Программа по внеурочной деятельности Зелёный светофор


Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ « Лицей № 23»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей № 23»
_______________ /Евсеев В.С./
«______» ______________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
«Зелёный светофор»
(социальное направление)
для 3 классов

Составитель:
учитель начальных классов
Комарова Т. Н.


г.Воскресенск 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Зелёный светофор» для учащихся 3 класса разработана на 1 год ( 2 занятия в неделю –70 часов) на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора движения» под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011г. Актуальность программы .Проблема безопасности детей,  сохранения их жизни и здоровья в условиях резко возросшего за последние года объема транспортных средств исключительно актуальна, так как согласно статистике каждый день в России участниками дорожно-транспортных происшествий (ДТП) становятся 70 детей, из которых 80% остаются инвалидами. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах Анализ статистики ДТП с участием детей и психолого - педагогические исследования указывают,  что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и улице необходимо внедрение в учебно-образовательный процесс школы целостной системы непрерывного обучения детей безопасному поведению на дороге и улице. Содержание программы основывается на современной концепции безопасности дорожного движения с учетом системообразующих связей всех элементов дорожно-транспортного процесса.  Что способствует формированию сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах. Образовательная программа строится на основе принципов концентричности, повторности и постепенного усложнения, знаний о безопасности поведения на улицах и дорогах.  Это позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную систему безопасности дорожного движения,  обеспечивать преобразование знаний в прочные умения и навыки в этой области,  а также постепенно углублять межпредметные связи содержания курса.
    К концу 2 года обучения, обучающиеся должны знать:
Правила дорожного движения, безопасный путь в школу, перекрёстки и их виды, правила пешехода на загородной дороге, дорогу и её составляющие части (проезжую часть, обочину, кювет, пешеходную и велосипедную дорожку), дорожную разметку и дорожные знаки, сигналы регулировщика и светофора, обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств, правила пассажиров при высадке из общественного транспорта, правила поведения пешехода на нерегулированном перекрёстке, оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами, что такое железнодорожный переезд, правила перехода и переезда,,как правильно переходить дорогу, перекрёсток;
Должны уметь: двигаться группами и в колонне, применять правила дорожного движения для велосипедистов, выполнить практическое задание на специально оборудованной площадке, оказать первую медицинскую помощь, экономно выполнять разметку заготовок, работать по трафарету, подбирать детали для работы, собирать макет из деталей по образцу, эстетично оформлять изделие,    проявлять элементы творчества.
Направленность данной дополнительной образовательной программы :социальное направление.
Программа рассчитана на 70 часов , 2 часа в неделю
Данная программа ориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, назначения и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Цель: Охрана жизни и здоровья юных граждан, их защита путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Задачи:
1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.
2.Научить основным правилам дорожного движения.
3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.
4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте.
Способы реализации программы:
1)занятия с детьми ( регулярные 2 раза в неделю)
2)диагностика детских знаний и мыслительных процессов : 2 раза в год: в начале работы и в конце работы)
II.Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/ уметь
Учащиеся должны знать:
- правила перехода дороги;
- правила движения на велосипедах;
- историю возникновения ПДД;
- безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки;
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила поведения в транспорте;
- правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом;
- основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
Учащиеся должны уметь:
- применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию;
- оценивать дорожную ситуацию;
- правильно переходить дорогу, перекрёсток;
- вызвать «скорую помощь»;
- читать информацию по дорожным знакам;
- оказать первую медицинскую помощь.
III.Педагогические технологии , методики обучения.
Для оптимизации образовательного процесса использую в своей практике новые методики:
-методику оптимизации режима обучения, сохранения и поддержки здоровья школьников,
- методику системности,
-частично-поисковые методики,
-интерактивные методы обучения школьников.
Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.
Исследовательская (проблемно-поисковая)
Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие».
Коммуникативная (дискуссионная)
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующиеся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Имитационного моделирования (игровая)
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Психологическая (самоопределенческая)
Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
ДеятельностнаяХарактерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Рефлексивная
Компьютерные (информационные)
Информационно-личностные
Мультимедийные презентации к занятиям
Ноутбук
Проектор
Экран
Дополнительная литература:
Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 2009
Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,2001 .
Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика, 1997
4.Г.Н.Шевченко.Основыбезопасностижизнедеятельности.Волглград,2003г 5.С.Н.Подгорная.Тематическиенеделивначальнойшколе. Москва-Ростов - на-Дону. 6.Материалыгазеты «Добрая дорога детства».
7.Энциклопедия «Все обо всем».
8.Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
9.Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 2008..
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Зелёный светофор»
для 3 класса

п/п Тема Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеурочных активных занятий
1 Транспорт 8 4 4
2 Дорожные знаки. Сигналы . 28 14 14
3 Клуб внимательных пешеходов. 26 13 13
4 «Веселый Светофор». 8 4 4
Итого 70 35 35

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО
Зам. директора по УВР протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.
Руководитель ШМО
__________/ Волкова О. Н./ _____________ / Зотова Ю.В._/
«______» ______________ 2014 г.
Календарно-тематическое планирование
курса «Зелёный светофор»
для 3 класса

п/п № занятия
в
разделе,
теме Тема занятия Плановые сроки изучения учебного материала Содержание
работы
Транспорт ( 8 часов) Введение. Улица полна неожиданностей. 01.09- 05.09 Занятие - размышление;работа с иллюстрация-ми Опасности на наших улицах. История появления автомобиля и правил дорожного движения 08.09.-12.09. Занятие-практи-кум Виды транспортных средств Наш район и его транспорт 15.09.-19.09. Занятие-практи-кум Правила повеления в транспорте Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств. 22.09.-26.09.
Занятие-практи-кум; Занятиеразмышление ;игра Я- пешеход и пассажир. Дорожные знаки. Сигналы ( 28 часов) 1 Где и как переходить дорогу. Почему дети попадают в дорожные аварии. 29.09.-03.10. Художествен-но-творческая работа 2 Дорожные знаки и их группы. 3 «Рисуем знаки» . 06.10-10.10 Заочная экскурсия ; 4 Дорога в школу 5 Правила перехода проезжей части дороги. 13.10-17.10
Беседа 6 Что такое ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ и кто такой инспектор ДПС. Встреча с инспектором ДПС. 7 дорогах. Оказание первой медицинской помощи. 20.10-24.10 8 Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Дорожные знаки. 9 Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Оказание первой медицинской помощи. 27.10-31.10 Занятие-размышление; работа с иллюстрациями. 10 Дорожная разметка 11 Наши верные друзья. Новое о светофоре. Когда светофора нет. 10.11-14.11 Занятие-практи-кум
12 Сигналы для регулирования дорожного движения. Из истории светофоров. 13 Значение знаков для пешеходов. Места установки знаков. 17.11-21.11 Занятие-практикум
14 Транспортные и пешеходные светофоры. Их значение. 15 Дорога и её составляющие части. 24.11-28.11 Художественно – творческая работа
16 Перекрёстки и их виды 17 Кто движением управляет 01.12-05.12 Занятие-практикум; работа с иллюстра-циями18 Конкурс рисунков «Ты и дорога» 19 Запрещающие знаки 08.12-12.12
Занятие-практикум
|
20 Запрещающие знаки 21 Предупреждающие знаки 15.12-19.12 Занятие-практикум
22 Предупреждающие знаки 23 Знаки особого предписания и знаки сервиса 22.12-26.12 Занятие-практикум
24 Тест» Знаю ли я дорожные знаки» 25 Причины дорожно -транспортного травматизма 12.01-16.01 Занятие - практикум
26 Урок-видео о соблюдении ПДД 27 Тест «Узнай дорожный знак» 19.01-23.01 Занятие – практикум, тестирование
28 Инспектор ГИБДД в гостях у ребят Клуб внимательных пешеходов.( 26 часов)
1 Знай правила дорожного движения как таблицу умножения 26.01-30.01 Занятие- практикум; игры
2 Где можно и где нельзя играть. 3 Мостовая не для игры. 02.02-06.02 Занятие- размышление; практические работы
4 Конкурс «Знаем правила дорожного движения, как таблицу умножения» 5 Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. 09.02-13.02 Занятие- практикум
6 Переход нерегулируемого перекрёстка 7 Переход нерегулируемого перекрёстка 16.02-20.02
Занятие-практикум, кроссворды
8 Настольные игры по ПДД 9 Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств. 23.02-27.02 Тестирование
10 Правила перехода проезжей части дороги. 11 Остановочный и тормозной пути автомобиля 02.03-06.03
Просмотр фильма
12 Опасности на наших улицах. 13 Будь внимательным и осторожным! Обязанности пассажиров. 09.03-13.03 Урок-закрепление
14 Настольные игры по ПДД 15 Клуб внимательных пешеходов. 16.03-20.03
Практическое занятие, игры по ПДД
16 Про разметку на дороге. 17 Сказка- пьеса «Москвичонок!. 30.03-03.04 Занятие-практикум Инсценировка сказки-пьесы «Москвичонок»
18 Перекрёсток. Правила поведения пешехода на нерегулированном перекрёстке 19 Железнодорожный транспорт и его назначение. 06.04-10.04 Занятие- практикум
20 Правила перехода железной дороги. 21 За городом. 13.04-17.04 Закрепление
час
22 Дорожный этикет. 23 Что такое железнодорожный переезд? 20.04-24.04 Чтение сказок, отгадывание загадок
24 Настольные игры по ПДД 25 Правила езды на велосипеде 27.04-30.0 4Беседа
26 Велосипед и ролики. Оборудование их специальными сигналами. «Веселый Светофор». (8 часов)
1 Беседа «В гостях у Светофора» 04.05-08.05
Работа с иллюстрация-ми
Занятие- практикум, игры
2 Настольные игры по ПДД 3 Чтение и анализ рассказа «Удивительное автопутешествие Вани Петушкова на земле, на воде, на крокодилах и т.д.» 11.05-15.05 4 Праздник «Мы знаем правила дорожного движения» 5 «Азбука юного пешехода» 18.05-22.05 Занятие- практикум, игры
6 «Веселый Светофор». .Обобщение по всему курсу. 7 Резерв. Проверка знаний учащихся по ПДД и безопасного поведения на дорогах и улицах. 25.05-29.05 8 Резерв. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО
Зам. директора по УВР протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.
Руководитель ШМО
__________/ Волкова О. Н./ _____________ / Зотова Ю.В._/
«______» ______________ 2014 г.