Конспект внеклассного мероприятия по развитию речи Язык земли родного края
Приложение №20
Внеклассное мероприятие по развитию речи на тему: «Язык земли родного края».
Форма занятия: творческая мастерская.
Задачи:
Познакомить ребят с официальной символикой Волгограда и Волгоградской области, рассказать о знаменитом земляке, поэте
М. Луконине.
Развивать творческий потенциал обучающихся с помощью решения заданий проблемного характера.
Воспитывать любовь к родному краю, интерес к его истории.
Оборудование: проектор, экран, электронная презентация, альбомные листы, краски, кисточки, карандаши.
Нас не кривдой, не ложью
Не рассорить вовек.
Я приписан к Поволжью,
Я его человек.
Оторви меня только,
Буду жизни не рад.
Нет, моя она – Волга,
Это мой Волгоград.
М. К. Луконин.
Работа над эпиграфом.
Учитель выразительно читает стихотворение.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Что привлекает нас в нём?
- Предлагаю вам прочитать это стихотворение про себя.
- Какие слова вам непонятны?
- Что такое кривда? Поберите к этому слову синоним.
- Как вы понимаете строчку «Я приписан к Поволжью»?
Учащиеся читают стихотворение выразительно. (Даётся время на подготовку.)
- Какова главная мысль стихотворения?
- Что можно сказать об авторе, исходя из текста стихотворения?
Рассказ учителя или заранее подготовленного ученика.
Михаил Кузьмич Луконин – известный русский-советский поэт, наш земляк. Родился в 1918 году. Детство провёл в селе Быковы Хутора на Волге (теперь на этом месте Волгоградское водохранилище). Работал на Сталинградском тракторном заводе. Учился в Литературном институте имени М. Горького. Участник двух войн: Финской и Великой Отечественной. Во время Финской войны - стрелок лыжного батальона. Во время Великой Отечественной войны - военный корреспондент, был ранен. Его фронтовые стихи собраны в сборнике «Сердцебиение» (1947 г.). За книгу стихов и поэм «Необходимость» (1969 г.) удостоен Государственной премии СССР (1973 г.). Михаил Кузьмич Луконин умер 4 августа 1976 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Имя Михаила Луконина носит Волгоградский дом литераторов. Его стихи были переведены на многие языки мира. В Волгограде на улице имени маршала Чуйкова, на доме, где жил поэт, установлена мемориальная доска, там же находится и музей-квартира, где собраны личные вещи Михаила Кузьмича, подарки его почитателей. Мемориальный музей-квартира М. К. Луконина создан в 1978 году. Он является учреждением культуры и искусства Волгоградской области.
Интерактивная беседа
- Давайте отыщем на карте Волгоградской области место, где находилась малая родина поэта, Быковы Хутора.
- А теперь внимательно посмотрим на карту нашей области, на её форму. Что она вам напоминает? (Сердце)
- Это очень приятно и значимо для нас с вами. Что символизирует сердце?
- А знаете ли вы, что каждая область имеет свои официальные символы?
- Как вы думаете, что это может быть?
- И у нашей области есть свой герб и флаг. Что, по вашему мнению, может быть на них изображено? (После ответов учеников демонстрируется герб и флаг области.)
- Что могут обозначать две синие линии?
- Волга и Дон – это символы нашей области. Её жители гордятся тем, что по территории нашего края протекают две великие реки. Поэты и писатели воспевают их красоту в своих произведениях, а народ издревле слагает о них песни и легенды. Люди с любовью называют Волгу матушкой, а Дон – батюшкой. Я предлагаю послушать фрагменты из песен, в которых две великие реки являются важными художественными образами. (Звучат фрагменты из песен «Из далека долго …» (Композитор Марк Фридман, поэт Лев Ошанин) и русская народная песня «По Дону гуляет …».)
- Обратимся снова к символам области. Как вы думаете, почему в центре герба и флага находится изображение Родины-матери?
- В честь чего поставлен этот памятник?
- Чем он знаменит?
Этот монумент – самая высокая скульптура в мире (высота 52 м., длина мяча 33 м., общий вес сооружения 8 тысяч тонн). Наш памятник знают во всём мире, благодаря великому скульптору, под чьим руководством создавался памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане – Вучетичу Евгению Викторовичу (показ портрета на слайде).
Творческая самостоятельная работа проблемного характера
Город Волгоград также имеет свой герб и флаг. Подумайте, что может быть изображено на них. А для этого вы должны вспомнить то, что знаете о своём городе, чем он славен, какова его история, каков вклад нашего города в развитии страны. Я прошу вас нарисовать на выбор герб или флаг города, какими вы их видите, а затем защитить свою работу. (Ребята получают альбомные листы, карандаши, краски, кисточки и т. д.) (Возможна групповая работа.)
Защита рисунков желающими
Демонстрация флага и герба города Волгограда. Комментарии учителя:
Современный флаг города Волгограда представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с двухсторонним изображением в центре герба города Волгограда. Красный цвет - исконный цвет национальных флагов России, олицетворяющий мужество, державность, кровь, пролитую за Отечество, силу, энергию. Изображение герба города Волгограда на флаге символизирует принадлежность флага городу.
Современный герб Волгограда представляет собой щит золотистого цвета, разделённый на две половины лентой медали «За оборону Сталинграда». Верхняя половина герба представляет собой символическое изображение неприступной крепости на Волге. Она представлена в виде зубцов крепостной стены, окрашенной в красный цвет. Дополняет это медаль «Золотая Звезда», которой награждён город, изображённая золотистым цветом на общем красном фоне. В нижней половине герба изображена золотистого цвета шестерня, символизирующая развитую промышленность и индустрию города, и золотистого цвета сноп пшеницы — символ изобилия волгоградской земли. Голубой цвет по всему полю в этой части герба символизирует Волгу.
Итог занятия
- Чем вам больше всего понравилось заниматься на уроке? Почему?
- С какими новыми словами, понятиями познакомились?
- Что нового вы узнали о родном городе? С какими знаменитостями нашего города и области познакомились?
- Что о своём крае вы хотели бы узнать, где побывать?
Литература
«Возьми нас, жизнь, опять …»: Стихи, воспоминания, письма / Ред.-сост. Е. Ю. Мандрика. – Волгоград: Издатель, 2004. – 192 с.
Уроки служения Отечеству: Сталинградская битва. Методическое пособие с электронным приложением / под общ. Ред. А. Н. Вырщикова. – М.: Глобус, 2008. – 250 с.
История Волгоградской земли от древнейших времён до современности. Учебное пособие. – А. С. Скрипкин, А. В. Луночкин, И. И. Курила - М.: Планета, 2011. – 224 с.