Сказки К.И.Чуковского воплощение в них «Заповедей для детских писателей »










Сказки К.И.Чуковского;
воплощение в них «Заповедей для детских писателей »



·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Содержание
I Введение. 3 II Основная часть : сказки К. И. Чуковского; воплощение в них «Заповедей для детских поэтов» 1библиографические данные; 4 2сказки К.И.Чуковского; 4 3заповеди детских писателей; 5 4воплощение «Заповедей для детских поэтов». 6 III Заключение. 14 IV Список использованной литературы
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Введение

Детское чтение – это один из важнейших этапов знакомства с окружающим миром, и подходить к выбору литературы для ребенка нужно очень осторожно и внимательно. В силу подобных причин, изучение детской литературы никогда не потеряет своей актуальности.
Литература для детей и юношества  область художественного творчества. Включает художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей и отвечающие духовным и эстетическим запросам ребенка, возможностям его восприятия.
 Среди искусств, адресованных непосредственно детям, литературе принадлежит ведущая роль. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, формирования у детей основ мировоззрения и нравственных представлений, расширения их кругозора.











Сказки К. И. Чуковского;
воплощение в них «Заповедей для детских поэтов»
Библиографические данные

Корней Иванович Чуковский (имя при рождении Николай Эммануилович Корнейчуков, 31 марта 1882, Санкт-Петербург 28 октября 1969, Москва) детский поэт, писатель, мемуарист, критик, лингвист, переводчик и литературовед.
 Наибольшую известность Чуковский приобрел в качестве детского поэта. В 1962 году Оксфордский университет присудил Корнею Чуковскому степень Доктора литературы Honoris causa, в том же году ему была присуждена Ленинская премия.
Сказки К.И.Чуковского

Первыми литературными произведениями, с которыми знакомятся дети, наряду с малыми фольклорными жанрами являются веселые сказки К. И. Чуковского: «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Телефон», «Путаница» и др. Трудно представить ребенка, не знающего этих сказок. Веселые сказки Чуковского на протяжении чуть ли не девяти десятков лет столь же привлекательны для современных малышей и стали образцом для нескольких поколений детских писателей.
Рождение сказочного мира Чуковского произошло в 1915 году, когда были сложены первые строфы поэмы «Крокодил». Стихотворная сказка Чуковского «Крокодил» ознаменовала начало энергичной, сосредоточенной и целенап- равленной работы автора в области детской литературы. Сказки 20-30-х годов – борьба добра и зла, светлого и темного.
«Муха-Цокотуха», «Тараканище» и «Краденое солнце». Эти сказки имеют схо-жие конфликтные ситуации. Чуковский не жалел ярких красок и громкой му- зыки, чтобы маленький читатель без вреда для себя мог из праздничного на- строения окунуться в игровой кошмар, а затем быстро смыть с души страх и убедиться в счастливом устройстве мира.
Небольшой сказке «Мойдодыр» (1923) принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей.
«Федорино горе» (1926) также начинается с удивления перед небывальщиной:
«Скачет сито по полям, а корыто пом луга» «Мойдодыр» и «Федорино горе» могут считаться дилогией на тему гигиены.
Небольшой сказке «Мойдодыр» (1923) принадлежит едва ли не первенство по
популярности среди малышей
«Айболит» (под названием «Лимпопо» сказка вышла в 1935 году), «Айболит и
воробей» (1955), «Бармалей» (1925) – еще одна стихотворная трилогия. К ней примыкают две части прозаической сказки «Доктор Айболит»
«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон» (1926 год) образуют свою триаду ска-
зок, объединенную мотивами небылиц и путаниц. Их последовательное распо- ложение следует за меняющимся отношением к небы или путанице.
Заповеди для детских писателей

1)графичность; 2)наибыстрейшая смена образов; 3) лиричность; 4) повышенная музыкальность; 6) рифмы как можно ближе друг к другу; 7) рифмы – подвижность и переменчивость ритма; 5) главные носители смысла всей фразы; 8) каждая строка живет своей собственной жизнью; 9) не загромождать стихи прилагательными; 10) преобладающий ритм – хорей; 11) детские стихи – игровые; 12)поэзия для малышей и для взрослых; 13) стиховое воспитание.
Воплощение «Заповедей для детских поэтов»
Первая заповедь – детские стихотворения «должны быть графичны», то есть в каждой строфе, а порой и в каждом двустишии должен быть материал для художника, т.к. мышлению младших детей свойственна абсолютная образность. Те стихи, с которыми художнику нечего делать, совершенно непригодны для этих детей. Пишущий для них должен, мыслить рисунками.  Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть ли не половину своей эффективности. 
У Чуковского речь идет о том, что каждая строфа, а то и двустишие требует иллюстрации: для «Тараканища», утверждает Чуковский, требуется двадцать восемь рисунков, для «Мойдодыра» - двадцать три. Автор перечисляет эти рисунки:
Ехали медведи
На велосипеде (первый рисунок),
А за ними кот
Задом наперед (второй рисунок),
А за ним комарики
На воздушном шарике (третий рисунок) и т.д.
В поэме-сказке К. И. Чуковского «Айболит» соблюдена графичность и образность:
Но вот перед ним море –
Бушует, шумит на просторе
Вторая заповедь гласит о наибыстрейшей смене образов. Чуковский объясняет важность этих заповедей тем, что «мышлению младших детей свойственна абсолютная образность.
«Чудо-дерево»
Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона
Наивысшая смена образов.
«Айболит» Мы живем на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре
В третьей заповеди Чуковский говорит о лиричности словесной живописи. Словесная живопись должна быть в то же время лирична. Ребенку мало видеть тот или иной эпизод, изображенный в стихах: ему нужно , чтобы в этих стихах были песня и пляска . Чуковский имел в виду песенно-плясовое начало детских стихотворений.
«Федорино горе»:
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля
«Ёлка»
Были бы у ёлочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущение постоян- ного движения.
И пришла к Айболиту лиса
И пришел к Айболиту барбос
И прибежала зайчиха
Вместе с его героями тоже хочется что-то делать, как-то действовать, чем-то помочь.
Четвертая: «подвижность и переменчивость ритма».
Множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения.
И пришла к Айболиту лиса
И пришел к Айболиту барбос
И прибежала зайчиха
Вместе с его героями тоже хочется что-то делать, как-то действовать, чем-то помочь.
У маленьких детей, как известно, неустойчивое внимание – и, когда речь идет о крупных стихотворных произведениях, удержать их внимание, используя единый мелодический рисунок, единый стихотворный размер, практически невозможно.
Подвижность и переменчивость ритма.
«Айболит»
Но вот, поглядите, какая-то птица
Все ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит
«Муха-Цокотуха» праздник в честь покупки самовара переходит в трагедию: муха попала в лапы злодею Пауку.
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе веревками крутит, Эти строки буквально напичканы свистящими звуками, дрожащим [P], что еще
более усиливает трагичность эпизода.
Но мгновение спустя Муха освобождена лихим молодцем Комаром, и вновь за-
звучал мотив радости и веселья – ритмика беззаботного счастья:
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали
«Бармалей»
Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла

Пятая заповедь: повышенная музыкальность поэтической речи. Стихи-сказки Чуковского «Мойдодыр», «Бармалей», «Муха-Цокотуха» воспринимаются детьми как песенки
Музыканты прибежали
В барабаны застучали Бом Бом Бом
Музыкальность поэтической речи.
Вот идет Гиппопотам.
Он идет от Занзибара,
Он идет к Килиманджаро
Песня гиппопотама звучит как гимн для докторов.
Африка ужасна,
Да-да-да!
Африка опасна,
Да-да-да
Шестая заповедь – рифмы в стихах для детей должны быть поставлены
на самом близком расстоянии друг от друга. Детям трудно воспринимать несмежные рифмы
«Муха – Цокотуха»:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла
«Айболит»
Рифмы находятся в ближайшем соседстве.
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет
Седьмая заповедь: рифмующиеся слова должны быть главными носителями смысла.
«ЦокотухаБрюхо Пошла Нашла На базар Самовар»
У Чуковского рифмы не только смежные, но и внутренние:
Свечка – в печку!
И в ванне, и в бане
Часто внутренние рифмующиеся слова Чуковский помещает в разных строках:
Одеяло
Убежало
А букашки –
По три чашки
И акула
Увильнула
А вот, высший пилотаж, когда рифмуются подряд четыре слова:
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
Восьмая заповедь: «Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью» У ребенка, по мнению Чуковского, мысль пульсирует заодно со стихами и каждый стих –самостоятельная фраза; число строк равняется числу предложений
«Мойдодыр»
Я хочу напиться чаю
К самовару подбегаю
Каждая строка живет собственной жизнью.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит
Основная смысловая нагрузка лежит на словах– рифмах.
Что такое?
Неужели Ваши дети заболели?

· «Да-да-да! У них ангина
Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы.
Поэтому чаще всего поэт пишет двустишием.
«Телефон»
А потом позвонили зайчатки
- Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
Девятая заповедь – «не загромождать стихов прилагательными»: маленького ребенка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий. Стихи не загромождены прилагательными. Для детей процентное отношение глаголов к именам прилагательным есть один из лучших и вполне объективных критериев приспособленности данного стишка к психике малых детей. 
«Чудо-дерево»
Мама по саду пойдёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки
«Айболит»
Ладно,ладно побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живее
«Мойдодыр»
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка..
«Бармале»й
Повернулся Улыбнулся

В десятой заповеди Чуковский утверждает, что «преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть непременно хорей». Он обосновывает это тем, что дети, создавая любые стихотворные экспромты, используют именно этот ритм.
«Айболит»
И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!
В сказке «Муха-Цокотуха» главная героиня устроила праздник в честь покупки самовара. Этот эпизод беззаботного веселья написан четырехстопным хореем.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!».
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки –
По три чашки
Одиннадцатая заповедь для детских поэтов - стихи должны быть игровыми.
«Тараканище»:
Но, увидев усача,
(Ай-ай-ай!)
Звери дали стрекача,
(Ай-ай-ай!)
В сказках Чуковского есть
- сюжетно-ролевые игры: в поезд («Тараканище»), телефон («Телефон»), больницу («Доктор Айболит»):
И хлопает их по животикам,
И бежит Айболит к бегемотикам,
И всем по порядку
Дает шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!
- словесно-дидактические игры – имитация голосов животных
«Телефон» Но он только «му»да «му»
«Свинки» Хрюки-хрюки-хрюки-хрюки!
-игры словами и звуками.
Мы живем на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
Двенадцатая заповедь требует высокого качества детских стихов.
Поэзия для детей – поэзия для взрослых.
«Айболит»
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет и не спит,
Десять ночей подряд
Тринадцатая заповедь звучит следующим образом: авторы произведений для детей «должны не столько приспособляться к ребенку, сколько приспособлять его к себе, к своим «взрослым» ощущениям и мыслям»
А для этого нарушать многие из заповедей, дабы путем постепенного услож- нения поэтической формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов. Это и будет подлинным стиховым воспитанием. Необходимо учитывать зону ближайшего развития. Частые повторы придают большую эмоциональ-ность сказке.








Заключение

Стихи для детей нужно писать каким-то особенным способом – иначе, чем пишутся другие стихи. И мерить их нужно особенной меркой. Не всякий даже даровитый поэт умеет писать для детей. Но мы с уверенностью можем сказать, что Корней Иванович Чуковский относится к тем немногим поэтам, которые сумели навсегда завладеть сердцами малышей. Корней Чуковский выработал «заповеди» не только для других поэтов, но и сам писал, руководствуясь ими. Возможно, именно благодаря заповедям для юных поэтов стихотворения Чуковского оказались такими популярными и любимыми.          
Но эти не являются непререкаемой догмой, о чем предупреждал сам их автор. Изучив, освоив их, детскому поэту следует начать нарушать их одну за другой.
Состояние счастья – главнейшая заповедь для детских писателей.
Цель же сказочника – воспитать человечность.















Список использованной литературы

1.Арзамасцева И.Н. Детская литература.[Текст]: учебник/ И. Н. Арзамасцева. Москва 2005, с. 329. 2.Берман Д. А Библиографический указатель, К.И.Чуковский.[Текст]:указатель, / Сост. Д. А. Берман. М.: Русское библиографическое общество «Восточная литература» РАН, 1999.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].[Электронный ресурс]: Детская Литература Нового Века, 2012 Свидетельство о публикации №112071906525 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].com/
4. «Заповеди для детских поэтов».[Электронный ресурс]:творческая мастерская детской комнаты/Заповеди для детских поэтов//http://. www poezia.ru/childmast php 5. Избушка На Седьмом Небе.[Электронный ресурс]: Избушка На Седьмом Небе 2012  Свидетельство о публикации №112041906511// http://www.stihi.ru/ 6.Зубарева Е.Е.,Сигов В.К.,Д38 Скрипкина В.А. и др.Детская литература. [Текст]: учебник /Е.Е.Зубарева,В.К.Сигов, В.А. Д38Скрипника и др. Под ред.Е.Е.Зубаревой .-М.:Высш.шк.2004.-с.551 6. Курий С. Один из Корней детской поэзии. [Текст]: О сказках Чуковского/ С.Курий, «Время z» №1/2012 7.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] »[Электронный ресурс]: сайт о К.И. и Л.К.Чуковских//  https://www.google.com/webhp 8.Чуковский К., Каверин В.. Чуковский К. И. Дневник. [Текст]:дневник, К. Чуковский,В. Каверин. 1901-1969 Т 2 9 . Чуковский К.,И. От двух до пяти . [Текст]: рассказы/К.И.Чуковский,; К. Вэсэла,1988.-365с.
10.Чуковский К.И. Чудо-дерево. [Текст]: Сборник стихов и сказок/ К.И.Чуковский, К.; «Вэсэлка»1985.-262с.









13PAGE 15


13PAGE 14515


13PAGE 15