Рабочая программа по внеурочной деятельности «Зелёный мир» 4 класс.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОАЯ ЩКОЛА №9 ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА






Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Зелёный мир»
4 класс






Разработано: учитель начальных классов
Прокудина Галина Викторовна



Одинцово
2016-2017 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность.
Программа «Зеленый мир» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для 4 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство и тайны окружающего их мира. В этом случае на помощь приходит данный факультативный курс, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Актуальность программы:
     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Данный курс знакомит учащихся с неповторимым миром природы. Формирование образа Земли как уникального дома всего человечества, нуждающегося в трепетном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом обеспечивает этот курс. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими примерами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества».
При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность, связанная с развитием у детей экологической ответственности. Воспитание экологической культуры напрямую зависит от непрерывной и целенаправленной работы педагога по предупреждению бессердечного отношения ко всему живому.
Экологическая культура невозможна без развитого чувства красоты природы и признание ее эстетической ценности.

Цель: создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. В результате расширения реализуются следующие задачи:
 -Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
-Систематизация знаний учащихся в области окружающего мира и ОБЖ;
-Введение природоведческих понятий соответствующих возрасту.
-Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, географическими картами, атласами, самостоятельно добывать знания по определенной теме.
- Обогащание эмоционально-чувственной сферы ребенка, помощи стать верным другом природы.
-Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
-Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
-Обучать выступать с докладами, рефератами, презентациями, проектами.
-Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
-Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
-Формирование экологического мышления, проявляющего в гуманно - эстетическом отношении к природе, выработке понятий о взаимосвязи и единстве в природе и природоохранной деятельности; норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

В работе используются различные формы и методы обучения:
Организация экскурсий;
Выставка рисунков, поделок;
Беседы, викторины;
Проектная деятельность;
Групповая форма;
Наблюдения;
Праздники;
Игры;
Презентации;
Работа с родителями.



Данные формы способствуют формированию общеучебных компетентностей: коммуникативной, социальной, информационной.
В результате освоения содержания курса у детей формируются УУД: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.
Учебно-тематическое планирование факультатива « Зеленый мир»
Рабочая программа «Зеленый мир» разработана для 4 класса начальной школы. На изучение отведен 1 час в неделю (34 учебных часа). Программа реализуется в течение года.

Название раздела
теоретическая
практическая

1
В гармонии с природой
1
-

2
Человек- часть природы
3
3

3
Условия современной жизни
3
2

4
В мире растений
4
8

5
Правила здорового образа жизни
3
2

6
Экологические катастрофы
2
1

7
Итоговое занятие
1
1



17ч
17ч

Содержание курса раскрывает широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения, на основе предметных знаний и умений подводит учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости; развивает логичность и самостоятельность мышления, формирует экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. 1. В гармонии с природой.
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Сезонные изменения в природе. Экскурсия по пришкольной территории
2. Человек- часть природы
Знания об организме человека. Костно-мышечная система. Органы пищеварения. Органы кровообращения. Болезни дыхательных путей и их профилактика.
3.Условия современной жизни.
Развитие промышленности, науки. Разработка полезных ископаемых. Как человек использует горные породы и минералы. Народные промыслы: ткачество, вышивки, резьба по дереву, кости, камню. Техника и человек. Современный город: преимущества и опасности
4. В мире растений
Разнообразие сельскохозяйственных культур. Семенное и вегетативное размножение растений. Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине. Сезонные изменения в жизни растений. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями
5.Правила здорового образа жизни
Правила здорового образа жизни: гигиена, правильное питание, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Правила гигиены кожи. Полезные и вредные привычки. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов.
6. Экологические катастрофы
Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Влияние природы на творчество человека, его эмоциональное и нравственное воспитание. 7. Итоговое занятие. Подведение итогов своей деятельности
Тематическое планирование

разд
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД

1.
В гармонии с природой.
1
Наблюдение за растительным миром. Определять цель и план наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в предложенной форме (словесное описание, рисунок). Оценка экологического состояния пришкольного участка.

Личностные: формирование у детей мотивации к обучению, оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Познавательные:
Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме
Коммуникативные:
Учитывать другие мнения и позицию
Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Сезонные изменения в природе. Экскурсия по пришкольной территории








2.
Человек- часть природы
3
Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.
Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.
Измерять температуру тела, вес и рост человека.
Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Диспут «Тело человека и охрана здоровья»





Личностные: развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.









Знания об организме человека. Энергия – источник движения.

Костно-мышечная система. Органы пищеварения. Органы кровообращения. Болезни дыхательных путей и их профилактика.

Эпидемии и борьба с ними.





Практическая работа
3
1. Работа в группе над созданием учебной презентации « Организм человека» (на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций).
2. Проектная деятельность « Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация».
3.Составление режима дня.












3.
Условия современной жизни.

Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о развитии промышленности и науки, обсуждать полученные сведения.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые.  Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).
Личностные:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:строить сообщение в соответствии с учебной задачей; учитывать другие мнения и позицию.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане







Развитие промышленности, науки. Разработка полезных ископаемых.

Значение полезных ископаемых в хозяйственной жизни человека
Народные промыслы: ткачество, вышивки, резьба по дереву, кости, камню.
Техника и человек. Современный город: преимущества и опасности
3 ч




Практическая работа
2
1.Работа в группе над созданием учебной презентации «Полезные ископаемые и их значение в хозяйстве»
(на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций).
2.Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей с позиции бережного отношения к природным ископаемым родного края.


4.
В мире растений

Освоение новых сельскохозяйственных культур; характеризовать способы размножения; наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;
Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями; исследовать связи жизнедеятельности растений и времени года. Проводить групповые наблюдения за трудом человека по уходу за сельскохозяйственными растениями. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию;











Разнообразие сельскохозяйственных культур.
Семенное и вегетативное размножение растений.
Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине.
Сезонные изменения в жизни растений. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями

4 ч




Практическая работа
8 ч
1.Посадка картофеля разрезными клубнями
2.Капуста зимняя.
3.Кукуруза сахарная.
4.Перец сладкий «Аэлита»
5.Редис «Кис-кис»
6.Фасоль спаржевая и горох
7.Баклажан «Фрегат»
8.Проектная деятельность «Растения, которые мы едим. Санитарная обработка овощей и фруктов. Осторожно: пестициды!»




5.
Правила здорового образа жизни
3 ч
Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций;
обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены.

Личностные: принятие установки на здоровый образ жизни; принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, доровьесберегающего поведения
Познавательные:
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Коммуникативные: Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей








Правила здорового образа жизни: гигиена, правильное питание, режим труда и отдыха, физкультура и спорт.

Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Правила гигиены кожи. Полезные и вредные привычки. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Личная ответственность за состояние своего здоровья.





Практическая работа
2 ч
1.Проект «Любимый праздник в моей семье»
2.Конкурс рисунков « Вкусный маршрут»



6.
Экологические катастрофы

Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы

Личностные: принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения
Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; владеть основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Регулятивные:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.


Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие.

Влияние природы на творчество человека, его эмоциональное и нравственное воспитание.






Практическая работа
1
Проектная деятельность «Экологические проблемы мира, России и нашей местности»






7.
Итоговое занятие
1 ч
Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Познавательные: сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные:
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев


Подведение итогов своей деятельности





Практическая работа

На лето: вырастить в домашних условиях цветущий забор, используя сорта:
Ипомея ненаглядная
Астра принцесса
Годеция Маргарита
Маргаритка Мария
Календула каблуна






















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ,
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


1.Литература.
1. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Травянистые растения. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.
2.Большая энциклопедия природы. Растения и кустарники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.
3. Большая энциклопедия природы. Ландшафты планеты. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.
4. Большая энциклопедия природы. Загадки Земли. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.
5. Большая энциклопедия природы. Чудеса природы. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.
6.Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М.: «Махаон»,2003.-493с.
7.Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка.- 3-е изд.,- М: Педагогика,1991.-384с.
8.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. Ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.-152 с.: ил.
9. Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова/сост.Н.В.Нечаева,С.В.Бухалова.-Самара: Издательский дом «Федоров»,2011.-224с.
10.Полная энциклопедия.Здоровье детей.-Сост. Мигалкина И.С.-СПб.: ИД «Весь»,2003.-256 с.,ил.16. Н.Б.Шумакова,Н.И.Авдеева,Е.В.Климанова .-Развитие исследовательских умений младших школьников.-М.: Просвещение,2011.-157 11.Савенков А.И. Методика исследования обучения младших школьников.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2010.-224с
12.Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие.- Самара:Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.-160с.:ил.
13.Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира.- Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.,157с.

2. Специфическое сопровождение (оборудование):
Изобразительные пособия:

-таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;

интерактивная доска;
мобильный класс.

Интернет-ресурсы.
Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15