Урок Ледниковый покров Антарктиды. Подледный рельеф. Полезные ископаемые


7 классТема. Ледниковый покров Антарктиды. Подледный рельеф. Полезные ископаемые. Цель: формировать знания о строении поверхности, подледный рельеф, полезные ископаемые Антарктиды, особенности подледного рельефа материка, влияние ледникового покрова на природу материка; совершенствовать практические умения работать с тематическими картами атласа, развивать логическое мышление учащихся, умение обосновывать свои взгляды, делать выводы и сравнения. Развивать умения учащихся свободно пользоваться различными источниками географических знаний (учебником, картами атласа, рисунками, схемами), анализировать и сопоставлять их.Тип урока: комбинированный.Оборудование: карта Антарктиды, атласы школьников, контурные карты, учебники, карточки-задания.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКАI. Актуализация опорных знаний и уменийЗадача 1 Дидактическая играУчащиеся делятся на 2 группы. Каждой группе предлагаются вопросы. Ученики, работая в группах, дают ответы на вопросы.
І группа
Бали Вопрос Ответ
1 1 Что означает слово "Антарктика" в переводе с греческого языка? «Анти» - «против», «Арктикос» - «северный», т.е. лежит против полярной области земного шара - Арктики.
2 1 Какая площадь Антарктиды? 14 млн кв км 
3 1 Какие материки имеют площадь меньше площади Антарктиды? Австралия
4 1 Какой материк расположен ближе к Антарктиде? Южная Америка
5 1 Какие океаны омывают Антарктиду? Тихий, Атлантический, Индийский
6 1 Экспедиция которого английского путешественника охладила желание пускаться в рискованную плавание на поиски южного материка? Джеймса Кука  
7 2 Кем и когда впервые был покорен Южный полюс? Рауль Амундсен, 14 декабрь 1911
8 1 Как назывались шлюпки русских мореплавателей, на которых они плыли, когда открыли Антарктиду? «Восток» и «Мирный»  
9 1 Представители какой страны покорили Южный полюс вторыми? Англии
10 3 Визначте географічні координати наукових станцій «Восток» та
«Молодіжна». 78 ° ю. ш. 107 °в. д.
78 ° ю. ш. 107 ° в. д.
ІІ группа
Бали Питання Відповідь
1 1 1. Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50-60 градусов ю.ш.? Антарктика
2 1 Какова средняя толщина ледяного покрова Антарктиды? 2000 км
3 1 Перечислите материки, которые имеют площадь больше, чем Антарктида? Африка,Южная Америка, Северная Америка, Евразия
4 1 Самий широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от Южной Америки? Пролив Дрейка
5 1 В честь кого назван большинство географических объектов в Антарктиде? В честь первооткрывателей и исследователей
6 Кто и когда открыл Антарктиду?
Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев в 1820 году
7 1 Путешественник достиг полюса вторым и погиб? Роберт Скотт, 18 января 1912г.
8 1 Какому государству принадлежит Антарктида? ни одному государству не принадлежит Антарктида
9 1 Представители какой страны покорили первыми Южный полюс? Норвегии
10 3 Определите географические координаты научных станций «Академик Вернадский» и «Амундсен-Скотт». II Мотивация учебной и познавательной деятельности
Ученые, которые исследуют Антарктиду, сделали очень интересное открытие - раньше на материке не было ледового покрова! И располагалась Антарктида совсем не там, где сейчас. Ее отделения от Гондваны и дальнейшее «путешествие» к Южному полюсу привели к образованию льда, который в корне изменил природу материка, в том числе и его рельеф. Давайте заглянем под ледниковый панцирь Антарктиды. Сейчас это возможно благодаря современным приборам.

III Изучение нового материала1. Ледниковый покров Антарктиды.Еще одной особенностью Антарктиды является наличие огромного ледникового покрова - крупнейшего современного оледенения на Земле.(Объяснение учителя с элементами беседы, работа по опорной схеме)• Вспомните, как формируются ледники?• Чем отличаются горные ледники от покровных?
Лед на материке возник 10-20 млн. лет назад из наслоений снега, который выпадает постоянно и никогда не тает. Снежинки постепенно превращались в ледяные зерна, а под тяжестью слоев, лежащих выше, образовался лед. Он под влиянием своего веса постепенно сползает в океан, образуя шельфовые ледники. Они являются как бы морским продолжением ледового покрова материка. Самый крупный из них - ледник Росса. Толщина льда до 700 м. Открыт в 1841 году Дж. К. Россом.     Отдельные части ледника, достигнув моря, отламываются и образуют огромные айсберги.• Как образуются айсберги?• Чем опасны айсберги для судоходства? Как люди начинают айсберги использовать? 

Опорная схема
Ледовый покров Антарктиды и образования айсбергов Ледовый щит Антарктиды напоминает купол. Лед постепенно сползает в океан, образуя шельфовые ледники. Благодаря ледниковому покрову Антарктида является самым высоким континентом Земли. Ледовый панцирь укрывает почти 95% территории Антарктиды и имеет среднюю толщину 2300 м. Кое-где над поверхностью ледника, поднимаются вершины горных хребтов.

Особенности рельефа Антарктиды

Трансантарктические горы (Антарктические Анды) - гигантские гир¬ськи цепи протяженностью почти 5000 км и высотой более 4000 м.
Антарктические айсберги очень большие. Они возвышаются над водой на 100 м и более. Площадь достигает нескольких десятков километров. Айсберги могут держаться на плаву, или же сидеть на мели.      Изредка встречают участка материка свободны ото льда, а летом - от снега. Они называются антарктическими оазисами. Их общая площадь не превышает 0,3% территории Антарктиды.• Подумайте, в каких частях Антарктиды могут образовываться антарктические оазисы?• Как вы думаете, каковы причины образования антарктических айсбергов?
2 Строение земной коры Антарктиды. Подледный рельеф материка. Прием «Картографическая лаборатория»
Давайте посмотрим тектоническое строение Антарктиды.Что лежит в основе Антарктиды? Верно, Антарктическая платформа.Рассказ учителя (Объяснение учителя с элементами беседы, работа с опорной схеме)
В Антарктиде около 30 млн.км3 льда, только 2% территории материка не имеет льда. Это в основном участки побережья.
Ледовый панцирь материка называют Ледовой Антарктидой. Благодаря ледниковому покрову, Антарктида - самый высокий материк на Земле. За счет этой толщи, средняя высота материка - 2040м, это в три раза больше высоты всех других материков. Лед постоянно сползает с материка в океаны, образуя шельфовые ледники.
Найдите на карте шельфовые ледники. Верно, ледники Ронне и Росса.
Они крупнейшие в Антарктиде. Их по площади можно сравнить с территорией Франции или Испании. Шельфовые ледники, спускаясь к морю, обламываются с оглушительным треском, и из них образуются айсберги. Благодаря своей пластичности лед постоянно движется (из внутренних областей Антарктиды к побережью) таким образом, происходит подпитка шельфовых ледников. Площадь ледникового покрова постоянно меняется; ученые это объясняют глобальным потеплением на Земле (опорная схема)
А сейчас посмотрите на рисунок учебника ( «Подледный рельеф Антарктиды») и скажите, о чем он говорит? Правильно, в Ледовой Антарктидой лежит Каменная Антарктида.
Какие формы рельефа мы видим на рисунке? Горы, плато, впадины.
Посмотрите на шкалу высот и скажите, какая часть материка - самая высокая? Верно, восточная. Робота с опорной схеме.
Наибольшая горная система - Трансантарктические горы разделяет материк на две части - западную и восточную. По ее окраинам лежат горы Земли Королевы Мод, горы Вернадского, горы Гамбурцева. Между горними массивами находятся обширные равнины с высотами 200-800 м над уровнем моря.
А сейчас найдите на карте море Росса и вулкан Эребус. О чем свидетельствует наличие вулкана? Верно, о существовании горообразования на материке в системе Трансантарктических гор.
Вулкан Эребус находится на одном из островов моря Росса; другой - недавно найденный под ледниковым покровом Западной Антарктиды. Первое землетрясение было зафиксировано в 1985 году, хотя некоторые ученые считают, что силы сейсмических волн заглушают толще льда.  

Практическая работа (продолжение). Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов Антарктиды. (Самостоятельное выполнение практической работы учащимися с использованием атласа и контурных карт)Цель: обозначить основные географические объекты Антарктиды на контурной карте и запомнить их местонахождения.Использование карт: карта АнтарктидыЗадание:    В течение изучения темы, пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту и запомните положение на материке таких географических объекте: Трансантарктические горы, вулкан Эребус, ледник Росса.   
3. Полезные ископаемые.
Прием «Удивляет всех»
Найдите по картам атласа, какие полезные ископаемые есть в недрах материка? А сейчас ученик ознакомит нас, какие же полезные ископаемые на материке.
IV Закрепление изученного материала.
Прием «Микрофон»1. Какова максимальная толщина ледникового покрова? (4744 м).2. Сколько процентов пресных вод Земли содержится в ледяном покрове Антарктиды? (80%).3. Как называют огромные ледяные плавающие горы, обломки материкового льда, сползли в океан? (Айсберги).4. В каком направлении движется материковый лед в Антарктиде?(От центра к периферии).5. Как называются ледники, расположенные в пределах материковых отмелей морей? (Шельфовые).6. Вспомните название крупнейшего шельфового ледника на территории Антарктиды? (Ледник Росса, его площадь 500 тыс. кв. км).7. Как называется платформа, которая лежит в основе материка Антарктиды?(Антарктическая).8. Какова средняя высота материка с учетом ледникового покрова?(2040 м).9. Какие горы простираются от моря Уэдделла до моря Росса?(Трансантарктические).10. Какая высота самого высокого горного массива материка? (Массив Винсон, 5140 м)11. Какая абсолютная высота глубокой впадины материка? (2555 м).12. В состав какого древнего материка входила Антарктида?(Гондвана).13. Какой вулкан находится в Антарктиде на о. Росса? (Эребус).14. На каком полуострове располагается самая северная точка Антарктиды? (Антарктический полуостров).15. Какая часть Антарктиды лежит ниже уровня океана? (1/3)

V. Итог урока. Рефлексия           Прием «5 предложений»С помощью 5 предложений сформулируйте главное об Антарктиде.VI. Домашнее задание.Проработайте соответствующий параграф учебника.Разработайте собственный проект антарктической научной станции. Опишите ее работу и необходимую аппаратуру. Составьте программу научных наблюдений, обоснуйте их необходимость.