Урок по географии для 6 класса РЕЛЬЕФ СУШИ. ГОРЫ.


У Р О К по Г Е О Г Р А Ф И И в 6 классе.
Т Е М А :«РЕЛЬЕФ СУШИ. ГОРЫ»
Подготовила и
провела:
Пустовалова Л.И.
УРОК по ГЕОГРАФИИ
в 6 классе
ТЕМА УРОКА: РЕЛЬЕФ СУШИ. ГОРЫ.
ТИП УРОКА: КОМБИНИРОВАННЫЙ
.
ФОРМА УРОКА: ТРАДИЦИОННАЯ с элементами игры
.
ЦЕЛИ: 1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – дать знания о рельефе и его
разнообразии, как горы различаются по высоте
.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – дать общие знания о форми –
ровании рельефа под действием внешних и внутренних
сил Земли.
3. РАЗВИВАЮЩАЯ – формирование приёмов опреде –
ления географического положения гор
.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Объяснительно – иллюстративный
.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Горы низкие, средние и высокие;
выветривание;

ОБОРУДОВАНИЕ: Физическая карта полушарий, физическая
Карта РОССИИ, атласы, картины, макет горная страна, контурные карты, конверты для игры в «Почту».

Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка знаний проводится в форме: а) географического диктанта;
Географический диктант.
Запись на доске;
1. Сейсмограф. 6. Вулкан.
2. Литосфера. 7. Кратер.
3. Ядро. 8.Гейзер.
4.Магма. 9.Эпицентр.
5. Базальт. 10. Лава.
Последовательность диктовки.
1. Земная кора.
2. Расплавленная огненная масса, образующаяся в глубинах земной коры и
насыщенная парами воды и газами.
3.Конусообразная, куполовидная или иной формы гора с углублением на вершине, через которое происходит извержение.
4. Пункт на поверхности земли, расположенный над очагом землетрясения.
5.Высокочувствительный прибор, фиксирующий колебания земной коры.
6. Вулканическая порода, обычно черного цвета.
7.Воронкообразное отверстие на вершине вулканического конуса, из которого изливается лава.
8. Магма, излившаяся и кратера вулкана или из трещин в земной коре на поверхность.
9. Внутренняя часть Земли, расположенная под мантией.
10. Горячие источники, периодически действующие в виде фонтанов.
Ключ для проверки:1. – 2.; 2.- 4; 3.– 6; 4. -9; 5.– 1; 6.– 5; 7.– 7; 8.- 10; 9.- 3; 10.- 8.
б.) Устный опрос:
Вопросы классу:
1. Как образуются вулканы?
2. Какие вулканы считаются действующими? Подтвердите примерами.
3. Какие вулканы считаются потухшими? Подтвердите примерами.
4. Что такое гейзеры? Чем они отличаются от горячих источников и как они образуются?
5. Какое положительное и отрицательное значение имеют вулканы в жизни человека?
6. Надо ли изучать вулканы?
7. Какие магматические горные породы вам известны? Покажите их в коллекции горных пород и минералов.
3.Изучение нового материала.
Изучение нового материала проводится в форме познавательной беседы с опорой на физическую карту и с элементами игры.
Вопросы для концентрации внимания при изучении нового материала:
1. Какие основные неровности земной поверхности вы можете назвать?
Примерные ответы учащихся:
На Земле есть впадины океанов и выпуклые поднятия- материки. На дне океана, как и на суше тоже есть неровности – это горы и равнины.
2. Что является основной причиной разнообразия форм рельефа?
Ответ: Основной причиной возникновения неровностей поверхности
являются внутренние силы Земли: движения вещества мантии восходящие и нисходящие вызывают движения земной коры, образуя складки, смещения вертикальные (горсты, грабены), горизонтальные («подныривание», сталкивание), разрывы,
3. Что такое абсолютная и относительная высота?
Ответ: Абсолютная высота – это высота точки над уровнем моря, а относительная – это превышение одной точки над другой.
И так, ребята, мы сегодня познакомимся с разнообразием рельефа земной коры, а именно мы будем изучать горы их различия в происхождении, возрасте и высоте. Изменяются ли они во времени, и что их может изменить?
Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя,-
И миллионы лет природа лепила самоё себя…
Гора и холм – это выпуклые формы рельефа с хорошо выраженной верши-
ной, подошвой, склонами. Холм имеет высоту не более 200м. над уровнем моря
пологие склоны, сглаженные вершины и сложены они рыхлыми осадочными породами.
Горы в природе по одиночке очень редко встречаются - это отдельно стоящие вулканы. Обычно горы занимают большие по площади и сильно расчлененные разломами, реками, ледниками участки земной поверхности.
Работа с рельефной таблицей «Горная страна».
По таблице учитель показывает и одновременно выписывает новые понятия на доске: горные вершины, пики. Линейно вытянутые отдельные вершины образуют горный хребет, самую высокую часть которого называют – гребнем. Понижения между вершинами хребта называют перевалами. Между хребтами располагаются продольные понижения – горные долины, котловины. Всё это вместе взятое и называют горной страной или просто горами. Более точно определение гор давайте прочитаем в учебнике стр. 71.
По сравнению с холмами горы имеют высоту от 500 до 1000 и более метров. До 1000м. - низкие горы - Средний Урал, Хибины.
От 1000 до 2000м. – средние горы – Урал, Сихотэ-Алинь.
От 2000 и выше - высокие горы – Альпы, Карпаты, Анды, Гималаи.
Учитель показывает по карте горы: Гималаи, Кордильеры,
Аппалачи, Скандинавские, Кавказ, Памир, Тянь – Шань, Алтай, Саяны, Атлас, Драконовы. И, вместе с учениками определяют к каким по высоте горам они относятся.
Как вы считаете, различаются ли они по возрасту? Какие из них будут моложе, а какие старше?
Ученики приходят к выводу, что горы - чем выше, тем моложе.
Почему низкие горы считают – старыми?
Чем быстрее и выше поднимаются горы, тем быстрее они разрушаются.
Что могло их разрушить?
Учащиеся догадываются что это могут быть: температура, вода, лёд, ветер, ледники, реки, живых организмов, даже сила тяжести.
Они приводят примеры, рассуждают, пытаются объяснить.
Всё это внешние силы, которые стремятся сгладить все неровности поверхности, которые называются - рельефом.
Итак, взаимодействие внутренних и внешних сил – главная причина разнообразия рельефа Земли.
А может человек изменять горы?
Человек изменяет горы, когда добывает полезные ископаемые в шахтах и рудниках, проводит дороги и прокладывает туннели. Если люди в горах вырубят лес – то, что будет?
Оказывается человеческую деятельность можно тоже считать геологической.
В телепередачах, по радио, в газетах и книгах мы часто встречаем названия географических объектов: гор, вершин, рек, городов и др. О том где они находятся, вы всегда можете узнать, если научитесь определять их географическое положение по карте. Географическое положение объекта – это его адрес.
П Л А Н .
1. Название.
2. Географическое положение:
а) на каком материке;
б) положение относительно других объектов;
в) направление и протяженность;
г) преобладающая высота;
д) наибольшая высота и её координаты;
Запись в тетрадях:
Кавказские горы находятся в Евразии между Черным и Каспийским морями.
Они протянулись с северо – запада на юго – восток на 1100км. Это высокие горы. Преобладающие высоты – 3000 – 5000 м. Вершина Эльбрус (5642 м), её координаты – 43 с. ш. и 43 в. д.
4 Закрепление.
Вопросы к записи на доске:
1.Скопление гор и горных хребтов.
2. Разрушение и изменение горных пород под воздействием температуры воздуха, влаги, живых организмов.
3.Понижение между двумя хребтами.
4.Остроконечная вершина горы.
5.Как горы различаются по высоте?
6.Что является главной причиной разнообразия рельефа на Земле?
Элемент игры «Почта».
В два конверта с надписями «Горы», «Вулканы» «разложить» названия: Фудзияма, Гималаи, Анды, Кавказ, Кордильеры, Кракатау, Гекла, Этна, Скандинавские, Памир, Везувий, Тянь – Шань.
5. Задание на дом: 20 , на контурную карту нанести и надписать все известные вам горы.
Вывод: Вся совокупность неровностей – рельеф – есть результат работы внешних и внутренних процессов.
Основные неровности - это горы и равнины.
Горы – это выпуклая форма рельефа.
Горы делятся на высокие, средние и низкие.

Выставить оценки за работу на уроке.