Использование компьютерных технологий в коррекционной школе во внеурочных занятиях (из опыта работы)


Тыарасинская специальная(коррекционная) школа-интернат VIII вида
Использование компьютерных технологий в коррекционной школе
во внеурочных занятиях (из опыта работы)
Павлова Т.В.
Психологическая и бытовая готовность к жизни учащихся с ограниченными умственными возможностями необходима выпускнику коррекционной школы. И одним из перспективныхнаправлений обеспечения этой готовности является использование компьютерных технологий.
Такие технологии в коррекционном обучении в органическом сочетании с традиционными средствами обучения и воспитания входят в нашу жизнь, способствуя коррекции недостатков развития обучающихся специальной школы.
Освоение таких понятий, как «информация» и «информационные процессы» требует определенного жизненного опыта, разнообразных знаний об окружающем мире, умений абстрактно мыслить и делать логические выводы. Обучение компьютерных технологий в коррекционной школе нацелена на формирование у обучающихся умений применять знания, полученные на занятиях в жизни, на других предметах с использованием средств ИКТ. Две главнейшие задачи обучения компьютерной технологии в школе: это, развитие мышления и предоставление равных возможностей полноценного участия в сфере жизни и видах социальной активности.
Правила работы с ПК, дозирование работы.
Занятия с использованием ПК следует организовать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Занятия проводятся не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв.
Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представления о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой.
Помещение для занятий представляет собой кабинет, снабженный 4 компьютерами типа «Селерон» 465 МГц и другими оборудованиями, подключенными в локальную сеть с выходом в Интернет.' Имеются традиционное рабочее место: стол, стулья, доска.
Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу по соблюдению правил поведения в компьютерном классе.
Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе.
1.Входить и выходить из кабинета можно- только с разрешения
учителя
2.Требуется строго занимать то рабочее место, которое закреплено
учителем..
3.Включать или выключать компьютер и подключенные к нему
устройства под контролем учителя только ознакомленным учащимся.
4.Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения
осуществляется учителем.
Необходимо придерживаться рекомендации по организации учебной деятельности учащихся на занятиях.
1.В целях экономии времени материалы по информатизации
обучения, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены
учителем и могут использоваться на уроке уже как материалы,
размещенные на диске.
2.Занятия необходимо начинать с организационной минутки,
напоминая детям правила поведения в кабинете.
3.Расстановка компьютерных столов должна производиться таким
образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были
обращены к стене помещения.
4.Оставлять детей в компьютерном классе без учителя
категорически запрещается.
Работа и проведение занятий на ПК должна проводится в соответствии с требованиями современного санитарного законодательства СанПиН «гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы».
Эффективность использование программы Paint (точечный рисунок) на первых занятиях.
Первоначальное знакомство школьников с компьютером, как правило, осуществляется с простейших компьютерных тренажеров, программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы.
Одним из таких эффективных программ является Раint (Пэйнт) где дети учатся работать на ПК рисуя. Так, как она самая простая программа, с нее легче начинать. Программа Раint (Пэйнт) удобна в обучении детей тем, что она использует практически те же приемы, что и в более сложных программах.
В ходе работы на ПК с программой Раint (Пэйнт) ребенок учится управлять своими психическими процессами, у него вырабатывается умения выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции.
Цели обучения :1. Отработка навыка работы учащихся на компьютере с современным программным обеспечением;
Коррекционные Задачи обучения:
Укрепление мышц кисти рук;
Развитие мелкой моторики пальцев рук;
Развитие пространственной ориентировки на плоскости листа, бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине)
Развитие мышления, фантазии, памяти;
Развитие внимания;
Активизация познавательных интересов.
Алгоритм действия на занятиях:
Повторение правил поведения.
Рассказ об рисунке, приготовления;
Повторение панелей инструментов;
Выбор инструментов для рисования
Рисование изображения
Выбор инструментов закрашивания
Выбор палитры, заливки;
Сохранение или печать рисунка.
Работа за компьютером - это всегда творческий процесс, который требует умений действовать не по готовым правилам, а самостоятельно обдумывая план предстоящих действий, принимая решения, корректируя полученные
ЪеУ ребенка с нарушениями в умственном развитии чаще наблюдаются снижение познавательной деятельности, расстройство восприятия, памяти, внимания, ориентировки. Слабое функционирование мелкой моторики, воображения. Для таких детей компьютерная технология это новый вид учебной деятельности, которая позволяет школьникам быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, с помощью определенных педагогических приемов и методов приобретает значение при освоении начального курса информатики. А так же, сыграла роль в формировании психологически комфортной среды, что создает доверительные отношения между всеми участниками учебного процесса в котором идет к активация творческой, учебно-познавательной деятельности учащихся.
Выполняя за компьютером задания, ученик одновременно совершенствует пользовательские умения и навыки, а так же идет самостроительство и саморазвитие в процессе творческой деятельности.
Такая функция реализуется при последовательном переходе от доминирующей позиции учителя к роли активного консультанта и координатора учебного процесса при партнерских отношениях между всеми его учениками. Как следствие, происходит осознание учеником значимости своей деятельности. Что в итоге даст прирост ее мотивации.
Выполняя за компьютером задания, ученик одновременно совершенствует пользовательские умения и навыки, а так же идет самостроительство и саморазвитие в процессе творческой деятельности.
Такая функция реализуется при последовательном переходе от доминирующей позиции учителя к роли активного консультанта и координатора учебного процесса при партнерских отношениях между всеми его учениками. Как следствие, происходит осознание учеником значимости своей деятельности. Что в итоге даст прирост ее мотивации.