Урок по биологии на тему Эмбриональный период развития ( 9 класс)
Штырхунова Анна Александровна
учитель биологии,
МБОУ«Молодьковская СОШ» Мглинского района Брянской облости.
Эмбриональный период развития
Предмет: Биология.
Класс: 9.
Технология: критическое мышление.
Тема урока: «Эмбриональный период развития».
Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление).
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.
Цели по содержанию:
Образовательная – продолжить формирование знаний об индивидуальном развитии организмов, создать условия для формирования умений характеризовать этапы эмбрионального развития, определить влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона.
Развивающая – продолжать формирование коммуникативной компетентности, умения самостоятельно добывать знания, используя приемы «обучение сообща» - совместная поисковая деятельность и формирование навыков коммуникации.
Воспитательная – создать условия для увлеченной работы с учеником и дополнительной литературой; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Методы обучения: частичный поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Средства обучения:
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности 9 кл. Учебник для общеобраз. учеб. завед. М.: Дрофа, 2005 г.
Таблицы, иллюстрирующие стадии эмбрионального развития животных.
Фрагмент фильма «Эмбриональный период развития земноводных животных».
Влажные препараты. Развитие эмбрионов рыб, лягушки, курицы, крысы.
Портрет ученого.
Самодельные рисунки стадий эмбриогенеза: дробление, гаструляция, органогенез.
Технологичная карта урока
Этап урока:
вызов.
Цели этапа:
1. Актуализировать имеющиеся знания.
2. Побудить интерес к получению новой информации об эмбриональном развитии организмов.
3. Побудить учащихся к активной деятельности на уроке.
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Педагогические
приемы
Система
ожидаемых
умений
Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы познакомились с размножением живых организмов, что обеспечивает передачу наследственной информации, преемственность поколений, увеличение численности организмов.
Каждый живой организм, обитающий на Земле в определенное время и в определенном месте имеет начало и конец своего существования, проходит жизненный путь – онтогенез.
Вспоминают материал о развитии животных.
«Мозговой штурм».
Концентрация внимания.
Вопросы для беседы с учащимися:
1. Как вы считаете с чего начинается онтогенез каждого живого организма?
Отвечают на вопросы и формулируют выводы.
С рождения.
2. А до рождения этот организм уже существовал в утробе матери?
Эмбрион или зародыш.
3. Как называется первый период жизни (онтогенеза)?
Эмбриональный период.
4. С какого момента начинается эмбриональное развитие и когда заканчивается?
Корректирует ответы учащихся.
Начинается с оплодотворенной яйцеклетки – зиготы, заканчивается рождением или выходом из яйцевых оболочек.
Составляет схему «Этапы онтогенеза» на доске.
Составляют схему в тетради.
Отбор информации.
Представление информации в виде схемы.
Делает вывод и дает определение – онтогенез – индивидуальное развитие организма.
Обобщают и дают определение онтогенеза.
Записывает тему урока на доске.
Корректирует и сообщает задачи урока.
Определяют тему и задачи урока.
Этап урока:
осмысление.
Цели этапа:
1. Самостоятельно получить новую информацию об этапах эмбрионального развития, уметь охарактеризовать их.
2. Выяснить, что является производными зародышевых листков.
3. Определить влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона.
4. Поддерживать познавательный интерес.
5. Отследить степень активности учащихся в групповой работе.
Учитель предлагает работу в группах. Сообщает критерии оценки групповой работы.
Учащиеся делятся на группы.
С целью определить этапы эмбриогенеза предлагает просмотр кинофрагмента «Эмбриональный период развития земноводных».
Смотрят кинофрагмент, определяют этапы эмбриогенеза позвоночных животных – дробление, гаструляция, органогенез.
Организует самостоятельную работу учащихся с текстом и рисунками учебника и дополнительной литературой по группам.
Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника определяют и записывают в тетради названия стадий, письменно отвечают на вопросы, делают свои рисунки, подписывают их, обсуждают результаты в группе и формируют выводы.
«Обучение сообща».
Умение слушать, передавать прочитанное в сжатом виде, умение вести диалог. Обобщать, делать выводы.
Группа №1.
Задания.
Ознакомьтесь с содержанием статьи «Дробление» в §32 учебника на с.156-158.
Внимательно рассмотрите рис.86 на стр.157.
Работа с учебником.
Работать с источником информации.
Ответьте на вопросы.
- Какой процесс изображен на этом рисунке?
- Какой тип деления клетки лежит в его основе?
Отвечают на вопросы.
Дробление.
Митотический тип деления; образуется бластула.
Поиск ответов на вопросы.
Обсудите результаты самостоятельной работы в группе.
Коллективная работа, обмен мнениями.
Работа в группе.
Систематизировать материал.
Представьте выполненное задание у доски с использованием рисунков (схем).
Составляют схемы, рисунки.
Составлять схемы.
Группа №2.
Задания.
Ознакомьтесь с содержанием статьи «Гаструляция» в §32 учебника на с. 158-160. Внимательно рассмотрите рис.88 на стр.159.
Работа с учебником.
Ответьте на вопросы.
- Какой процесс изображен на этом рисунке?
- В чем его особенности у правителей разных систематических групп животных?
Сделайте вывод.
Отвечают на вопросы.
Процесс гаструляции.
Зародыш гаструла состоит из 2-х зародышевых листков – эктодермы и энтодермы.
Умение искать информацию.
Обсудите результаты самостоятельной работы в группе.
Обмениваются мнениями.
Обучение сообща.
Высказывать собственное мнение.
Представьте выполненное задание у доски с использованием рисунков (схем).
Составляют схемы.
Представление информации схематически.
Группа №3.
Задания.
Ознакомьтесь с содержанием статьи «Органогенез» в §32 учебника на с.160-161.
Внимательно рассмотрите рис.90 на стр.161.
Самостоятельно изучают информацию об этапе дифференцировки клеток в эмбриональном развитии.
Ведение бортового журнала.
Умение конспектировать.
Ответьте на вопросы.
- Какой процесс изображен на этом рисунке?
- Каков результат органогенеза?
- Что такое гомология зародышевых листков?
Отвечают на вопросы:
Процесс органогенез.
Зародыш нейрула.
Закладывается комплекс осевых органов.
Владеть приемами рационального запоминания.
Обсудите результаты самостоятельной работы в группе.
Обсуждают результаты работы.
Производные, трех зародышевых листков:
эктодерма – нервная система, органы чувств, кожа;
энтодерма – жабры, легкие, печень и поджелудочная железа, эпителий кишки;
мезодерма – кровь, лимфа, почки, хрящи, костная и мышечная системы.
Обучение сообща.
Умение выделять главное, анализировать.
Представьте выполненное задание у доски с использованием рисунков, таблицы или составьте кластер.
Составляют кластер.
Кластер.
Представлять информацию графически.
Группа №4.
Задания.
Прочтите предложенный текст, рассмотрите рисунки.
Изучают дополнительную литературу о выяснении факта взаимовлияния частей развивающегося зародыша, изучают рисунки, иллюстрирующие эмбриональную индукцию.
Развитие мыслительной деятельности.
Ответьте на вопросы.
- Что такое эмбриональная индукция?
- Какое влияние на развитие эмбриона оказывают условия окружающей среды?
Отвечают на вопросы.
Дают определение эмбриональной индукции.
Систематизировать материал.
Обсудите результаты работы в группе.
Отмечают негативное влияние никотина, алкоголя, наркотиков, лекарств, вирусных заболеваний на эмбриональное развитие человека. Высказывают свои суждения.
Обучение сообща.
Представить информацию в графическом виде.
Составьте кластер.
Составляют кластер.
Кластер.
Высказывать свое мнение.
Этап урока:
рефлексия.
Цели этапа:
1. Организовать целостное осмысление и обобщение полученной информации.
2. Выработать собственного отношения к изучаемому материалу.
3. Организовать самооценку усвоения знаний по теме.
Итоговая беседа о сложных процессах эмбриогенеза и о влиянии условий окружающей среды на развитие эмбриона с использованием следующих вопросов:
1. Что такое онтогенез?
2. Из каких периодов состоит онтогенез?
3. С какого момента начинается эмбриональное развитие и когда заканчивается?
4. Назовите этапы эмбриогенеза и поясните, что представляет собой зародыш на каждом этапе.
Учащиеся отвечают на вопросы, используя ранее полученные знания, заканчивают составление схемы в тетради, делают выводы
Составлять схемы. Умение делать выводы.
Составьте синквейны.
Составляют синквейны.
Синквейн.
Резюмировать информацию. Умение владеть терминологией.
Подводит итог урока, определяет количество баллов для каждой группы.
Выставляют оценки с комментарием по факту участия в работе группы.
Овладение способами взаимоконтроля, самооценки.
Домашнее задание.
1. Проверить усвоение материала.
2. Представить возможности выбора задания посильного уровня сложности.
Изучить §32 ответить на вопросы 1-6 на с.161, по желанию написать эссе «Факторы влияющие на эмбриональный и постэмбриональный период развития человека».
Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.
Эссе.
Создавать письменные высказывания.
Методические рекомендации
В структуре урока в технологии критического мышления выделяют три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.
На стадии вызова рекомендую давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, сочетать индивидуальную и групповую работу, осуществлять обмен мнениями и совместно с учащимися систематизировать информацию и фиксировать ее в виде схемы.
На стадии осмысления рекомендую просмотр видеофильма «Эмбриональный период развития земноводных» для представления целостности процесса – эмбриогенеза, в дальнейшем при выполнении задания характеризировать этапы эмбриогенеза (работа в группах) необходимо выделить достаточное время (не менее 10 минут) для реализации смысловой стадии. Работа с источниками информации, обмен мнениями, совместная систематизация полученной информации и выражение ее в графическом виде (составление кластера), учащиеся выступают и защищают составленные ими кластеры, например: выясняют, что является производным трех зародышевых листков:
Четвертая группа определяет отрицательное влияние окружающей среды на развивающийся эмбрион, группирует действующие факторы, отмечают отрицательное влияние климата ЯНАО.
Составляют кластеры, например:
Учащиеся самостоятельно делают вывод, что учитывая воздействие данных факторов необходимо вести здоровый образ жизни, чтобы иметь здоровое потомство.
На стадии рефлексии, которая активно способствует развитию навыков критического мышления предлагаю вернуться к началу урока. Совместно с учащимися обобщаем, делаем выводы, и заканчиваем составлять схему, начатую в начале урока.
В дальнейшем делать вывод и резюмировать информацию можно в виде синквейна, например некоторые из них:
Бластула
Шарообразная, однослойная
Делилась, дробилась, превращалась
Зародыш с полостью внутри
Сфера
Гастула
Двухслойная, дифференцированная
Впячивается, расслаивается, обрастает
Использование генетической информации клеток
Желудок
Нейрула
Трехслойная, вторичнополостная
Обособляется, сворачивается, развивается
Образуется комплекс осевых органов
Органогенез
Эмбрион
Маленький, скрученный
Дробится, впячивается, формируется
Сходный у большинства многоклеточных животных
Зародыш
Для выполнения домашнего задания предлагаю учащимся написать эссе по теме «Влияние факторов окружающей среды на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека», где учащиеся могут написать мини сочинение в свободной форме и изложить свое личное мнение и отношение к данной теме.
В рамках технологии критического мышления на данном уроке применялись следующие методические приемы: «мозговой штурм», «ведение бортового журнала», «обучение сообща», кластеры, синквейны, эссе, что способствует формированию навыков коммуникации.
Литература
Петросова Р.А. «Темы школьного курса: Размножение организмов».– М.: Дрофа 2003-64 с.: ил. (42-48).
Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Полиграф услуги», 2005.-128с. (93 -94).
Журнал. Биология в школе. 2004 г. №2. Русских Г.А. « Технология развития критического мышления» с. 28-33.
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С, Козлова Т.А. Биология: «Общие закономерности». Книга для учителя. – М.: Школа – Пресс, 1996. – 184 с. (76-79).
Мамонтов С.Г. Биология. «Общие закономерности». 9 класс: Учебник для общеобраз.
учреждений. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 288 с.: ил.
Клустер Д. «Что такое критическое мышление?» // Перемена. – 2001г. – №4.
13PAGE 15
13PAGE 14115
http://www.bankportfolio.ucoz.ru/
15