Разработка урока географии 6 класса по теме Мировой океан с презентацией в формате Power Point

Учитель географии Корсакова Наталия Юрьевна МБОУ «Лицей №6» г. Миасса Челябинской области 2013г.
Предмет: география, курс География Планета Земля 6 класс
Описание ресурса
Данный ресурс предназначен для использования на уроках географии в 6 классе при изучении темы «Гидросфера».

Тема урока «Мировой океан и его части».
Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Задачи урока:
Обучающая: формировать у учащихся представление о водной оболочке Земли, распределении на Земле её составных частей. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
Развивающая: продолжить работу по формированию навыков у учащихся работать с учебником, печатным материалом. Развивать умения логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
Воспитательная: воспитывать чувство интереса к открытиям на уроке, самооценки, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карта океанов, карты атласа, контурные карты, презентация по теме урока, проектор, интерактивное наглядное пособие по географии «Карта океанов», жетоны – красные, синие и желтые.
Структура урока.
Организационный этап.
Актуализация знаний
Изучение нового материала.
Закрепление.
Оценивание знаний учащихся.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный этап.
(Слайд 1. Иллюстрация океана)
1.Приветствие, психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.
- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач!
2.Проверка подготовленности учащихся к уроку.
-Проверьте все ли лежит у вас на столе: учебник, тетрадь, атлас, контурная карта, оценочная карта на урок.

II. Актуализация знаний.
- Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по гидросфере.
- У каждого из вас на столе лежит оценочный лист в котором отражены этапы нашего урока за каждый из которых вы самостоятельно должны будете ставить себе оценку. По окончанию урока мы подведем итоги. Итак, приступаем к работе.
- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? (Гидросферу). Прикрепляю понятие “Гидросфера” на доску.
1. Индивидуальная работа. Задание «Мозаика».(2 учащихся собирают картинку и отвечают на поставленный вопрос: а) Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот? (гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу). б) Почему океан соленый, а испарившаяся вода поступает в облако уже пресная? (С поверхности океана испаряется только пресная вода, а растворенные в ней вещества остаются)
2. Групповая работа:
1-ая группа работает со схемой «Состав гидросферы»
2 -ая группа письменный фронтальный опрос (тест) по теме “Гидросфера”.( ученики получают бланк с тестовыми заданиями)
А)Работа со схемой «Состав гидросферы»
-Что такое гидросфера? Напишите части гидросферы и укажите, какую часть гидросферы они составляют. (На доске написано слово гидросфера, учащиеся заполняют пустые места)

Гидросфера








Океаны
Моря
Заливы
Проливы

-Какой воды на Земле больше: соленой (97%) или пресной(3%)?
-Почему не высыхают реки и не исчезают моря?(на Земле происходит непрерывное движение воды –Мировой круговорот воды)
Б)Тест “Гидросфера”.
1. Водная оболочка Земли:
Атмосфера.
Литосфера.
Гидросфера.
Биосфера.
2. Пресными водами гидросферы являются:
Воды Мирового океана.
Внутренние воды суши.
3. Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:
Круговороту воды в природе.
Выветриванию.
Океаническим течениям.
Приливным явлениям.
Землетрясениям.
4. Вода на суше может находиться в следующем состоянии:
Только в жидком.
В жидком и твёрдом.
5. К водам суши относятся:
Реки, озёра.
Реки, озёра, моря, ледники.
Реки, озёра, болота, ледники.
6. Вода гидросферы может находиться:
Только в жидком состоянии.
В жидком, твёрдом состоянии.
В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.
7. Поставщиком пресной воды на суше является:
Ветер.
Мировой океан.
Осадки.
По завершении работы производится самоконтроль (ключ и критерии оценок проецируются на интер. доску
Ключ: 1.Гидросфера; 2.Внутренние воды суши; 3.Круговороту воды в природе; 4. В жидком и твёрдом; 5. Реки, озёра, болота, ледники; 6. В жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 7. Мировой океан
Критерии оценок: 7 правильных ответов – «5»;
5 - 6 – «4»;
4 - «3»;
менее 4 – «2».
3. Проверка выполнения задания «Мозаика»
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
Изучение нового материала.
-Ребята посмотрите картины замечательного русского художника И.К. Айвазовского. Попробуйте определить, что общего в этих картинах?
-Ребята скажите, что общего изображено на картинах? (На всех картинах, которые мы посмотрели, изображено море.)
-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать моря.)
-Моря – это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока? («Мировой океан и его части») (Слайд №1)
- Вы правы. Сегодня цель нашего урока является формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Запишите дату и тему урока в тетрадь.
Звучит шум моря. Учитель читает эпиграф к уроку:
«Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны».
Жюль Верн
- Сегодня мы приступим к изучению самой большой части гидросферы - Мирового океана. Откройте в атласе карту океанов стр. 26-27, найдите, где находится Мировой океан? (Его нет)
-Да, Мировой океан - это совокупность всех океанов. (Слайд 2-3)
(Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось)
-Найдите в учебнике на стр.84 определение Мирового океана (дети читают определение).
- Какова площадь земного шара? (510 млн.кв.км.)
- На Мировой океан приходится 362 млн.кв.км. (3/4 поверхности Земли) (Слайд 4)
-Запишите в тетрадь определение и площадь Мирового океана.
Океаны и их границы.
- Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый - Южный океан).
- Океаны – самые крупные части Мирового океана.
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Океан»).
- Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек. (Учитель по карте показывает границы океанов.)
-Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира (Слайд 3).
- Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, текст составьте описание океанов по плану (план лежит на каждой парте).
Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам (групповое выполнение задания). Оформляют ответы в виде таблицы.

План
Тихий океан


1. Какое место занимает по площади?
Первое


2. С какими другими океанами связан?
с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым


3. Какие материки омывает?
Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку


4. Какова максимальная глубина?
11022 м



Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием настенной карты. (Один ученик от группы дает характеристику океана)

Пункт
плана
Атлантический океан
Индийский океан
Северный Ледовитый океан

1
второе
третье
четвертое

2
с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым
с Тихим и Атлантическим
с Тихим и Атлантическим

3
Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду
Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку
Северную Америку, Евразию

4
8742 м
7729 м
5527 м

-Молодцы, ребята!
- Итак, давайте нанесем названия океанов на контурные карты - стр. 10-11.(Один ученик работает на интер. доске: распределяет названия океанов по их местоположению).
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
Моря.-Определите, о какой части океана идет речь. (Слайд 5)
Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьется, Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна – И горька, и солона. (Море)
-Найдите в учебнике на стр.84 определение моря (дети читают определение).
(Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями).
-Запишите в тетрадь определение моря.
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Море»).
- Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря.
Задание 1
Пользуясь физической картой полушарий, определите, внутренними или окраинными являются моря: Красное, Карское, Охотское, Японское. Частями каких океанов являются эти моря? (Слайд 6)
Проверяем:
Красное – внутреннее, Индийский океан
Карское – окраинное, Северный Ледовитый океан
Охотское - окраинное, Тихий океан
Японское – окраинное , Тихий океан
- Вашему вниманию приведены названия некоторых морей, которые разделены на 2 группы.
1 группа: Черное море 2 группа: Берингово море
Балтийское море Аравийское море
- Найдите их на карте атласа с.26-27. Попробуйте определить, в чем их отличие (разное местоположение)
- По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.).
- Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся)
- Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово – его называют «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета).
На интер. карте красными флажками обозначены самые крупные моря. Найдите их на карте атласа и скажите их названия. (Филиппинское, Аравийское, Коралловое). (Слайд 13)
- Давайте нанесем на контурные карты - стр. 10-11: Черное море, Берингово море, Балтийское море, Аравийское море. (Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия морей).
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
Физминутка: сидя на стуле, дети разминают мышцы ног, туловища и рук;
Физминутка для глаз.
Заливы.-Определите, о какой части океана идет речь. (Слайд 7)
Он у моря – как язык, Он берега лизать привык, И пляж в часы разлива Он вылизал на диво. (Залив)
- Правильно, в Мировом океане есть еще заливы.
- Найдите в учебнике на стр.85 определение залива (дети читают определение).
(Залив – часть океана, вдающаяся в сушу, но свободно сообщается с водами океана)
-Запишите в тетрадь определения залива.
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Залив»).
- Сейчас найдите на карте атласа с. 8-9 самые крупные заливы на земной поверхности (это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы)
- Скажите, частью какого океана они являются (Северного Ледовитого, Индийского, Атлантического).
-Найдите еще 2 залива. Частью какого океана они являются?
- Давайте нанесем на контурные карты - стр. 10-11: заливы (Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия заливов)
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
Проливы.-Определите, о какой части океана идет речь. (Слайд 8)
Он ведет из моря в море Не широк – всего верста И в нем, как в школьном коридоре, И шум, и звон, и теснота. (Пролив)
- Найдите в учебнике на стр.85 определение пролива(дети читают определение).
(Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая части Мирового океана)
-Запишите в тетрадь определения пролива.
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Пролив»).
- Такая часть Мирового океана как пролив играет очень важную роль для мореплавателей. Например, в далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив. Найдите его на карте океанов.
-Части Мирового океана соединяются между собой проливами, а части суши- разделяются.
- Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким.
- Найдите на карте атласа самый длинный пролив – Мозамбикский – 1760 км. , он разделяет Африку и о. Мадагаскар.
-Найдите еще 2 пролива (какие части суши они разделяют, какие части Мирового океана соединяют)
- Давайте нанесем на контурные карты - стр. 10-11: проливы (Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия проливов.)
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
- Ребята, а кроме водных объектов, что еще можно увидеть в водах Мирового океана? (сушу)
- Вы заметили, что кроме огромных водных пространств, на поверхности Земли есть ещё и суша, на которую приходится 149 млн.кв.км. Суша в Мировом океане тоже состоит из нескольких частей, с которыми мы познакомимся на следующем уроке (Слайд 9-11)
Закрепление
1. Задание 2
-А теперь давайте проверим, достигли вы намеченной цели урока, выполнили ли поставленную задачу?
- Совершите морское путешествие из Токио в Лондон.
Перечислите все географические объекты, которые встретятся на вашем маршруте (Слайд 14)
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
V. Оценивание знаний учащихся.
- Ребята сосчитайте общее количество баллов, полученных сегодня за урок. Переведите их в оценку:
Критерии оценок за урок: 85-95 баллов – «5»
65-84 баллов – «4»
45-64 баллов – «3»
менее 45 баллов – «2»
-Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке?
VI. Рефлексия.
Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.
- На ваших партах находятся кружки разного цвета, отражающие ваше настроение с урока: красный – хорошее, синий – нехорошее, желтый - удовлетворительное. Выберите кружки, отражающий ваше настроение. (Что понравилось, что узнали нового, что не понравилось, где возникли трудности)
VII. Домашнее задание:
Слайд 15
1.Изучить материал параграфа 32 и нанести на контурную карту географические объекты, указанные в тексте. (Всем учащимся)
2. Задание на выбор: а) Творческое задание «Подготовить кроссворд по теме урока». б) Подготовить проект «Разноцветные моря».

Приложение 1
Оценочный лист_________________________к уроку географии по теме
«Мировой океан и его части»

Вид деятельности
Устный ответ
Тест
Групповая работа
Работа в контурной карте
Работа на интерактивной доске
Работа по картам атласа
Номенклатура
(ПК)
Количество баллов за этап

Этап урока









Проверка домашнего задания








«Океаны»









«Моря»









«Заливы»









«Проливы»









Закрепление









Общая сумма баллов:
Оценка:



Приложение 2
План характеристики океана
Атлантический океан

1. Какое место занимает по площади?


2. С какими другими океанами связан?


3. Какие материки омывает?


4. Какова максимальная глубина?



План характеристики океана
Индийский океан

1. Какое место занимает по площади?


2. С какими другими океанами связан?


3. Какие материки омывает?


4. Какова максимальная глубина?



План характеристики океана
Северный Ледовитый океан

1. Какое место занимает по площади?


2. С какими другими океанами связан?


3. Какие материки омывает?


4. Какова максимальная глубина?


Технологическая карта урока.
№ п/п
Действия
Продолжительность
Номер слайда презентации

1
Орг. момент
1 мин.


2
Вступительное слово
1 мин.


3
Индивидуальная работа (задание «Мозаика»)

5 мин



4
Групповая работа
1-я гр. Работа со схемой «Состав гидросферы»
2-я гр. Выполняет тест по теме «Гидросфера»
8 мин


5
Описание океанов по плану
7 мин


6
Задание 1
5 мин


7
Физминутка
1 мин


8
Работа над новыми понятиями
6мин


9
Задание 2 на закрепление полученных знаний
6 мин


10
Этап рефлексии
3 мин


11
Заключительное слово, подведение итогов
2 мин



Итого
45 мин












Гидросфера

Ледники
1,8%

Мировой океан
96,5%

Подземные воды
1,7%

Реки, озера,
Болота
0,01%