Справочные материалы по теме Фонетика.

Фонетика и графика
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий способы образования и свойства звуков речи, а также ударение и строение слога.
Образование звуков языка
Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Однако сам по себе он не имеет никакого значения. Звук – это минимальная неделимая единица произносимой речи. Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
Чтобы при изучении фонетики отличать звук от буквы, звук при написании заключается в квадратные скобки, например, буква С (эс) обозначает звук [с].
Во всяком звуке речи выделяются акустическая, артикуляционная, смыслоразличительная стороны. Фонетическая акустика – это раздел акустики, изучающий физические особенности тонов и шумов при образовании тех или иных звуков. Артикуляция – это работа органов речи в определенной последовательности при образовании того или иного звука.
Акустическая сторона звука воспринимается слухом. С акустической точки зрения звук может быть высоким и низким, сильным и слабым, высокого тембра и низкого и так далее, например, [а] – низкий, мощный звук.
Артикуляционная сторона звука – это работа органов речи при его образовании, например, звук [о] образуется посредством губ (они округлены), а звук [р] – вибрацией кончика языка.
Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы, нёбо.
Смыслоразличительная сторона звука заключается в том, что звук может различать звуковые оболочки слов и их форм (в этом случае он обозначается термином «фонема»). Например, звуковые оболочки слов кот и пот различаются звуками-фонемами [к] и [п].
В русском языке 43 звука: 6 гласных и 37 согласных. Гласные и согласные звуки различаются
1) акустикой: гласные звуки образуются только с помощью голоса, согласные – либо с помощью голоса и шума, либо только шума;
2) артикуляцией: при образовании гласных звуков органы речи не создают преграды, поэтому воздух свободно проходит в полость рта, а при образовании согласных звуков органами речи создается преграда;
3) степенью различения смысла: согласные обладают большими смыслоразличительными способностями, нежели гласные, например, если в слове стекло при произнесении опустить сначала гласные (будут произноситься звуки [сткл]), потом – согласные (будут произноситься звуки [ио]), то очевидно, что по согласным можно угадать слово, по гласным – нельзя.
Гласные звуки
Гласный звук – это звук речи, образуемый голосом в гортани посредством напряжения голосовых связок, при этом воздух свободно проходит в полость рта, не встречая препятствий на своем пути.
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Различаются прежде всего ударные и безударные гласные. Гласные, оказываясь в безударном положении, произносятся несколько короче, чем под ударением (звук [а] в слове [ба-то’н] произносится короче, чем звук [о]). Некоторые гласные изменяют при этом свое качество, например, звук [о] под ударением в слове [дом] произносится иначе, чем в безударном положении в словах [дама] (правильнее, с использованием научной транскрипции – [д
·ма]) и [дамавой] (правильнее, с использованием научной транскрипции – [дъм
·вой]). Гласный звук стал короче и изменил свое качество (на месте звука [о] произносится звук [а] (вернее, ослабленный звук [а], который обозначается специальными знаками: [
·] – краткий ослабленный [а] - и [ъ] – предельно краткий, близкий при произношении к нулю звука, ослабленный [а]). Такие гласные, то есть краткие, с менее отчетливой артикуляцией, в науке называют редуцированными.
Однако при характеристике звука в соответствии со школьной программой вы не обязаны указывать, что гласный звук - редуцированный. Обязательно лишь указать, ударный этот звук или нет.
Согласные звуки
Согласный звук – это звук речи, образуемый с помощью голоса и шума или только шума. При его возникновении органы речи образуют преграду, и воздух, преодолевая эту преграду, производит характерный для того или иного согласного шум.
В русском языке 37 согласных звуков: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [х], [х'], [ж], [ш], [щ'], [ч'], [ц], [j] (в научной фонетике выделяется также еще один звук - долгий [ж']). Иногда в исследованиях по фонетике звук [щ'] обозначается как долгий [ш'], при этом долгота звука обозначается черточкой над звуком. Обычно долгий звук слышится и, следовательно, обозначается в транскрипции на месте удвоенной буквы в слове, например, в таких словах, как дрожжи [дрожы], лунный [луный], рассеять[рас'эjат'].
Мягкое произношение согласного звука обозначается знаком '.
Латинская буква [j] обозначает так называемый среднеязычный (всегда мягкий) звонкий согласный, который чаще (в том числе в большинстве школьных учебников) обозначается как [й].
Согласные звуки различаются соотношением голоса и шума при их образовании, местом и способом образования, твердостью и мягкостью.
Большинство согласных звуков русского языка образуется посредством шума, а голос может присутствовать или отсутствовать. Согласные звуки, образующиеся посредством шума без участия голоса, называются глухими. Это согласные [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [х], [х'], [ш], [щ'], [ч'], [ц]. Следует обратить особое внимание на то, что к глухим звукам относится звук [ц], который многие школьники по непонятным причинам ошибочно относят к звонким.
Глухим согласным можно противопоставить так называемые сонорные (всегда звонкие) согласные, в образовании которых голос преобладает над шумом. Это согласные [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'].
Шум и голос могут принимать в образовании согласного звука одинаковое участие. В этом случае образуются шумные звонкие согласные: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [ж], [j]. В соответствии со школьной программой при характеристике согласного звука к звонким относят и сонорные. Характеристику этих звуков как сонорных при фонетическом разборе давать не обязательно.
Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары по признаку звонкости/ глухости: [б] - [п], [б'] - [п'], [в] - [ф], [в'] - [ф'], [г] - [к], [г'] - [к'], [д] - [т], [д'] - [т'], [з] - [с], [з'] - [с'], [ж] - [ш]. Непарными по звонкости/ глухости являются звуки [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [j] (всегда звонкие) и [х], [х'], [щ'], [ч'], [ц] (всегда глухие).
Твердые и мягкие согласные различаются артикуляцией (местом произношения звука). Мягкие согласные образуются с помощью дополнительной артикуляции – продвижения языка в полости рта вперед по горизонтали. У твердых согласных такой артикуляции нет. Твердые и мягкие согласные образуют соотносительные пары по твердости/мягкости: [б] - [б'], [в] - [в'], [г] - [г'], [д] - [д'], [з] - [з'], [п] - [п'], [ф] - [ф'], [к] - [к'], [т] - [т'], [с] - [с'], [л] - [л'], [м] - [м'], [н] - [н'], [р] - [р'], [х] - [х'], Непарными по признаку твердости/мягкости являются звуки [ж], [ш], [ц] (всегда твердые) и [щ'], [ч'], [j] (всегда мягкие).
Таким образом, полученные сведения можно обобщить в виде таблиц.
1. Характеристика согласных по твердости/мягкости
Парные
Непарные

Твердые
Мягкие
Только твердые
Только мягкие

[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[п]
[ф]
[к]
[т]
[с]
[л]
[м]
[н]
[р]
[х]
[б']
[в']
[г']
[д']
[з']
[п'],
[ф'],
[к']
[т']
[с']
[л']
[м']
[н']
[р']
[х']
[ж]
[ш]
[ц]
[щ']
[ч']
[j]


2. Характеристика согласных по звонкости/глухости
Парные
Непарные

Звонкие
Глухие
Только звонкие
Только глухие

[б], [б']
[в], [в']
[г], [г']
[д], [д']
[з], [з']
[ж]
[п], [п']
[ф], [ф']
[к], [к']
[т], [т']
[с], [с']
[ш]
[л], [л']
[м], [м']
[н], [н']
[р], [р']
[j]
[х], [х']
[щ']
[ч']
[ц]


Чередование звуков
Звуки речи в одной и той же части слова (морфеме) могут заменять друг друга. Эта замена называется чередованием звуков. Различаются чередования исторические и позиционные (или фонетические).
Исторические чередования звуков нельзя объяснить фактами современного языка, их возникновение связано с историей русского языка. Например, к историческим чередованиям относится чередование [о] и [э] с нулем звука: мох мха', лесть льстивый. Оно развилось после утраты системой гласных особых, редуцированных звуков [ъ], [ь], которые в древнерусском языке могли быть в сильной и слабой позициях: мъхъ мъха', льсть льстивый. После утраты [ъ], [ь] редуцированные в сильных позициях изменились в гласные [о], [е] (мох, лесть), а в слабых исчезли (мха, льстивый).
К основным историческим чередованиям звуков относятся:
[а//о], например, загар загореть);
[е//и], например, приберу прибирать
[а//им//м] и [а//ин//н], например, жать сжимать сожму;
[у//он] и [у//м], например, звук звон;
[г//ж//з], например, друг дружба друзья;
[к//ч//ц], например, кликать клич восклицать;
[д//ж//жд], например, преграда перегорожу ограждение;
[т//ч//щ], например, светить свечка освещать;
[ск//ст//щ], например, блеск блестеть блещет;
[х//ш], например, сухой сушить;
[з//ж], например, возить вожу;
[с//ш], например, носить ношу;
[б//бл],[п//пл], [в//мл] и [в//вл], например, любить люблю, капать капля, кормить кормлю, ловить ловлю. Следует специально отметить, что в школьных учебниках это чередование выделяется не всегда, и буква Л в глаголах в этой позиции может обозначаться как суффикс.
При фонетическом разборе слова знание исторических чередований и умение их указать показывают отличное знание фонетики русского языка, однако, поскольку эти чередования к современному языку не относятся и не являются живыми процессами русского языка, выделение этих чередований не обязательно.
Позиционные (или фонетические) чередования звуков - это «живыми» чередования, они зависят от той позиции, какую занимает звук в слове, и объяснимы фактами современного русского языка, например, чередование глухого и звонкого согласных [б//п.] в корне дубы дуб [дубы дуб] развилось в современном русском языке и вполне объяснимо: перед гласным звук [б] не изменяется, а оказавшись в позиции абсолютного конца слова, изменяет свое качество, и на его месте произносится звук [п.].
Такой процесс замены звонкого согласного на конце слова и перед глухим согласным парным ему глухим называется оглушением, например, лодка - [лотка], лаз [лас].
В русском языке существует также процесс, противоположный оглушению. Это так называемое озвончение – замена глухого согласного перед звонким (кроме [м], [р], [л], [н]) парным ему звонким, например, просьба – [проз'ба], сделать – [зд'элат']
К основным позиционным (фонетическим) чередованиям звуков относятся
а) в области гласных:
1) [о//
·], например, [во'ды] [в
·да']; в соответствии со школьной программой это чередование имеет вид [о//а] и в транскрипции представляется как [во'ды] [вада'];
2) [о//иэ], например, [н'ос] - [ниэсу]; при этом звук иэ обозначает гласный и с призвуком э, произносящийся в словах типа [п'иэвун]; этот гласный желательно употреблять в транскрипции, потому что часто употребляемый вместо него звук и неточно отражает качество гласного, а э в такой ситуации писать нельзя, поскольку этот гласный произносится обычно только в ударном положении;
3) [а//иэ], например, [п'ат] - [п'иэт'и];
4) [э// иэ], например, [л'эс] - [л'иэса];
б) в области согласных: чередования по глухости/звонкости (например, [г] - [к]) и по твердости/мягкости (например, [г] - [г']).
Важно помнить, что исторические чередования отражаются при написании слов, позиционные же не отражаются.
Графика. Алфавит
Графика – это совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передается на письме. Для передачи слов используются буквы и другие графические средства (дефис, пробел – промежуток между буквами). Для передачи звуков используются особые знаки – буквы. Совокупность букв, расположенных в определенном порядке – алфавит. Суть алфавитного письма заключается в том, что буквы как определенные знаки передают звуки речи.
Распространенной ошибкой является смешение в устной речи звуков и букв. При фонетическом разборе следует говорить: «Буква такая-то обозначает звук такой-то».
В современном русском алфавите 33 буквы. Почти каждая буква алфавита имеет две разновидности: строчную, например а, б, б и так далее, и прописную, например А, Б, В и так далее. Некоторые буквы алфавита не имеют прописного варианта. Это ъ, ь, которые в начале слова не употребляются. Буква ы прописная используется только при передаче какого-либо иноязычного варианта названия.
Буквы русского алфавита делятся на 3 группы:
10 гласных букв – а, о, у, э, и, ы, я, е, ё, ю;
21 согласная буква – б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, й.
две буквы, не обозначающие звука – Ь и Ъ (мягкий знак и твердый знак).
Звуки речи и буквы
В некоторых словах все звуки обозначаются «своей» буквой, то есть буквой, совпадающей со звуком, например, стул – [стул]. Одна буква может передавать два звука твердый и мягкий согласный, например, [нос] и [н'ос] (буква н).
Однако буква не всегда соответствует «своему» звуку. Одна буква может обозначать разные звуки, например, в слове кот буква о обозначает звук [о], а в слове зола - звук [а] – [зала].
Один звук может обозначаться разными буквами, например, в словах дуб и суп на конце произносится один и тот же звук – звук [п], но обозначается он разными буквами – б и п. Поэтому нужно различать звуковой и буквенный состав слова.
Гласные звуки (в ударном положении)обозначаются чаще всего двумя буквами:
[а] – а (уклад)
- я (тряпка)
[о] – о (вор)
- ё (жёлтый)
[у] – у (куры)
- ю (лютик)
[э] – э (мэр)
- е (месть)
[ы] – и (циркуль)
- ы (лысый)
[и] – и (бита)
Буквы Я, Ю, Е, Ё имеют два значения:
1) если они употребляются после мягкого согласного, то передают звуки [а], [у], [э], [о], например, [р'ат], [т'ук), [л'эс], [п'ос];
2) если же эти буквы стоят
а) в начале слова
б) после гласного звука
в) после разделительных ъ или ь, они передают два звука - [jа], [jу], [jэ], [jо] ([йа], [йу], [йэ], [йо]), например, [йама], [йук], [йэл], [йош], [майа], [с'эйу], [б'йот], [с'йэм].
Необходимо помнить эти три случая, чтобы не делать весьма частотную при фонетическом разборе ошибку, когда либо вместо одного необходимого звука пишут два, либо наоборот – вместо двух звуков, которые обозначает так называемая йотированная буква, пишут один.
В русском алфавите есть также буквы, которые не обозначают звуков речи, это Ь и Ъ. Они используются для обозначения мягкости согласного (только Ь) и для показа раздельности произношения (Ь и Ъ), например, коньки - [кан'к'и], дробью - [дроб'йу].
Нужно помнить также, что некоторые сочетания букв могут обозначать один звук, например, сч - [щ] (счастье – [щас'т'йиэ].
Слог. Правила переноса
Слог – это минимальная произносимая единица, образуемая одним дыхательным толчком. Вершиной слога является гласный звук, то есть гласный – звук слогообразующий (слоговой) в отличие от неслоговых согласных звуков. Например, в словах пе-сня, ви-ток центральная единица – гласный звук.
Различаются слоги открытые, которые оканчиваются на гласный звук, например, ко-са, и слоги закрытые, которые оканчиваются на согласный звук, например, пор-ча. Кроме того, слоги могут быть прикрытыми, то есть начинающимися с согласного звука, например, те-ле-га, и неприкрытыми, то есть начинающимися с гласного звука, например, а-ка-де-ми-я.
Слова в русском языке переносятся по слогам, например, о-гра-да. При этом следует учитывать, что слог в русском языке строится по возрастающей звучности и должен заканчиваться либо на гласный, либо на согласный более звонкий, чем последующий, например, ре-зать, дер-зкий.
Правила переноса:
1) При переносе нельзя ни оставлять на конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога, например, правильно – про-пуск (неправильно – пропу-ск или пр-опуск).
2) Нельзя отделять согласный от следующего за ним гласного, например, правильно – ге-рой (неправильно – гер-ой).
3) Если после приставки стоит буква Ы, то нельзя переносить часть слова, с нее начинающуюся, например, правильно – ра-зыграть или разы-грать (неправильно – раз-ыграть).
4) Нельзя отрывать букву Ы от предшествующего гласного, например, правильно – рай-он (направильно – ра-йон).
5) Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующего согласного, например, правильно – разъ-езд (направильно – раз-ъезд).
6) Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву, хотя бы и составляющую слог, например, правильно – ана-то-мия (неправильно – а-на-то-мия или ана-то-ми-я).
7) При стечении одинаковых согласных (звонкий и звонкий, глухой и глухой), возможны варианты переноса, например, се-стра, сес-тра, сест-ра.
8) Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку две одинаковые согласные, стоящие между гласными, например, правильно – мас-са, кон-ный (неправильно – ма-сса, конн-ый).
9) Предпочтительны такие переносы, при которых (при соблюдении других правил переноса) на разбиваются морфемы (части слова), например, под-бить, а не по-дбить, хотя с точки зрения деления на слоги возможны оба варианта.
Орфоэпия. Ударение
Орфоэпия – 1) совокупность норм и правил литературного языка, регламентирующих оформление звучащей речи в целом и ее единиц – звуков и звукосочетаний;
2) раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения.
Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Ударение всегда падает на гласный звук в слове, например, тра-ва`.
Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется специальный знак ` над ударной гласной. В русском языке ударение разноместное, то есть может падать на разные слоги слова: на первый, например, мо`-ре; на второй, например, по-ро`г; на третий, например, по-ло-не`з; на четвертый, например, рас-про-стра-не`н-ный; на пятый, например, рас-про-стра-не-ны`. Такое ударение называется свободным.
Ударение может быть неподвижным и подвижным. Неподвижное ударение сохраняется на одном и том же слоге при любом изменении слова, например, про-те`р-тый, про-те`р-то-го, про-те`р-то-му. Подвижное ударение при изменении слова может переходить с одного слога на другой, например, ру-ка` - ру`-ки (мн.ч.). Общего правила сохранения или передвижения ударения в русском языке нет: при овладении родным языком мы запоминаем постановку ударения в каждом отдельном слове, а при затруднении обращаемся к словарям. Это так называемые орфоэпические (произносительные) словари, фиксирующие литературное произношение слов, и словари акцентологические (словари ударений), демонстрирующие правильное ударение в словах русского языка и их формах.
В сложных словах, кроме главного (основного) ударения, может быть ударение второстепенное (побочное), например, словообразовательный.
В некоторых словах русского языка ударение может ставиться по-разному, например, тво`рог и творо`г, каза`ки и казаки`, и`скриться и искри`ться, пе`тля и петля`, симме`трия и симметри`я, раджа` и ра`джа, ке`та и кета`. Это так называемые варианты нормы ударения.
Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда именно с помощью ударения различаются слова (то есть ударение выполняет смыслоразличительную функцию), например, за`мок и замо`к, мука` и му`ка, па`рить и пари`ть.
Что касается правил произношения русского языка, то в области произношения гласных это прежде всего закон редукции, то есть ослабления произношения (изменения качества, потери части долготы). В соответствии с законом редукции в безударном положении вместо О произносится звук, близкий к А, а вместо Э – И с призвуком Э (Иэ).
Следует обратить особое внимание на особенности произношения согласных звуков:
1. Взрывной звук [г] на конце слов оглушается, на его месте произносится [к] (не [х]!); произношение щелевого [
·] допускается в словах: Бога, Господи, благо, богатый, например, нога [нага] ног [нок]; другу [другу] друг [друк], но: Бога [бо
·а]; Господи [
·оспа-д'и]; благо [бла
·а]; богатый [ба
·атый].
2. Звонкие согласные, кроме [р], [л], [н], [м], на конце слов и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими, кроме [р], [л], [н], [м], [в], озвончаются, например, лбы [лбы] лоб [лоп]; низок [н’изок] низкий[н’иский]; косить [кас'ит'] косьба [клз’ба], но: вертеть [в'ир-т'эт'] ветры [в'этры].
3. Все согласные, кроме всегда твердых, перед гласными [э], [и] становятся мягкими; но в некоторых словах иноязычного происхождения, которые следует запоминать, согласные перед [э] остаются твердыми, например, в окне [вакн'э], беда [б'ида], пионер [п’иан’эр], но: партер [партэр]; отель [атэл'].
4. Перед мягкими согласными твердые согласные чаще всего становятся мягкими, однако возможны и отклонения от этого правила, например, вьюга [в’йуга], вести [в’иэ с’т’и], кончик [кон’ч’ик], но: съезд [сйэст] и [с’йэст]; вонзить [ванз’ит’] и [ван'з’ит’].
5. На месте чн произносится и [шн], и [чн], возможны также колебания в произношении, например, скучно [скушна]; конечно [кан’эшна]; заречный [зар’ечный]; вечный [вечный], но: булочная [булашнайа] и [булачнайа], скворечник [сквар’эшн’ик] и [сквар’эчн’ик].
6. На стыке морфем согласные [з] и [ж], [з] и [ш], [с] и [ш], [с] и [ж], [з] и [ч'] произносятся как долгие шипящие звуки, например, изжить [ижыт’], с жиру [жыру], резчик [р'эщик], писчая [п’ищайа]
7. На месте чт произносится [шт] в словах что, чтобы, ничто: что [што], чтобы [штобы], ничто [н’ишто]
Следуя законам произношения русского языка, мы можем записать звуковой состав слова с помощью транскрипции – специального письма для передачи звучащей речи, основным принципом которого является соответствие одного знака письма одному звуку речи, а также отражение в этом письме изменение характера звука в соответствии с тем местом, которое звук занимает в слове, например, поле – [пол’э], ловкий – [лофк’ий], конь [кон’].
Фонетический разбор слова, входящий в школьную программу (обозначается цифрой 1), включает в себя запись звукового состава слова с помощью транскрипции.
Порядок фонетического разбора
1. Указать, из скольких слогов состоит данное слово, назвать слоги, поставить ударение.
2. Указать, из каких звуков состоит слово (указать соотношение между буквами и звуками).
3. Охарактеризовать звуки
1) гласные - ударные или безударные;
2) согласные - в следующей последовательности:
а) звонкий или глухой (для звонкого указать парный глухой звук, для глухогопарный звонкий; если звук не имеет пары по глухостизвонкости, отметить это);
б) твердый или мягкий (для твердого указать парный мягкий звук, для мягкогопарный твердый; если звук не имеет пары по твердостимягкости, отметить это) ;
в) если согласный является шипящим, указать это.
4. Указать, из скольких букв и звуков состоит слово.
Образцы разбора:
поляна по-ля`-на 3 слога, 2-й ударный
п [п] - согласный, глухой, парный (б), твердый, парный (п’)
о [а] - гласный, безударный
л [л’] - согласный, звонкий, непарный (сонорный), мягкий, парный (л)
я [а] - гласный, ударный
н [н] - согласный, звонкий, непарный (сонорный), твердый, парный (н’)
а [а] - гласный, безударный
___________________
6 букв, 6 звуков

ёжик ё-жик 2 слога, 1-й ударный
ё [й] - согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
[о] - гласный, ударный
ж [ж] - согласный, звонкий, парный (ш), твердый, непарный, шипящий
и [ы] - гласный, безударный
к [к] - согласный, глухой, парный (г), твердый, парный (к’)
__________________
4 буквы, 5 звуков
паяльник па-я`ль-ник 3 слога, 2-й ударный
п [п] - согласный, глухой, парный (б), твердый, парный (п’)
а [а] - гласный, безударный
я [й] - согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
[а] - гласный, ударный
л [л’] - согласный, звонкий, непарный (сонорный), мягкий, парный (л)
ь -
н [н’] - согласный, звонкий, непарный (сонорный), твердый, парный (н’)
и [и] - гласный, безударный
к [к] - согласный, глухой, парный (г), твердый, парный (к’)
___________________
8 букв, 8 звуков
поездка па-е`зд-ка 3 слога, 2-й ударный
п [п] - согласный, глухой, парный (б), твердый, парный (п’)
а [а] - гласный, безударный
е [й] - согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
[э] - гласный, ударный
з [з] - согласный, глухой, парный (з), твердый, парный (с’)
д [т] - согласный, глухой, парный (д), твердый, парный (т’)
к [к] - согласный, глухой, парный (г), твердый, парный (к’)
а [а] - гласный, безударный
_____________
7 букв, 8 звуков
живопись жи`-во-пись 3 слога, 1-й ударный
ж [ж] – согласный, звонкий, парный (ш), твердый, непарный, шипящий
и [ы] – гласный, ударный
в [в] – согласный, звонкий, парный (ф), твердый, парный (в’)
о [а] - гласный, безударный
п [п’] - согласный, глухой, парный (б), мягкий, парный (п)
и [и] - гласный, безударный
с [с’] - согласный, глухой, парный (з), мягкий, парный (с)
ь -
8 букв, 7 звуков
подъезд подъ-е`зд 2 слога, 2-й ударный
п [п] - согласный, глухой, парный (б), твердый, парный (п’)
о [а] - гласный, безударный
д [д] - согласный, звонкий, парный (т), твердый, парный (д’)
ъ –
е [й] - согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
[э] - гласный, ударный
з [с] - согласный, глухой, парный (з), твердый, парный (с’)
д [т] - согласный, глухой, парный (д), твердый, парный (т’)
7 букв, 7 звуков

з [с Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515Основной текст с отступомОсновной текст
ФедотовD:\Lena\METODICH\Fonetik.doc
ФедотовD:\Lena\METODICH\Fonetik.doc
ФедотовD:\Lena\METODICH\Fonetik.doc
ФедотовD:\Lena\METODICH\Fonetik.doc
ФедотовD:\Lena\METODICH\Fonetik.doc
ФедотовD:\Lena\METODICH\Fonetik.doc
Федотов%C:\WINDOWS\TEMP\Автокопия Fonetik.asdВладимирD:\Lena\METODICH\Fonetik.doc
ФедотовD:\Lena\METODICH\Fonetik1.doc
ФедотовD:\Lena\METODICH\Fonetik1.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Times New RomanTimes New RomanФонетика и графикаый), мягкий, парный (н Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515Основной текст с отступомОсновной текст
Unknown
ФедотовГригорий АлександровичВладимир*LarisaЕлена ИвановнаPatient Of Dr.OGen