Тема урока: Митоз. Амитоз. Мейоз. Класс: 10 класс



Тема урока: Митоз. Амитоз. Мейоз.
Класс: 10
Цели: раскрыть роль размножения как важнейшего процесса, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки; раскрыть особенности отдельных периодов интерфазы; углубить знания о репликации ДНК; охарактеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза; создать представление об амитозе. формировать у учащихся знания о способах деления клетки; раскрыть сущность и биологическую роль мейоза.
Основные понятия: жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, синтетический период, постсинтетический период, репликация, кариокинез, цитокинез, амитоз. мейоз, конъюгация, кроссинговер.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация «Митоз. Амитоз. Мейоз»
Ход урока
1. Постановка и решение проблемы.
Обсуждение вопроса «Возможно ли бессмертие?».
Самостоятельная работа с учебником (§ 28, с. 109). Ответить на вопросы:
– Почему все живые организмы смертны?
– Как теоретически достичь бессмертия клетки и организма в целом?
2. Самостоятельная работа с учебником (§ 28, с. 109–110).
Задание. Сравнить периоды интерфазы, заполнив таблицу.
Признак для сравнения Период интерфазы
ПресинтетическийСинтетический ПостсинтетическийПродолжи-тельностьОт 2–3 часов до нескольких суток 6–10 часов 2–5 часов
Время наступления Сразу после предшествующего деления По окончании пресинтетического периода После удвоения хромосом
События Рост клетки, накопление энергии, пита-тельных веществ Удвоение ДНК, синтез белков, увеличение количества РНК Накопление энергии, синтез белков микротрубочек
3. Выполнение задания «Реконструкция событий».
Задание. Опираясь на таблицу «Удвоение ДНК» и рисунок в учебнике на с. 110, реконструируйте хронологию событий процесса удвоения ДНК (устно).
По окончании выполнения задания обсуждаются его результаты.
4. Объяснение учителя на тему «Способы деления клетки».
Деление клетки = деление ядра + деление цитоплазмы
(кариокинез) (цитокинез)
Способы деления клетки

Митоз
процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого наследственный материал сначала удваивается, а затем равномерно распределяется между дочерними клетками Мейоз
особый вид деления клетки, при котором число хромосом в дочерних клетках становится гаплоидным
5. Совместная работа по заполнению таблицы «Фазы митоза».
Стадия деления клетки Названиефазы События
Кариокинез Профаза 1. Укорочение и утолщение удвоенных хромосом.
2. Разрушение ядерной оболочки.
3. Расхождение центриолей к полюсам клетки; образование веретена деления
Метафаза 1. Удвоенные хромосомы выстраиваются на экваторе клетки.
2. Нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом
Анафаза 1. Образование дочерних хромосом.
2. Расхождение их к разным полюсам клетки
Телофаза 1. Достижение дочерними хромосомами полюсов клетки.
2. Формирование ядерной оболочки.
3. исчезновение веретена деления
Цитокинез 1. Деление цитоплазмы и образование новых клеточных мембран.
2. Образование двух дочерних клеток с диплоидным набором хромосом
6. Составление схемы «Амитоз».

1. Постановка проблемы и её решение.
Проблема. При оплодотворении генетический материал женской и мужской половых клеток объединяется, что теоретически должно было бы привести к увеличению числа хромосом в дочерних организмах. Однако этого не наблюдается. Каким же образом обеспечивается сохранение прежнего числа хромосом после оплодотворения?
2. Объяснение учителя. Определение и структура мейоза.
Определение мейоза записывается в схему «Способы деления клетки» Мейоз = 1-е деление + 2-е деление
(редукционное) (митотическое)
3. Обобщение и закрепление изученного материала.
Сравнительная характеристика митоза и мейоза
Сходства Митоз Мейоз
1. Имеют сходные фазы деления.
2. Перед началом деления происходит удвоение хромосом и их спирализацияОтличия Одно деление Два следующих друг за другом деления
В профазе конъюгации гомологичных хромосом не происходит В профазе-1 гомологичные хромосомы конъюгируют
В метафазе на экваторе выстраиваются удвоенные хромосомы без учета их гомологии В метафазе-1 выстраиваются на экваторе пары гомологичных хромосом
В анафазе к полюсам расходятся дочерние хромосомы В анафазе-1 к полюсам расходятся удвоенные хромосомы
Образуются две дочерние клетки с диплоидным набором хромосом Образуются четыре (или одна) дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом
7. Обобщение и закрепление изученного материала.
Задание 1.
а) Исключить из данного перечня лишнее понятие: интерфаза, трансляция, деление клетки, период покоя, клеточный цикл.
б) Используя необходимые понятия (из данных выше), составить формулу митотического цикла.
Задание 2. Расставить номера событий процесса удвоения ДНК в порядке их осуществления.
1) Образование одиночных («свободных») цепей ДНК.
2) Образование «дочерних» молекул ДНК.
3) Взаимодействие свободных нуклеотидов с одиночными цепями ДНК по принципу комплементарности.
4) Разрыв водородных связей в «материнской» молекуле ДНК.
Задание 3. Осуществить репликацию данной цепи ДНК:
-А-А-Ц-Г-А-Т-Т-Ц-Г-А-Ц-Т-Г-.Домашнее задание: § 28; записи в тетради; изготовить пластилиновые модели: на бумажную (картонную) основу наложить пластилиновую клеточную оболочку, прикрепить нити (нити веретена деления), две центриоли, пластилиновые удвоенные хромосомы, § 29; записи в тетрадях; письменно ответить на вопрос «Каково биологическое значение митоза?».
§ 30; записи в тетради; ответить письменно на вопрос «Биологическая роль мейоза»; таблица.