Конспект классного часа Милосердие. Белый цветок


МОУ «Майская школа»
4 – Б класс классный час «Милосердие. Белый цветок».
Кл. руководитель: Тернавская Нина Ивановна


Цели:
- образовательные:
познакомить детей с таким нравственным понятием как милосердие с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
- развивающие:
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, развивать такие личностные качества, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, критически осмыслять собственные нравственные поступки и поступки сверстников и одноклассников;
- воспитательные:
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
* Исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в ходе подготовки любого мероприятия мы должны быть ориентированы на конечный результат.
В этой связи, можем выделить 3 основные группы результатов, которые мы пытаемся достичь в ходе проведения классного часа. Так, например, наиболее ярко будет представлена группа личностных результатов, а именно: определение внутренней позиции гимназистов к милосердию как нравственной ценности человека (самоопределение ребенка), а также ценностная и морально-этическая ориентация ребят (ориентация на выполнение милосердных поступков, определения способности к решению нравственных проблем, а также (самое важное) – оценка собственных поступков, особенно во взаимоотношениях с близкими. Группа метапредметных результатов направлена на осуществление контроля собственных действий, а особенно на развитие коммуникативной деятельности, а также познавательной активности.
На уровне предметных результатов, ребята должны четко понимать и применять понятийный инструментарий классного часа, уяснить, что собой представляет милосердие, как развивать милосердие, что нужно для счастливой жизни человека с точки зрения «милосердного сердца».
Оборудование:
- презентация на тему «Милосердное сердце»,
- выставка иллюстраций на тему «Милосердие»,
- сердечки, бумага красного цвета, ножницы,
- сказка «Голос сердца».
Книга В. Катаева «Цветик – семицветик».
Ход мероприятия
I. Организационный момент Дорогие ребята! Пусть сегодняшнее мероприятие принесет вам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
II. Мотивация. Определение темы занятия.
Стихотворение «Без сердца что поймем?» (читают дети).
Без сердца что поймем?
Как пожалеем, как полюбим,
Как чуткими и добрыми мы будем?
Как боль чужую разделить мы сможем,
Как слабому в беде его поможем?
Без сердца мы – лишь куклы заводные,
Бездушные, красивые, пустые.
Я лучшей в жизни похвалой считаю,
Когда сердечным человека называют.
Учитель: Какие важные слова прозвучали в этом обращении?
Сердце, чуткость, добро, сердечность, отзывчивость…..
(дети называют все возможные варианты ответов: доброта и жалость, благородство и честность, ответственность, добросердечность, душевность, доброжелательность, добродетель, добропорядочность).Все ваши ответы верны!
Посмотрите на наше сердце, которое является символом стихотворения, и вы увидите, что все ваши ответы нашли место в нем. Главное, что все эти слова мы можем соединить в одно понятие – это милосердие.
Как вы думаете, в чем заключен смысл слова «Милосердие»? (Дети приводят свои варианты.) Милосердие – это многогранное и многоликое понятие.
Значение данного слова можно узнать из толкового словаря. Одно из толкований представлено на слайде.
Милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. И не важно, какая это помощь: физическая, духовная или материальная. Главное - это желание оказать помощь человеку, который оказался в беде. Ласковое и доброе слово, исходящее из сердца человека способно изменить многое и направить человека на добрые и светлые поступки.
III. Работа с текстом.
Каждый человек способен на милосердие. Но человеку иногда свойственно ошибаться и забывать о милосердии. Порой это происходит из-за того, что человек не слышит голоса своего сердца.
Например, как мальчик из рассказа «Голос сердца».
Чтение сказки "Голос сердца" учащимися цепочкой.
Семья ласточек свила круглое гнездышко под самой крышей Митиного дома. Мите нравились ласточки, и он часто мечтал: «Вот бы у меня в доме жила такая птичка». Однажды у печки засорилась труба. Папа приставил к крыше лестницу, залез на крышу и почистил трубу. Увидел Митя, что папа лестницу забыл убрать, и обрадовался, что теперь может поймать птичку. Взял он папин рыболовный сачок и прикрыл им гнездо. Вылетела ласточка и тут же затрепыхалась в сачке. Прибежал Митя с ласточкой домой. «Обрежу ей крылышки, чтобы она от меня не улетела», – решил Митя, но не нашел ножниц.
Сунул мальчик птичку за пазуху, сел у окна и задумался.
– Тук-тук-тук! – стучало сердце мальчика.
– Кто это стучит? – спросила ласточка.
– Я стучу, Митино сердце, – ответило сердце.
– Знаешь, – пожаловалась ласточка, – Митя хочет мне крылышки обрезать, а у меня в гнезде птенчики остались. Попроси своего хозяина отпустить меня.
Не могу я тебе помочь, – ответило сердце. – У меня очень тихий голос, и мой хозяин меня не слышит.
Что же делать, неужели мои птенчики погибнут?! – заплакала ласточка.
Ее горькие слезинки проникли прямо в Митино сердце, и от этого голос сердца сразу стал громче.
Тук-тук-тук, – застучало сердце мальчика изо всех сил. – Митя, разве ты не слышишь, как пищат маленькие голодные птенцы без мамы ласточки?
Поднял мальчик глаза к окну, прислушался и услышал писк.
Это, наверное, твои дети плачут. Извини, я забыл, что тебе надо кормить птенцов! – воскликнул мальчик и выпустил птичку в окно.
Трепеща крылышками, ласточка взмыла в небо и вскоре вернулась к гнезду с добычей. Митя вышел во двор. Возле лестницы сидел и хищно поглядывал на птичек соседский кот.
Пошел отсюда, бессовестный! Не смей трогать наших птичек, – закричал на кота Митя.
Он решил охранять семью ласточек, пока папа не придет с работы и не уберет лестницу.
Вопросы к рассказу "Голос сердца"
Как Вы думаете, почему Митя сначала хотел поймать ласточку, а потом стал охранять ее гнездо?
Можно ли по глазам, голосу, жестам, поступкам человека узнать, какое у него сердце и есть ли в нем милосердие?
Почему люди иногда говорят: «Этот человек бессердечный?»
Как Вы думаете, «о чем стучит Ваше сердце»?
Какую роль в жизни человека играет сердце?
Вывод: надо научиться слушать голос сердца, которое подскажет путь милосердия. Каждый способен на милосердие! Просто надо его услышать! А мы с вами всегда ли слышим свое милосердие?
IVПритча для детей, о милосердии. Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что мир создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос…И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что мир не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Беседа-Что сделал мальчик?- Почему было обидно цветку?- Над чем бы вы задумались?- Что означает выражение «Кто познал боль, тот не хочет, чтобы ещё кому-нибудь на земле было больно»? - Что такое милосердие?
- Кто такие волонтёры?
- Что такое пожертвование?
Милосердие- готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Волонтёр — человек-доброволец.
Пожертвование -дар, передача денежных средств в пользу кого-то или чего-то.
Эмблема «Белого цветка» - как знак милосердия, эмблема праздника «Белого цветка»
- Какова же история этого праздника?
Учитель: История Белого цветка в России 1911-1914 Была одна великая русская семья — царская семья, последнего русского царя Николая II. Семья была многодетная, так как у него было 5 детей – 4 девочки и мальчик (наследник Алексей). Приезжая на отдых в крымское имение, царская семья привнесла обычай — благотворительные традиции. В это время по южному берегу Крыма строятся многочисленные бесплатные больницы и лечебные санатории для неимущих больных.Во время каждого приезда в Ялту, в новый Ливадийский дворец проводилась благотворительная акция — «День Белого цветка» для сбора помощи неимущим больным. На Днях Белого цветка волонтёры за пожертвования раздавали белые цветы, а собранные средства направлялись на мероприятия, связанные с оказанием помощи туберкулезным больным. В поддержку акции в городе проводили благотворительные базары, работали буфеты, шли концерты.На улицах раздавали листовки о профилактике заболевания. В Ялте в «Белом цветке» принимала участие вся царская семья.В 1911 — 1914 годах императрица, Александра Фёдоровна лично организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных на набережной. Вместе с Великими княжнами она загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа.Праздник проходил с большим размахом — по всему городу ездили украшенные цветами авто с барышнями, раздающими маленькие букетики всем желающим помочь собрать средства на больных.В центре города шли гуляния, концерты, продавались сладости, на аукционах продавали диковины начала ХХ века — автомобили, словом, весь город объединялся в сборе пожертвований. По набережной прогуливались молодые пары, записавшиеся волонтёрами в «Комитете Белого цветка», их костюмы украшали ленты «Жертвуйте на больных чахоткой», некоторые несли шесты.Дни цветков очень полюбили в России и проводили праздники по несколько раз в год, направляя сборы на самые различные виды помощи. На собранные деньги строились санатории, больницы, богадельни, приюты, помогали семьям увечных воинов и погорельцам, многодетным семьям, оставшимся без кормильца.Идея Дня «Белого цветка» родилась в Швейцарии. В 1908 году на улицах Женевы впервые появились молодые люди со щитами, украшенными белыми цветами (ромашками). Ромашка как эмблема борьбы с туберкулезом, а проданные цветы приносили доход противотуберкулезным организациям. Главным событием фестиваля в этом году станет проведение «Белого цветка» на набережной Ялты, которое запланировано на 27 сентября 2015 года. Собранные средства так же пойдут на реабилитацию крымских детей-инвалидов с редкими заболеваниями.
Творческое задание «Акция милосердия» Представьте, что вас пригласили принять участие в таком добродетельном мероприятии, празднике милосердия «Белого цветка», чтобы сделали вы?
(ответы детей) - А вот, что сделала девочка Женя из сказки В.Катаева «Цветик -семицветик». ( обсуждение сказки).
Девочка Женя сначала желала осуществить с помощью цветочка свои мечты и решить свои проблемы, но потом она помогает больному мальчику обрести здоровье, а заодно обретает и друга.
V. Практическое занятие «Милосердное сердце»
Цель: закрепить знания о понятии «милосердие». Нравственная же составляющая практической части классного часа - это символизация открытости детского сердца навстречу взрослому сердцу, первый шаг навстречу, это новый шаг на пути к милосердию.
Ребята, на сегодняшнем занятии мы сможем подарить частицу своего сердца и наполнить добром и светом сердца ваших близких. Что мы для этого можем сделать? (ребята предлагают версии). Я предлагаю каждому из вас изготовить вот такое сердце, с обратной стороны которого вы напишите то качество человека, которое входит в понятие «милосердие». У каждого свое видение милосердия, напомню, что это понятие многогранно. Ласковое и доброе слово, исходящее из сердца человека, способно изменить многое и направить человека на добрые и светлые поступки. А если это любящее сердце мамы или папы, бабушки или дедушки, сестры или брата?
А теперь переходим к практической части нашей работы.
Вместе все наши сердца создадут самое большое милосердное сердце.
Это коллективное творческое дело – одно из «добрых дел», которое можно отнести к милосердным делам, к чуткости и отзывчивости, в первую очередь, к своим близким. Учитель предлагает детям сохранить сердце и подарить его родителям
VI. Вывод. Обобщение.
Ребята, держа в руках сердце нашего милосердия, давайте определимся, что же нового каждый из нас вынес для себя из нашей сегодняшней беседы.
Ребята делают выводы:
Милосердие – понятие многогранное.
Каждый человек способен на милосердие!
Просто нужно его услышать!
Важно видеть не только глазами, но и сердцем!
VII. Заключительное слово.
Каждый день - это маленькая жизнь, в которой нужно увидеть главное. Жизнь – это счастье! Нужно это не забывать и видеть это самому и помогать видеть другим! Милосердие в этом помогает человеку!
Без Милосердия что скажем?
Без Милосердия что прочтём?
Без милосердия как жить будем?
Спасибо за внимание.
Просмотр слайдов на тему: «МИЛОСЕРДИЕ»
Подведение итогов
Милосердие — это активная доброта. Я призываю вас, ребята, украшать свою жизнь добрыми, милосердными делами.Акция «Белый цветок» пройдёт в Республике Крым 24 сентября 2016 года.