Конспект урока по русскому языку на тему «Слово и формы этого слова. Родственные слова»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
конспект пробного урока
по русскому языку
на тему «Слово и формы этого слова. Родственные слова»
студента ____________ группы
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
________________________________________
(Фамилия, имя, отчество полностью)
К уроку допущенУчитель (подпись) ______________________
Методист(подпись) ______________________
Дата проведения ______________________
Время проведения ______________________
Оценка за проведение
Учитель (оценка, подпись) _____________________
Методист(оценка, подпись) _____________________
Тюмень 2016 год
Предмет: Русский язык
Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык. 2 класс. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
Тема урока: Слово и формы этого слова. Родственные слова
Цель урока: Обучение нахождения различия разных форм одного слова, родственные, однокоренные слова.
Задачи урока:
понимать, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами (словами-помощниками), а родственные слова отличаются основами.
развивать умения распознавать и подбирать формы слов, однокоренные слова и выделять в них корень, составлять предложения по картинке;
делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;
уметь формулировать учебную задачу урока, сотрудничать.
Формировать УУД:(для ФГОС НОО)
Личностные: Смыслообразование: формирование базовых
эстетических ценностей: эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о том, что красота это то, что вокруг нас, и необходимо лишь научиться её обнаруживать, что природа для художника, писателя и поэта-живая. Самооценка процесса и результатов учебной деятельности: отвечая на вопрос совершать действия сравнительного анализа и самоопределения.
Регулятивные: Планирование действия - волевая саморегуляция, самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Коммуникативные: Коммуникация как взаимодействие - учет позиций собеседника: обоснование строчками из текста, заявленного «чужого» мнения, выражение своего согласия или не согласия.
Познавательные: l. Поиск и выделение информации (работа с текстами и картиной).
2. Поход в « Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного
произведения.
3.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
сравнение литературного и живописного произведения.
4. Формирования понятия: приём « сравнение».
5. Установление причинно-следственных связей: между фактом наделения
живого предмета чертами неодушевлённого лица (ветер, солнце, огонь, одеяло).
Тип урока: Изучение новых знаний
Оборудование урока: Учебник, тетрадь, доска.
Литература, Интернет-ресурсы: Русский язык. 2 класс. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
План оформления доски
Классная работа План урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
3.Постановка учебной задачи
4.Физминутка
5.Первичное закрепление
6.Итог урока. Рефлексия
7.Домашнее задание
Ход урока
Название этапа: 1.Организационный момент
Задача: Организовать детей на учебную деятельность, проверить готовность к уроку.
Методы: Словесный
Приемы: Беседа
Отводимое время: 1 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
-Скажите, что называется окончанием?
- Какое окончание называется нулевым?
- Есть слова-названия предметов, у которых нет окончаний? Назовите.
- Что называется основой?
-Какие слова называются родственными? - Изменяемая часть слова – это его окончание.
- Окончание, которого мы не видим, называется нулевым окончанием и обозначается пустой клеткой.
-Есть слова, у которых нет окончаний. Нет окончания – значит, слово никак никогда не изменяется! Например: кино, кенгуру, пальто, метро, кафе, кофе, эскимо, зебу, эму, какаду, такси, пони.- Часть слова без окончания называется его основой.
- Слова, имеющие общую часть, которая хранит их общий смысл, называются родственными. Например: лес, лесник, лесной. Название этапа: 2.Актуализация знаний
Задача: подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
Методы: Словесный
Приемы: Работа в парах
Отводимое время: 2 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Я предлагаю вам работу в парах. Упражнение 56 . Прочитайте стихотворение и попытайтесь ответить на вопрос: это формы одного и того же слова или родственные слова? Какого же? Как об этом вы узнали?
Листок
Листка
К листку
Листки
- Являются ли эти слова родственными? Или это формы одного и того же слова? Как об этом вы узнали?
Листок
Листочек
Лист
- Молодцы! А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа . Запишите в тетради.
- В них есть общая часть, в которой заключён их общий смысл?
- Ребята, как вы считаете, научились ли вы отличать формы слов от родственных слов? Работа в парах.
Эти слова не являются родственными, так как у них одинаковая основа. Это одно слово листок в разных формах.
- Это родственные слова, так как у них разные основы.
- Эти слова имеют общую основную часть.
Некоторые дети затрудняются ответить на вопрос, другие – высказывают своё мнение. Название этапа: 3.Постановка учебной задачи
Задача: организовать формулирование темы и цели урока учащимися.
Методы: Словесный, практический
Приемы: Тест, беседа, упражнение
Отводимое время: 10 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Какова тема нашего урока?
- На какой вопрос нам предстоит ответить?
Картина «Золотая осень»
ТЕКСТ: Маша и Миша пошли в лес. Лесная дорожка привела их к домику лесника. За домиком лесника начинался молодой лесок.
-А кто такой лесник?
- Давайте убедимся и посмотрим в толковом словаре.
- Есть ли в этом тексте родственные, однокоренные слова?
- ВЫПИШИТЕ их в столбик и выделите корень.
- А есть ли в этом тексте формы одного и того же слова? А какого слова?
- Выпишите их рядом во 2 столбик. Подчеркни их на доске. - Слово и формы этого слова. Родственные, однокоренные слова
- Учиться распознавать и подбирать формы слов, родственные слова, выделять корень.
Высказывание детей.
- Лесник, -а. Лесной сторож. Например: лесник охраняет лес.
1 ученик на доске 2 ученик на доске
- лес, - домик
лесника, к домику,
лесная, за домиком
лесок
Название этапа: 4.Физминутка
Задача: Организация отдыха учащихся.
Методы: Наглядный.
Приемы: Демонстрация.
Отводимое время: 1 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Физкультминутка:
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да не беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз– согнуться, разогнуться
Два–нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка. Выполняют упражнение Название этапа: 5.Первичное закрепление
Задача: Организовать выполнение упражнения и самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания в типовых ситуациях.
Методы: Словесный, практический
Приемы: Беседа, упражнение
Отводимое время: 15 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Посовещайтесь друг с другом и задайте вопросы по новой теме урока.
Упражнение 57. Запишите слова.
-Это разные слова?
В них есть общая часть, в которой заключён их общий смысл? Выдели её сверху дугой.
Это родственные слова?
-Прочитайте слова:
Снег, снеговик, снегом, снеговики.
- Выпишите на одной строчке родственные слова в начальной форме, а на другой – формы каждого слова (парами). В родственных словах выдели дугой сверху общую часть, в которой заключён общий смысл слов.
Анишит Йкоповна предложила сравнить слова в парах:
солдат и боец; храбрый и смелый; смотреть и глядеть
- Можно ли сказать, что слова в парах имеют сходное значение? – спросила Волшебница.
- Как вы ответите Анишит Йкоповне?
- А можно ли считать слова в парах – родственными? Как вы считаете? Кто сомневается можно воспользоваться подсказкой Летучей Мыши (стр.86)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Выполните упр.58. Прочитайте шуточное стихотворение «Само собой».
- Выпишите выделенные слова столбиком.
Найдите к каждому выделенному слову родственное слово и запишите его рядом в скобках.
Пользуйся словами из двух списков:
1) грязь, колоть, ломать;
2) испачкалась, разбился, испортился.
- Проверьте свою работу по эталону. На доске записаны слова.
В каком списке вам удалось найти родственные слова: в 1-м или во 2-м?
- А теперь найди каждому выделенному слову, близкое по значению. Запиши на нужной строчке.
- Проверьте свою работу по эталону. На доске записаны слова.
- Из какого списка вы взяли эти слова?
- Сделайте вывод, достаточно ли вы хорошо усвоили тему? 1 ученик записывает на доске
Снег, снеговик, Снегурочка, снеговой.
Работа в парах. Задают друг другу вопросы по теме.
-Это разные слова.
-Снег
- Родственные слова – это слова, имеющие общую основную часть.
Снег - снеговик
Снег – снегом, снеговик – снеговики
- Эти слова имеют общее значение в парах.
- Эти слова нельзя считать родственными.
Загрязнилась (грязь)
Сломался (ломать)
Раскололся (колоть)
- В первом списке.
Загрязнилась - испачкалась
Сломался - разбился
Раскололся – испортился
- Слова взяли из второго списка.
Делают вывод
Взаимопроверка Название этапа: 6.Итог урока. Рефлексия
Задача: Соотнести цель и результаты деятельности на уроке. Организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке.
Методы: Словесный
Приемы: Вопросы
Отводимое время: 5 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
-Что вы знаете о корне слова?
- Какие слова называются родственными? Однокоренными?
- Почему их так назвали?
- А что такое форма слова? - Форма слова - это изменение окончания у одного и того же слова Название этапа: 7.Домашнее задание
Задача: Закрепление изученного материала дома.
Методы: Словесный
Приемы: Слово учителя
Отводимое время: 2 минДеятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
учебник -1, стр.88 упр.59 Записывают домашнее задание и слушают инструктаж по его выполнению