Виды работы по развитию познавательной активности младших школьников


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Познавательная активность естественное стремление школьников к познанию; положительное отношение к учебе; активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата; проявление воли в процессе овладения знаниями. Для развития познавательной активности необходимосоздание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрений и других положительно направленных коммуникативных воздействий;использование на уроках материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;оценка деятельности ученика не только по результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;поощрение стремления ученика находить способ решения задачи, анализировать его у других;создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Технологии формирования познавательной активностиПроблемное обучениеДифференцированный и индивидуальный подходИнформационно-коммуникационные технологии Проектное обучение Идея интегрированного обучения «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Ян Амос Коменский «Великая дидактика»Использование межпредметных связей в системе дифференцированного, попредметного обучения способствует активизации познавательной деятельности школьников. Преимущество интегрированных уроков Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей - тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). «Составь слово»В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.1. Глухой –ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.Ответ: ВЕСНА. “Развиваем логику” хрустящий, зелёный, пупырчатый;маленькая, пугливая, компьютерная;интересная, толстая, библиотечная.По определению назови слово: “Закодированное слово”Обозначим следующие буквы цифрами:1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д ТКакие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101 “Найди соответствие”.Предложение –Звук –Речь –Словарь –Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: дробь – десятичная, свинцовая, правильная. “Кто быстрее”1. Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить…2. Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…)3. Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора – алмаз – зима). Словарные диктантыНе велик…. да краснеет нос. (Мороз)….любит чистоту. (Посуда)Чужбина – калина, родина -…. (Малина)…. человек добро помнит. (Русский) Виды заданий«Изменение точки зрения на объект».«Составь рассказ, используя данную концовку».«Скажи, на что похожи…»«А что, если…?».«Найди загаданное слово».«Вопросы домашних животных».«Угадай, о чём спросили». Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.