Календарно-тематическое планирование по предмету Речевая практика (5 класс)


МКОУ С(К)ОШИ VIII вида г. Нерюнгри
Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении
учителей-предметников
(протокол № ___ от « » ___________ 2014г.) СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
С(К)ОШИ VIII вида
Г.Нерюнгри

(Третьякова С.И.)
( Старовойтова Л.В. )( Семенкова Н.В. )«___» _________2014г. «___» _________2014г. «___» _________2014г.
Рабочая учебная программа
«Речевая практика»
5 класс
2015– 2016 учебный год
составлено на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
и авторской программы
Программу составил (а) Третьякова С.И..
учитель высшей категории
Данная рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы ,2010г, под редакцией Воронковой В.В., авторской программы и рассчитана на один год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа «Речевая практика» в 5 классе составлена в соответствии с методической темой работы школы: «Создание комплексной системы сопровождения обучающихся и воспитанников, обеспечивающей их профессиональное самоопределение, как фактор дальнейшей социализации в обществе».
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем.
Одним из средств пробуждения интереса к предмету являются занимательные игры: игры на развитие речи, на пополнение словарного запаса детей. Хорошим средством занимательности, используемым в учебных целях, являются такие игры, как кроссворды, ребусы, калейдоскопы и другие, дополненные различными грамматическими заданиями. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Особое внимание на уроках курса “Речевая практика” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся.
На занятиях дети работают с художественной литературой, толковыми и орфографическими словарями.
Необходимость и новизна разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке через занимательные игры, знакомые и любимые детям.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить знания по русскому языку, показать учащимся, что и занимательные игры могут помочь увлекательно учить русский язык.
Факультатив по русскому языку ставит следующие задачи:
Обучающие:
Развитие интереса к языку как учебному предмету
Совершенствование общего языкового развития младших
школьников
Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка
Воспитывающие:
Воспитание любви к русскому языку
Формирование усидчивости, внимания, выдержки и терпения, готовности к волевым действиям, настойчивости
Воспитание культуры обращения с книгой
Развивающие:
Расширение и углубление программного материала, кругозора детей
Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью
Развивать умение пользоваться толковыми и орфографическими словарями
Грамматические задания направлены на достижение конкретных дидактических целей
Совершенствование навыков правописания
Развитие речевого и фонематического слуха
Пополнение лексического запаса
III. Особенности программы «Речевая практика»Грамматические задания для самостоятельной работы лучше рекомендовать тем ученикам, которым интересно их выполнять. Остальные могут выполнять их фронтально, при этом каждый ученик должен предложить свое решение и обосновать его.
Организация факультативных занятий основывается на следующих принципах:
добровольности участия;
научности;
сознательности и активности;
наглядности;
доступности;
связи теории с практикой;
индивидуального подхода.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.
Данная программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.
В приложениях к программе даны примеры занимательных игр.
IV. Формы проведения занятий
практические занятия с применением занимательных игр;
игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей;
орфографический и лексический анализ текстов художественной литературы;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
урок- викторина;
беседа.
V. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-го класса.
VI. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к изучению языка;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
пользоваться словарями;
находить ответы на вопросы в тексте;
делать выводы в результате совместной с учителем работы
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Обучающиеся должны знать:
Главные члены предложения.
Отличие звука от буквы.Признаки гласных и согласных звуков.Антонимы, многозначные слова.
Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Писать предлоги раздельно со словами.
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове. Объединять слова в группы.Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными.
Правильно писать слова с ь.Составлять текст на заданную тему.
Работать со словарями.Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады, анаграммы, чайнворды, ребусы, филворды, кроссворды.
Правовая база:
1. Федеральный закон РФ №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ № 1599 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
3. Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им.А.И.Герцена от 03 апреля 2015 года.
4. СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
5. СанПин 4076-86 "Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии".
6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов от 01.06.2014г.
VII. Содержание программы. Тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование (34 часа)

Тема урока Кол-во
часов План.
дата Факт.
дата ЗУНыПримечание.
Содержание деятельности
1 Хорошо ли ты знаешь русский язык?
Рассказ-беседа на тему «Что это значит - хорошо знать русский язык?» 1 Знать:
- роль языка и речи в жизни людей;
- особенности устных и письменных высказываний других людей
Уметь:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова
- чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи Тестовая работа
2 Кроссворд.
«Кроссворд с картинками» 1 Знать:
- звуки и буквы;
- звуки гласные и согласные, звонкие и глухие согласные;
- наизусть слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне словаУметь:
- правильно писать слова с непроверяемым написанием;
- правильно писать безударные гласные (подбирать проверочные слова), звонкие и глухие согласные; Работа со словарными словами
3 Кроссворд «Народные загадки» 1 Знать:
- звуки и буквы;
- алфавит;
- звуки гласные и согласные, звонкие и глухие согласные;
Уметь:
- правильно писать безударные гласные (подбирать проверочные слова), звонкие и глухие согласные;
- находить слова с разделительным Ь;
- правильно писать двойные и непроизносимые согласные Слова с безударными гласными и парными согласными
4 Кроссворд с картинками «В мире книг» 1 Знать:
- лексическое значение слова
- правило написания заглавной буквы
Уметь:
- пользоваться словарями
- правильно использовать слова в речи
- последовательно развивать мысль повествования
- правильно писать заглавную букву Заглавная буква
5 Составление кроссвордов. 1 Знать:
- лексическое значение слова
- правила орфографии
- правила правописания слов
- слово как лексическую единицу
Уметь:
- пользоваться словарями
- правильно использовать слова в речи
- объяснять лексическое значение слов
- последовательно развивать мысль повествования 6 Мой язык.
Игры для пополнения словарного запаса детей. «Кто быстрее?» 1 Знать:
- лексическое значение слова
- правила орфографии и пунктуации
- правила правописания слов и предложений
- слово как лексическую единицу
Уметь:
- пользоваться словарями
- правильно использовать слова в речи
- объяснять лексическое значение слов
- последовательно развивать мысль повествования 7 Чайнворд.
Игра «Игрушки» (составление чайнворда) 1 Знать:
- изученные орфограммы;
- звуки гласные и согласные, звонкие и глухие согласные;
Уметь:
- пользоваться на практике знаниями об изученных орфограммах;
- правильно писать безударные гласные (подбирать проверочные слова), звонкие и глухие согласные;
- находить слова с разделительным Ь;
- правильно писать двойные и непроизносимые согласные Нахождение в словах изученных орфограмм
8 Чайнворд «Спортивный праздник» 1 Знать:
- однокоренные слова;
- способы образования слов
Уметь:
- подбирать однокоренные слова;
- правильно писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне слова;
- составлять рассказ по опорным словам и данному плану;
- составлять рассказ с по картине;
- работать с толковым словарем Составление рассказа, работа с толковым словарем
9 Чайнворд «Каникулы впереди» 1 Знать:
- состав слова;
- способы образования слов;
- приставку и предлог
Уметь:
- правильно писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне слова;
- определять приставку и предлог Написание предлогов со словом
10 Игры для развития речи. «Из одного слова», «Да и нет» 1 Знать:
- лексическое значение слова
- правила орфографии и пунктуации
- правила правописания слов и предложений
- слово как лексическую единицу
Уметь:
- пользоваться словарями
- правильно использовать слова в речи
- объяснять лексическое значение слов
- последовательно развивать мысль повествования 11 Криптограмма- тайное письмо. Криптограмма «Народная мудрость» 1 Знать:
- правила орфографии и пунктуации
- правила правописания слов и предложений
- слова с проверяемыми гласными и согласными в корне словаУметь:
- пользоваться словарями
- правильно использовать слова в речи
- объяснять лексическое значение слов
- правильно писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими парными согласными в корне словаСлова с безударными гласными и парными согласными, списывание, объяснение пословиц.
12 Криптограмма «Ты знаешь эту песню?» 1 Знать:
- понятие о глаголе;
- глаголы на -ся (-сь)
Уметь:
- находить глаголы в тексте;
- правильно писать глаголы на –ся (-сь) Исполнение песни «Солнечный круг», слова, оканчивающиеся на
«- тся»
13 Криптограмма.
Литературная криптограмма- загадка 1 Знать:
- слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными и согласными в корне словаУметь:
- правильно писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне слова;
- составлять рассказ по опорным словам и данному плану;
- составлять рассказ по данному началу и концу Работа с книгами, списывание, постановка вопросов к словам
14 Ребус.
«Ребусный код» 1 Знать:
- изученные орфограммы;
- звуки гласные и согласные, звонкие и глухие согласные;
Уметь:
- пользоваться на практике знаниями об изученных орфограммах;
- правильно писать безударные гласные (подбирать проверочные слова), звонкие и глухие согласные;
- находить слова с разделительным Ь;
- правильно писать двойные и непроизносимые согласные Нахождение в словах изученных орфограмм
15 Ребус.
Ребусы «10 слов», «Наш класс» 1 Знать:
- слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными и согласными в корне словаУметь:
- правильно писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне слова;
- составлять рассказ по опорным словам и данному плану;
- составлять рассказ по данному началу и концу Составление и запись рассказа
16 Ребус.
Ребусы «Города мира» 1 Знать:
- лексическое значение слова
- правила правописания слов и предложений
- правило написания заглавной буквы
Уметь:
- пользоваться словарями
- правильно использовать слова в речи
- последовательно развивать мысль повествования;
- правильно писать заглавную букву;
- работать с картой Заглавная буква (названия городов и стран), работа с картой
17 Ребус.
Ребусы «Расписание уроков» 1 Знать:
- изученные орфограммы;
- звуки гласные и согласные, звонкие и глухие согласные
Уметь:
- пользоваться на практике знаниями об изученных орфограммах;
- правильно писать двойные и непроизносимые согласные Удвоенные согласные
Игры для развития речи. «Картинки- загадки», «Шаги», «Два круга» 1 Знать:
- лексическое значение слова
- правила орфографии и пунктуации
- правила правописания слов и предложений
- слово как лексическую единицу
Уметь:
- пользоваться словарями
- правильно использовать слова в речи
- объяснять лексическое значение слов
- последовательно развивать мысль повествования 18 Калейдоскоп: прямое и переносное значение слова. Калейдоскоп «Рассыпанные буквы» 1 Знать:
- понятие об имени прилагательном;
- значение имени прилагательного в речи;
- основные грамматические признаки прилагательного
Уметь:
- различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу, падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже;
- правильно писать падежные окончания прилагательных в ед. и мн. числе Имя прилагательное
19 Калейдоскоп.
Плетенка «Домашние животные», калейдоскоп «Говорящие картинки» 1 Знать:
- лексическое значение слова
- правила орфографии и пунктуации
- правила правописания слов и предложений
- слово как лексическую единицу
Уметь:
- пользоваться словарями
- правильно использовать слова в речи
- объяснять лексическое значение слов
- объяснять смысл пословиц
- последовательно развивать мысль повествования Работа с пословицами, смысловая группировка слов.
Игры для пополнения словарного запаса детей. «Ступеньки» 1 Знать:
- лексическое значение слова
- правила орфографии и пунктуации
- правила правописания слов и предложений
- слово как лексическую единицу
Уметь:
- пользоваться словарями
- правильно использовать слова в речи
- объяснять лексическое значение слов
- последовательно развивать мысль повествования 20 Сканворд. Детский сканворд с картинками. 1 Знать:
- изученные орфограммы;
- Ь – разделительный и показатель мягкости
Уметь:
- пользоваться на практике знаниями об изученных орфограммах;
- находить слова с разделительным Ь;
- находить слова с ь как показателем мягкости ь- разделительный и показатель мягкости
21 Сканворд.
Сканворды для детей без картинок 1 Знать:
- наизусть слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными и согласными в корне словаУметь:
- правильно писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне слова;
- правильно писать словарные слова Проверяемые и непроверяемые безударные гласные
22 Сканворд.
Сканворд сотовый детский 1 Знать:
- изученные орфограммы;
- звуки гласные и согласные, звонкие и глухие согласные;
Уметь:
- пользоваться на практике знаниями об изученных орфограммах Нахождение в словах изученных орфограмм
23 Игры для развития речи. «Какие бывают слова». Многозначные слова. 1 Знать:
- лексическое значение слова
- правила орфографии и пунктуации
- правила правописания слов и предложений
- слово как лексическую единицу
- многозначные слова
Уметь:
- пользоваться словарями
- правильно использовать слова в речи
- объяснять лексическое значение слов
- последовательно развивать мысль повествования;
- находить в тексте многозначные слова 24 Филворд. Правила отгадывания филвордов. Филворд «Герои сказок и мультфильмов» 1 Знать:
- лексическое значение слова
- правила орфографии и пунктуации
- правила правописания слов и предложений
- правило написания заглавной буквы
Уметь:
- пользоваться словарями
- правильно использовать слова в речи
- объяснять лексическое значение слов
- последовательно развивать мысль повествования;
- правильно оформлять записи авторов и названий книг Работа с книжной выставкой, оформление записи авторов и названий книг
25 Филворд.
Филворд «Грибы», «Овощи и фрукты» (экзотические) 1 Знать:
- значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж;
- несклоняемые имена существительные
Уметь:
- правильно писать родовые окончания существительных ед. и мн. числа;
- склонять существительное в ед. и мн. числе Род несклоняемых имен существительных (знакомство)
26 Филворд.
Филворд «Составь слово» 1 Знать:
- главные и второстепенные члены П*;
- распространенные, нераспространенные П;
- части речи
Уметь:
- находить главные и второстепенные члены П;
- распространять П;
- определять части речи;
- составлять рассказ по опорным словам на заданную тему Составление рассказа на заданную тему
27 Игры для пополнения словарного запаса детей. Игра «Столбики слов» 1 Знать:
- лексическое значение слова
- правила орфографии и пунктуации
- правила правописания слов и предложений
- слово как лексическую единицу
Уметь:
- пользоваться словарями
- правильно использовать слова в речи
- объяснять лексическое значение слов
- последовательно развивать мысль повествования 28 Анаграммы. Слова- анаграммы в стихах. 1 Знать:
- главные и второстепенные члены П*;
- распространенные, нераспространенные П;
- части речи
Уметь:
- находить главные и второстепенные члены П;
- распространять П;
- работать с толковым словарем;
- определять части речи;
- составлять рассказ по опорным словам Работа с толковыми словарями, составление предложений, главные члены предложения, части речи
29 Анаграммы.
Анаграммы «Фрукты», «Ягоды», «Овощи» 1 Знать:
- главные и второстепенные члены П*;
- распространенные, нераспространенные П;
- части речи
Уметь:
- находить главные и второстепенные члены П;
- распространять П;
- определять части речи;
- составлять рассказ по опорным словам Мини- сочинение «Моя любимая…»
30 Игра Пропавшие буквы» 1 Знать:
- изученные орфограммы;
- звуки гласные и согласные, звонкие и глухие согласные;
Уметь:
- пользоваться на практике знаниями об изученных орфограммах;
- правильно писать безударные гласные (подбирать проверочные слова), звонкие и глухие согласные;
- находить слова с разделительным Ь;
- правильно писать двойные и непроизносимые согласные Нахождение в словах изученных орфограмм, работа с толковыми словарями
31 Коварная викторина про слова 1 Знать:
- изученные орфограммы;
- звуки гласные и согласные, звонкие и глухие согласные;
Уметь:
- пользоваться на практике знаниями об изученных орфограммах;
- правильно писать безударные гласные (подбирать проверочные слова), звонкие и глухие согласные;
- находить слова с разделительным Ь;
- правильно писать двойные и непроизносимые согласные Нахождение в словах изученных орфограмм, работа с толковыми словарями
32 Мини- викторина «Про лягушку- квакушку» 1 Знать:
- изученные орфограммы;
- звуки гласные и согласные, звонкие и глухие согласные;
Уметь:
- пользоваться на практике знаниями об изученных орфограммах;
- правильно писать безударные гласные (подбирать проверочные слова), звонкие и глухие согласные;
- находить слова с разделительным Ь;
- правильно писать двойные и непроизносимые согласные;
- работать с толковым словарем Нахождение в словах изученных орфограмм, работа с толковыми словарями
33 Метаграмма. 1 Знать:
- изученные орфограммы;
- звуки гласные и согласные, звонкие и глухие согласные;
Уметь:
- пользоваться на практике знаниями об изученных орфограммах;
- правильно писать безударные гласные (подбирать проверочные слова), звонкие и глухие согласные;
- работать с толковым словарем Работа с толковыми словарями, оставление предложений, нахождение в словах изученных орфограмм
34 Палиндромы (перевертыши). Палиндромные фразы. 1 Знать:
- главные и второстепенные члены П*;
- распространенные, нераспространенные П;
- части речи
Уметь:
- находить главные и второстепенные члены П;
- распространять П;
- определять части речи Разбор предложения по членам и по частям речи
Содержание занятий.
Тема1. Хорошо ли ты знаешь русский язык?
Рассказ-беседа «Что это значит – хорошо знать русский язык?». Тестовая работа «Хорошо ли я знаю русский язык»
Тема 2. Кроссворд.
Из истории возникновения кроссвордов. Разновидности кроссвордов. Правила отгадывания кроссвордов. Отгадывание «Кроссворда с картинками». Работа со словарными словами. Работа с орфографическим словарем.
Тема 3. Кроссворд «Народные загадки».
Отгадывание народных загадок и решение кроссворда. Слова с безударными гласными и парными согласными (нахождение и проверка).
Тема 4. Кроссворд с картинками.
Кроссворд с картинками «В мире книг». Запись авторов и названия книг, встречающихся в кроссворде. Правила оформления записи.
Тема 5. Составление кроссвордов.
Правила составления кроссвордов. Групповая работа над составлением кроссворда. Защита кроссвордов.
Тема 6. Мой язык.
Игра для пополнения словарного запаса детей «Кто быстрее?». Работа со словарями.
Тема 7. Чайнворд.
Что такое «чайнворд». Принцип игры в чайнворд. Игра «Игрушки» (составление чайнворда). Нахождение в словах изученных орфограмм.
Тема 8. Чайнворд «Спортивный праздник».
Отгадывание чайнворда. Составление рассказа «Мой любимый вид спорта». Работа с толковым словарем.
Тема 9. Чайнворд «Каникулы впереди».
Отгадывание чайнворда. Отработка умения писать слова с предлогами.
Тема 10. Игры для развития речи.
Игры «Из одного слова», «Да и нет».
Тема 11. Криптограмма.
Криптограмма- тайное письмо. Криптограмма «Народная мудрость». Работа с пословицами. Упражнение в написании слов с парными согласными и безударными гласными.
Тема 12. Криптограмма «Ты знаешь эту песню?».
«Расшифровка» криптограммы. Исполнение песни. Работа над словами, оканчивающимися на «- тся».
Тема 13. Криптограмма.
Литературная криптограмма-загадка. Работа с художественной литературой. Группировка слов по частям речи.
Тема 14. Ребус.
«Ребусный код» (правила разгадывания ребусов). Нахождение в словах изученных орфограмм.
Тема 15. Ребус.
Ребусы «10 слов», «Наш класс». Составление рассказов по темам ребусов.
Тема 16. Ребус.
Ребусы «Города мира». Нахождение городов на карте мира. Запись названий городов и стран. Повторение правил написания имен собственных.
Тема 17. Ребус.
Ребусы «Расписание уроков». Написание слов с удвоенными согласными. Работа со словарями.
Тема 18. Калейдоскоп.
Калейдоскоп: прямое и переносное значение слова. Калейдоскоп «Рассыпанные буквы». Прямое и переносное значение слова. Составление словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».
Тема 19. Калейдоскоп.
Плетенка «Домашние животные», калейдоскоп «Говорящие картинки». Работа с пословицами, толковыми словарями. Группировка слов по частям речи.
Тема 20.Сканворд.
Детский сканворд с картинками. Работа над правописанием слов с ь (разделительным и показателем мягкости)
Тема 21.Сканворд.
Сканворды для детей без картинок. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Тема 22.Сканворд.
Сканворд сотовый детский. Нахождение в словах изученных орфограмм.
Тема 23. Игры для развития речи.
Игра «Какие бывают слова». Многозначные слова. Подбор многозначных слов. Составление предложений.
Тема 24. Филворд.
Правила отгадывания филвордов. Филворд «Герои сказок и мультфильмов».Имена собственные.
Тема 25. Филворд.
Филворд «Грибы», «Овощи и фрукты» (экзотические). Род несклоняемых имен существительных.
Тема 26. Филворд.
Филворд «Составь слово». Составление рассказа на заданную тему.
Тема 27. Игры для пополнения словарного запаса детей.
Игра «Кто быстрее?»
Тема 28. Анаграммы.
Слова- анаграммы в стихах. Работа с толковыми словарями, составление предложений, разбор предложений по членам и по частям речи.
Тема 29. Анаграммы.
Анаграммы «Фрукты», «Ягоды», «Овощи». Написание мини- сочинения «Мой любимый фрукт (овощ, ягода)». Употребление в речи имен прилагательных.
Тема 30. Игра «Пропавшие буквы».
Звуки и буквы. Работа с толковыми словарями. Нахождение в словах изученных орфограмм.
Тема 31. Коварная викторина про слова.
Смыслоразличительная роль звуков. Работа с толковыми словарями. Нахождение в словах изученных орфограмм.
Тема 32. Мини- викторина «Про лягушку- квакушку».
Расширение словарного запаса детей: слова с буквосочетанием «ква». Работа с толковыми словарями. Нахождение в словах изученных орфограмм. Составление предложений.
Тема 33. Метаграмма.
Работа с метаграммами в стихотворной форме. Работа с толковыми словарями. Нахождение в словах изученных орфограмм. Составление предложений.
Тема 34. Палиндромы (перевертыши).
Палиндромные фразы. Слова-антонимы. Разбор предложения по членам и по частям речи.
Список учебно-методической литературы:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”, «Миша», «Смекалочка».
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 гhttp://www.budurada.ru/?show_aux_page=37
http://zanimatika.narod.ru/Book3.htmhttp://fedoseevaln.ucoz.ru/index/ljuboznajka/0-16http://www.razumniki.ru/anagramma.htmlhttp://www.potehechas.ru/crossword/filword.shtmlhttp://www.scancross.ru/detscansfoto.html