Разработка урока географии 6 класса по теме Мировой океан с презентацией в формате Power Point 
Учитель географии Корсакова  Наталия Юрьевна  МБОУ «Лицей №6» г. Миасса Челябинской области 2013г.
Предмет: география, курс География Планета Земля 6 класс
Описание ресурса
Данный ресурс предназначен для использования на уроках географии в 6 классе при изучении темы «Гидросфера».
Тема урока «Мировой океан и его части».
Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях. 
Задачи урока:
Обучающая: формировать у учащихся представление о водной оболочке Земли, распределении на Земле её составных частей. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля. 
Развивающая: продолжить работу по формированию навыков у учащихся работать с учебником, печатным материалом. Развивать умения  логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации. 
Воспитательная: воспитывать чувство интереса к открытиям на уроке, самооценки, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности. 
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карта океанов, карты атласа, контурные карты, презентация по теме урока,  проектор, интерактивное наглядное пособие по географии «Карта океанов», жетоны – красные, синие и желтые.
Структура урока.
Организационный этап.
Актуализация знаний
Изучение нового материала.
Закрепление.
Оценивание знаний учащихся.
Рефлексия.
Домашнее задание.
                                                      Ход урока.
I. Организационный этап.
(Слайд 1. Иллюстрация  океана)
1.Приветствие, психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята. Я рада  приветствовать вас.
- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок  позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! 
2.Проверка подготовленности учащихся к уроку.
-Проверьте  все ли лежит у вас на столе: учебник,  тетрадь, атлас, контурная карта, оценочная карта на урок.
II. Актуализация знаний.
- Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по гидросфере. 
 - У каждого из вас на столе лежит оценочный лист в котором отражены этапы нашего урока за каждый из которых вы самостоятельно должны будете ставить себе оценку. По окончанию урока  мы подведем итоги. Итак, приступаем к работе. 
- Ребята,  что мы изучали на прошлом уроке? (Гидросферу). Прикрепляю понятие “Гидросфера” на доску.
1. Индивидуальная работа. Задание «Мозаика».(2 учащихся собирают картинку  и отвечают на поставленный вопрос: а) Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот? (гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу). б) Почему океан соленый, а  испарившаяся  вода поступает в облако уже пресная? (С поверхности океана испаряется только пресная вода, а растворенные в ней вещества остаются)
2. Групповая работа: 
1-ая группа работает со схемой «Состав гидросферы»
2 -ая группа  письменный фронтальный опрос (тест) по теме “Гидросфера”.( ученики получают  бланк с тестовыми заданиями)
     А)Работа со схемой «Состав гидросферы»
-Что такое гидросфера? Напишите части гидросферы и  укажите, какую часть гидросферы они составляют. (На доске написано слово гидросфера, учащиеся заполняют пустые  места)
Гидросфера
Океаны
Моря
Заливы
Проливы
 -Какой воды на Земле больше: соленой (97%) или пресной(3%)?
-Почему не высыхают реки и не исчезают моря?(на Земле происходит непрерывное  движение воды –Мировой круговорот воды)
Б)Тест “Гидросфера”. 
1. Водная оболочка Земли:
Атмосфера.
Литосфера.
Гидросфера.
Биосфера.
2. Пресными водами гидросферы являются:
Воды Мирового океана.
Внутренние воды суши.
3. Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:
Круговороту воды в природе.
Выветриванию.
Океаническим течениям.
Приливным явлениям.
Землетрясениям.
4. Вода на суше может находиться в следующем состоянии:
Только в жидком.
В жидком и твёрдом.
5. К водам суши относятся:
Реки, озёра.
Реки, озёра, моря, ледники.
Реки, озёра, болота, ледники.
6. Вода гидросферы может находиться:
Только в жидком состоянии.
В жидком, твёрдом состоянии.
В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.
7. Поставщиком пресной воды на суше является:
Ветер.
Мировой океан.
Осадки.
По завершении работы производится самоконтроль (ключ и критерии оценок проецируются на интер. доску
Ключ: 1.Гидросфера; 2.Внутренние воды суши; 3.Круговороту воды в природе; 4. В жидком и твёрдом; 5. Реки, озёра, болота, ледники; 6. В жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 7. Мировой океан 
Критерии оценок: 7 правильных ответов – «5»;
                               5 - 6 – «4»;
                               4   - «3»;
                               менее 4 – «2».
3. Проверка  выполнения  задания «Мозаика»
Дети выставили оценки в оценочный лист,  суммируют  баллы.
Изучение нового материала.
-Ребята посмотрите картины замечательного русского художника  И.К. Айвазовского. Попробуйте определить, что общего в этих картинах? 
-Ребята скажите, что общего изображено на картинах? (На всех картинах, которые мы посмотрели, изображено море.)
-Как вы думаете, что мы будем изучать  на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать моря.)
-Моря – это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока? («Мировой океан и его части») (Слайд №1)
- Вы правы. Сегодня цель нашего урока является формирование представления о Мировом океане, его составных частях. 
Запишите дату и тему урока в тетрадь.
Звучит шум моря. Учитель читает   эпиграф к уроку:
    «Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны».
                                 Жюль Верн       
- Сегодня мы приступим к изучению самой большой части гидросферы - Мирового океана. Откройте в атласе карту океанов стр. 26-27, найдите, где находится Мировой океан? (Его нет)
-Да, Мировой океан - это совокупность всех океанов. (Слайд 2-3) 
(Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось)
-Найдите в учебнике на стр.84 определение Мирового океана (дети читают определение).
- Какова площадь земного шара?	(510 млн.кв.км.)
- На Мировой океан приходится 362 млн.кв.км. (3/4 поверхности Земли) (Слайд 4)
-Запишите в тетрадь определение и  площадь Мирового океана.
Океаны и их границы.
- Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый - Южный океан).	
- Океаны – самые крупные части Мирового океана. 
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан»  слово «Океан»).
- Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек. (Учитель по карте показывает границы океанов.)
-Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира (Слайд 3). 	
- Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, текст составьте описание океанов по плану (план лежит на каждой парте).
       Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам (групповое выполнение задания). Оформляют ответы в виде таблицы.
План
Тихий океан
1. Какое место занимает по площади?
Первое
2. С какими другими океанами связан?
с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым
3. Какие материки омывает?
Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку
4. Какова максимальная глубина?
11022 м
Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием настенной карты. (Один ученик от группы  дает характеристику океана)
Пункт
плана
Атлантический океан
Индийский океан
Северный Ледовитый океан
1
второе
третье
четвертое
2
с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым
с Тихим и Атлантическим
с Тихим и Атлантическим
3
Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду
Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку
Северную Америку, Евразию
4
8742 м
7729 м
5527 м
-Молодцы, ребята!
- Итак, давайте нанесем названия океанов на контурные карты - стр. 10-11.(Один ученик работает на интер. доске: распределяет названия океанов по их местоположению). 
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
 Дети выставили оценки в оценочный лист,  суммируют  баллы.
Моря.-Определите, о какой части океана идет речь.  (Слайд 5)
Шириною широко,Глубиною глубоко,День и ночь о берег бьется,Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –И горька, и солона. (Море)
-Найдите в учебнике на стр.84 определение моря (дети читают определение). 
(Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями).
-Запишите в тетрадь определение моря.
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан»  слово «Море»).
- Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря.	
Задание 1
Пользуясь физической картой полушарий, определите, внутренними или окраинными являются моря: Красное, Карское, Охотское, Японское. Частями каких океанов являются эти моря? (Слайд 6)
Проверяем: 
Красное – внутреннее, Индийский океан
Карское – окраинное, Северный Ледовитый океан
Охотское  - окраинное, Тихий океан
Японское – окраинное , Тихий океан 
- Вашему вниманию приведены названия некоторых  морей, которые разделены на 2 группы. 
1 группа: Черное море                           2 группа:   Берингово море
                  Балтийское море                                      Аравийское море
- Найдите их  на карте атласа с.26-27. Попробуйте определить, в чем их отличие  (разное местоположение)
 - По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами)  и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.).
- Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся)
- Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово – его называют «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета).	
На интер. карте  красными флажками обозначены  самые крупные моря. Найдите их на карте атласа и скажите их названия. (Филиппинское, Аравийское, Коралловое). (Слайд 13)
-  Давайте нанесем на контурные карты - стр. 10-11: Черное море, Берингово море,  Балтийское море, Аравийское море. (Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия морей). 
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
 Дети выставили оценки в оценочный лист,  суммируют  баллы.
Физминутка: сидя на стуле, дети разминают мышцы ног, туловища и рук;   
Физминутка для глаз. 
Заливы.-Определите, о какой части океана идет речь. (Слайд 7)
Он у моря – как язык,Он берега лизать привык,И пляж в часы разливаОн вылизал на диво. (Залив)
- Правильно, в  Мировом океане есть еще заливы.
- Найдите в учебнике на стр.85 определение залива  (дети читают определение). 
(Залив – часть океана, вдающаяся в сушу, но свободно сообщается с водами океана)
-Запишите в тетрадь определения залива.
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан»  слово «Залив»).
- Сейчас найдите на карте атласа с. 8-9 самые крупные заливы на земной поверхности (это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы)
- Скажите, частью какого океана они являются (Северного Ледовитого, Индийского, Атлантического). 
-Найдите еще 2 залива. Частью  какого океана они являются?
-  Давайте нанесем на контурные карты - стр. 10-11: заливы (Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия заливов)
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
 Дети выставили оценки в оценочный лист,  суммируют  баллы.
Проливы.-Определите, о какой части океана идет речь.  (Слайд 8)
Он ведет из моря в мореНе широк – всего верстаИ в нем, как в школьном коридоре,И шум, и звон, и теснота. (Пролив)
- Найдите в учебнике на стр.85 определение пролива(дети читают определение). 
 (Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая части Мирового океана)
-Запишите в тетрадь определения пролива.
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан»  слово «Пролив»).
- Такая часть Мирового океана как пролив играет очень важную роль для мореплавателей. Например, в далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив. Найдите его на карте океанов.
-Части Мирового океана соединяются между собой проливами, а части суши- разделяются. 
- Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким.
- Найдите на карте атласа самый длинный пролив – Мозамбикский – 1760 км. , он разделяет Африку и о. Мадагаскар.
 -Найдите еще 2 пролива (какие части суши они разделяют, какие части Мирового океана соединяют) 
-  Давайте нанесем на контурные карты - стр. 10-11: проливы (Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия проливов.)
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
 Дети выставили оценки в оценочный лист,  суммируют  баллы.
- Ребята, а кроме водных объектов, что еще можно увидеть в водах Мирового океана? (сушу)   
 - Вы заметили, что кроме огромных водных пространств, на поверхности Земли есть ещё и суша, на которую приходится  149 млн.кв.км. Суша в Мировом океане тоже состоит из нескольких частей, с которыми мы познакомимся на следующем уроке (Слайд 9-11)
Закрепление
1. Задание 2
 -А теперь давайте проверим, достигли вы намеченной цели урока, выполнили ли поставленную задачу?
- Совершите  морское путешествие из Токио  в  Лондон.
Перечислите все географические объекты, которые встретятся на вашем маршруте (Слайд 14)
Дети выставили оценки в оценочный лист,  суммируют  баллы.
V. Оценивание знаний учащихся.
- Ребята сосчитайте  общее количество баллов, полученных сегодня за урок. Переведите их в оценку: 
Критерии оценок за урок: 85-95  баллов – «5»
	                                    65-84  баллов – «4»
                                              45-64  баллов – «3»
                                              менее 45  баллов – «2»
-Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке? 
VI. Рефлексия. 
    Скоро прозвенит   звонок,
Пора заканчивать урок.
- На ваших партах находятся кружки  разного цвета, отражающие ваше настроение с урока: красный – хорошее, синий – нехорошее, желтый - удовлетворительное. Выберите кружки, отражающий ваше настроение.  (Что понравилось, что узнали нового, что не понравилось, где возникли трудности)
VII.   Домашнее задание: 
Слайд 15
1.Изучить материал  параграфа  32  и  нанести на контурную карту географические объекты, указанные  в тексте. (Всем учащимся)
2. Задание на выбор:  а) Творческое задание «Подготовить кроссворд по теме урока». б) Подготовить проект  «Разноцветные моря». 
Приложение 1
Оценочный лист_________________________к уроку географии по теме 
«Мировой океан и его части»
Вид деятельности
Устный ответ
Тест 
Групповая работа
Работа в контурной карте
Работа на интерактивной доске
Работа по картам атласа
Номенклатура
 (ПК)
Количество баллов за этап
Этап урока
Проверка домашнего задания
«Океаны»
«Моря»
«Заливы»
«Проливы»
Закрепление
Общая сумма баллов:
Оценка:
Приложение 2
План характеристики океана
Атлантический  океан
1. Какое место занимает по площади?
2. С какими другими океанами связан?
3. Какие материки омывает?
4. Какова максимальная глубина?
План характеристики океана
Индийский  океан
1. Какое место занимает по площади?
2. С какими другими океанами связан?
3. Какие материки омывает?
4. Какова максимальная глубина?
План характеристики океана
Северный Ледовитый океан
1. Какое место занимает по площади?
2. С какими другими океанами связан?
3. Какие материки омывает?
4. Какова максимальная глубина?
Технологическая карта урока.
№ п/п
Действия 
 Продолжительность 
Номер слайда презентации
1
Орг. момент
1 мин.
2
Вступительное слово
1 мин.
3
Индивидуальная работа (задание «Мозаика»)
5 мин
4
Групповая работа
1-я гр. Работа со схемой «Состав гидросферы»
2-я гр. Выполняет тест по теме «Гидросфера»
8 мин
5
Описание океанов по плану
7 мин
6
Задание 1
5 мин
7
Физминутка
1 мин
8
Работа над новыми понятиями
6мин 
9
Задание 2 на закрепление полученных знаний
6 мин
10
Этап рефлексии 
3 мин
11
Заключительное слово, подведение итогов
2 мин
Итого 
45 мин
Гидросфера
      Ледники 
          1,8%
Мировой океан
     96,5%
Подземные  воды
          1,7%
     Реки, озера,          
       Болота
           0,01%