;
-самостоятельно отвечают на вопросы теста ;-участвуют в беседе;
-выявляют ошибки.               Регулятивные:
- контроль, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Познавательные: 
-умение отделять главное от второстепенного, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникатив-ные: 
-умения работать индивидуально.
Личностные:
смыслообразование. 
6.Этап коррекции. (5мин.) Организует деятельность уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков.
Отметьте верный ответ.
1. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки?
а) жизнь клетки в период ее деления;б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти;в) жизнь клетки в период интерфазы.
2.Митоз – это основной способ деления:
а) половых клеток;б) соматических клеток;в) а + б.
3. В профазе митоза происходит:
а) удвоение содержания ДНК;б) синтез ферментов, необходимых для деления клетки;в) спирализация хромосом.
4. В анафазе митоза происходит расхождение:
а) дочерних хромосом;б) гомологичных хромосом;в) негомологичных хромосом; г) органоидов клетки.
5. В какой из фаз митоза происходит утолщение (спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и образуется веретено деления?
а) анафазе;б) телофазе;в) профазе;г) метафазе 
-просматривают ролик и выполняют тест Познавательные
-умение анализировать ,делать выводы, строить логические рассуждения.
Коммуникативные :- умение излагать своё мнение, создавать устные тексты. 
7.Этап информации о домашнем задании.
(2 мин.) Мотивирует учащихся на важность выполнения домашнего задания и дает четкий инструктаж.
1.Прочитать п. 2.14,ответиь на вопросы устно.
2.Повторить главу 2 «Клеточный уровень», используя материал ”Краткое содержание главы” стр. 81-82.
Фиксируют информацию Личностные:
- формирование личностного самоопределения
- формирование интереса к изучению биологии
Познавательные
Моделирование,
поиск информации.
Регулятивные:
- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий.                     
8.Этап подведения итогов учебного занятия
(2 мин). Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.   Фиксируют выводы Личностные:
- формирование личностного самоопределения.
9.Этап рефлексия.(3 мин).   Формирует способность объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;
- формирует способность вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей;
- предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом;
- Выставляет и комментирует отметки.
Цели деятельности:
Научить обучающихся:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
-оценивать результат своей деятельности (Самоанализ и самооценка).
Учитель организует рефлексию.
Самооценка обучающихся:
Игра «Что я за птица?»Учитель при помощи проектора выносит на экран СЛАЙД
критерий
3 балла 2 балла 1 балл
Активность на уроке
высокая средняя низкая
Материал урока усвоил хорошо частично слабо
Тему могу объяснить Могу сам Могу, но с подсказкой Затрудняюсь
3-5 баллов воробей (собирает знания по крупицам)
7-6 баллов
Соловей (поведай свои знания другим)
8-9 баллов
Орел (открывает тайны бытия).
Учитель проводит подводящий диалог.
Запишите в тетрадях свое мнение:Почему я должен запомнить значение и фазы митоза. Несколько мнений учитель просить высказать (можно по желанию)
Примерные причины:
1.Митоз является основой размножения и роста организмов.
2.Мне теперь стало понятно, почему мой организм растет, увеличивается в размере.
3.Расширился мой кругозор. Интересно было узнать, как все это происходит.
4.Я могу, объяснить другим как все это происходит.
5.Я собираюсь, в дальнейшем продолжить обучение в этой области и эти знания мне обязательно пригодятся
Самоанализ обучающихся:
1. Что полезного вы узнали сегодня на уроке?
2. Что для вас было наиболее интересным?
3. Что бы вы изменили в сегодняшнем уроке?
4. В чем испытывали трудности?
-Фиксируют своё настроение;
-осуществляют самооценку;
-формулируют конечный результат своей работы на уроке;
Познаватель-ные: - -учатся использовать нужную информацию;
- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека.
- учатся  выражать свои мысли.
- развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи.
Регулятивные:
- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные:
- формировать интерес к изучению биологии,
- осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное оценивание,
адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Литература.
Электронные ресурсы.
1.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Издательство» Дрофа». Москва 2013.
1. ГуменюкМ.М.Биология 9 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Издательство "Учитель". Волгоград.2006. 2. Единый государственный экзамен 2006,2014.Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ Рособр-надзор, ИСПО - М.:Интеллект - Центр, 2006 3. Лисовская Л.П. О модульном обучении общей биологии. КГПУ им. Циолковского, Калуга. Биология в школе №8 2006.. 5. Яковенко Л.В.Механика митоза. Приложение к 1 сентября. № 19 2007 год. 6. http://WWW/kozlenkoa.narod/ru //lessons/
.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%F2%EE%E7http://www.ejonok.ru/nature/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9C%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B7http://sbio.info/page.php?id=11611