Творческий отчет на тему: «Занятие оригами, как средство развития и коррекции познавательных процессов, активизации творческого потенциала младших школьников с ОВЗ»

Творческий отчет на тему: «Занятие оригами,
как средство развития и коррекции познавательных процессов, активизации творческого потенциала младших школьников с ОВЗ»

«Великий квадратик не знает пределов»
Японская народная пословица.



Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.
























С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функций, а также особо развивающее и оздоравливающее действие на организм ребенка Развитая мелкая моторика пальцев руки является одним из показателей интеллектуальности ребенка.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.

В оригами мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие», мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непроизвольному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.

Оригами похоже на фокус – из обычного листа бумаги рождается чудесная фигурка! Для занятия нужна только бумага и мои знания. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть, дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки.

Новый для отечественной педагогики предмет «оригами» предполагает не только знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для детей занятия с целью развития у них целого комплекса навыков и способностей.

Начиная заниматься с детьми оригами, старалась узнать о наиболее характерных особенностях поведения и интересах детей, общий эмоциональный фон и уровень контактности. Эти сведения имеют большое значение и помогают найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Чтобы привить интерес детей к оригами я сначала делала и дарила игрушки детям, выполненные в технике оригами. Сколько было радости и восторга!
В рамках Клуба выходного дня у нас начала работать творческая мастерская «Оригами». Это занятие интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Дети зачастую не хотят уходить с занятий оригами даже когда этим занятиям «пора бы закончится», (сравнить можно разве с попыткой «отлучить» ребенка от веселой игры во дворе с друзьями). Оригами – это захватывающее увлечение, причем легко, радостно и надолго
Детям нравиться заниматься оригами еще и потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, приложил усилия, на первых порах не такое уж и большое – а из бумажного листа всегда получается что-то – хуже, лучше, не важно, зато свое.

Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо!
В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные и другие интересные вещи.
В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!
В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делает этот подъем захватывающим и интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.
Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, и ни с чем не сравнимое чувство удовлетворение от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней играют, ее бережно хранят.

Этот вид искусства – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства.

Характерные трудности в образовании детей с проблемами здоровья, с нарушениями процесса развития вызваны отсутствием формирования рефлексивных способностей детей на должном уровне. Отдельной задачей, стоящей перед педагогами в период начального школьного образовании является формирование таких систем деятельности, которые позволили бы ребенку восполнить недостаточное развитие процессов межполушарного обмена, тактильных анализаторов, способности к свершению мелких ручных действий.
Применение оригами в процессе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями позволяет отрегулировать рефлексивные способности детей, помочь им в формировании способности к самоконтролю.

Положительный опыт в работе со слепыми и плохо видящими описан Е. Л.Кабачинской (Санкт-Петербургский центр оригами). Она отмечает, что польза оригами состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности, микроориентировании, возможности одномоментного восприятия целостности образа предмета, стимуляции творческих способностей.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами уменьшают уровень тревожности, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают устанавливать контакт между взрослым и ребенком.
Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребенка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение.

Причин успеха занятий оригами в организации досуга детей много:
-- во-первых – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом.
С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли – из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому;
-- освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте;
-- Результат достигается быстро;
-- имеет место прогнозируемый позитивный результат: если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, а залог этому – сама природа этой технике конструирования, где царит точность, симметрия и гармония геометрических линий;
-- есть возможность «руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию;
-- устраняется барьер между взрослым и ребенком, возникает атмосфера доверия;
-- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении;
-- оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других направлений: сказкотерапию (сказки оригами), игротерапию (игры с подвижными фигурками), терапию средствами драмы и куклотерапии (разыгрывание сцен с куклами оригами, масками и тому подобное), терапию цветом (используется разноцветная бумага);
-- метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами (звезды, орнаменты) уравновешивают психическое состояние человека;
-- сама форма некоторых фигур (кусудам, многогранников) несет положительный и оздоровительный эффект.


Занятия оригами влияют на развитие мышления и интеллекта, они
-- повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;
-- повышают уровень интеллекта в целом;
-- активизируют творческое мышление;
-- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
-- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;
-- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;
-- улучшают память и глазомер.

Невозможно строить работу в детском коллективе, не применяя личностно-ориентированный подход к детям. У каждого ребенка свой темперамент и складывающийся на его основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность. Неуверенность в поведении непосредственно обуславливается особенностями нервной системы ребенка и другими врожденными качествами. Я строю свою работу так, чтобы она стимулировала развитие каждого не только в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными возможностями. Бережное отношение к личности ребенка – это, прежде всего признание его непохожести, особенности проявления характера, воли, мышления. Чтобы правильно подобрать подход к каждому ребенку я обращаюсь к рекомендациям педогога-психолога.

Продумывая свои занятия, использую технологию дифференцированного обучения, так как все дети усваивают технику оригами в своем темпе. С некоторыми детьми работаю индивидуально. Я не добиваюсь одновременного окончания работы всеми детьми. Дети, которые первыми справились с заданием, идут играть с игрушкой, сделанной своими руками.

На первых занятиях познакомила детей с историей оригами, правилами юных оригамистов:
1.Работай молча.
2. Хочешь спросить – подними руку.
3. Всегда держи фигурку так, как она нарисована, или так, как ее держит учитель.
4. Складывай на столе или на парте.
5. Сделал правильно сам – помоги соседу.
6. После работы убери за собой весь мусор.

Познакомила детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания, с простыми базовыми формами.
Складыванию каждой фигурки посвящаю отдельное занятие, начинаю которое с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления панно – сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предменами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивали законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.
Дети создают интересные, жизнерадостные работы, подбирают добрые сюжеты для своих персонажей, используют яркие краски. В них нет места жестокости, агрессии, отрицательного отношения к миру. Дети очень любят коллективные работы, когда фантазии всех участников сливаются воедино, и создается своя сказка, свой добрый, фантастический мир.
Дети изготавливали панно на темы: «Новый год в лесу», «По мотивам р. н. сказки «Колобок», «На болоте», «Кукол хоровод», «Корабли пустыни», «Кораблики в море», «Аквариум», «Сова совятами» и др.


При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек был разделен на ряд последующих операций:
--знакомство с образом готовой игрушки;
--анализ схемы;
--одновременное складывание игрушки;
--оказание индивидуальной помощи;
--самостоятельное складывание.

Начинаю занятие с приветствия:
разведите руки в стороны и поздоровайтесь с ними:
-Здравствуй левая рука!
Здравствуй правая рука!
Поработаем вместе!

Для подготовки руки к работе использую выполнение детьми пальчиковой гимнастики.

Метод наглядности занимает особое место в обучении детей с проблемами зрения.
Ведущее значение приобретают словесные методы обучения, метод объяснения.
Изготавливая поделки в совместной деятельности, занимаю место за столом так, чтобы всем детям были видны мои действия с бумагой. При объяснении называю свои действия, соотношу с моделью, схемой и добиваюсь этого от детей.
Правильное сочетание словесных объяснений с демонстрацией создают возможность для накопления конкретных представлений о предметах и действиях.

Как часто, показывая ребенку, приемы оригами, приходится сталкиваться со страхом ребенка, что у него ничего не получится и эта неуверенность усугубляется при обучении сложным моделям в оригами.
Если ребенок робок, застенчив, то преодолеть страх очень сложно. Даже сильное любопытство не становится стимулом для попытки сложить фигурку. В таких случаях прекрасно помогает сказка, рассказанная в процессе складывания. Переключение внимания на сюжет помогает снизить возникшее напряжение. Фигурка становится своеобразной иллюстрацией рассказа. При этом очень важно, что ребенок проговаривает текст, одновременно складывая лист бумаги. Так усиливается воздействие занятий оригами.
Предлагаю каждому из участников группы стать героем истории. А самому стеснительному отдаю главную роль. Такая игра позволяет каждому участнику стать героем сказки, продемонстрировать собственные возможности, победить страх, застенчивость.

На первых занятиях не все дети умели правильно формировать линию сгиба – пришлепывали, а не приглаживали складку, даже точно соединить два противоположных уголка квадрата было непросто. Поэтому начала занятия с самых простых действий: отрабатывала точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки.
Упражнения складывания сочетала со словами комментариями и наводящими вопросами:
--где угол квадрата?
--где нижняя сторона (верхняя, левая, правая)?
--где диагональ? И т. д.
Практические действия, дополненные объяснениями, способствуют более эффективному усвоению приемов складывания.

Использовала игровые приемы.
При приглаживании сгибов пальчики превращались в утюжки, которые сильно прижимают бумагу или в паровозики, которые быстро мчатся по рельсам - сгибам.
Для того чтобы получить базовую форму «блинчик» предложила детям представить, что плоскость квадрата - блин, в середину которого положили начинку, и поэтому края нужно аккуратно завернуть, чтобы не осталось щелей и начинка не вытекла. Для этого следует опустить к центру квадрата все углы, отчего вершины углов должны встретиться в центре квадрата – «поздороваться», а не заходить один на другой – «не наступать друг другу на ноги», иначе уголки «поссорятся», и фигурка не получится.
Многократно показывала каждый прием в разных ситуациях, объясняя его словами.
После того как дети освоили самые простые приемы складывания квадрата, познакомила их с простейшими чертежами, учила читать и работать по чертежам. Постепенно происходил переход от простого к сложному, усложнялись виды сгибания.

Научившись конструировать игрушки, дети могут легко показать, как все складывать. А вот описать словами, как они это делают, им бывает подчас трудно. Поэтому считаю очень важно научить их приговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию.

При обучении оригами считаю нужным дать воспитанникам больше самостоятельности. Не навязываю им свои приемы украшения поделки. Иногда ребята могут сделать это лучше и оригинальнее.

Занятия оригами провожу, используя межпредметную связь с занятиями по окружающему миру (знакомство с животными и растительным миром), математики (изучение геометрических фигур – составные части конструкций), изобразительного искусства (подбор цвета, умение располагать фигуры в пространстве: ближе, дальше), русского языка, чтения (составление небольших рассказов по сделанным иллюстрациям, к поделкам).

Дети владели различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Они научились бережно и экономно использовать материал (бумагу).
Сделанная своими руками поделка помогает бережно относиться к вещам (дети понимают, что эту вещь тоже кто-то сделал).
Такой подход к работе с бумагой позволяет формировать не только исполнительскую, практическую и познавательную самостоятельность, процесс труда становится осмысленным, приносит детям радость.

При изготовлении поделок дети испытывали трудности, что огорчало их, приводило к раздражению. Учила детей распределять силы и использовать сл. правила:


Правила преодоления трудностей при выполнении поделок.

1. Не огорчайся при неудачи.
2. Если устал – оставь работу.
а) Понаблюдай за работой других детей.
б) Полежи на ковре.
в) Поиграй.
3 Обязательно вернись к своей работе.
а) Выбери форму проще.
б) Рассмотри и проанализируй схемы и условные обозначения.
в) Обратись за помощью.

Учила детей бережно относиться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу.

Т.о. при обучении детей искусству оригами использую сл. комплекс методов и приемов:
Сочетание различных форм занятий (дети могут конструировать, «осваивать» поделку в игре и др.)
Содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации.
Совместный характер деятельности, полнота «проживания – переживания».
Используется активизирующая детей форма соревнования.
Занятия, организованные в диалоговой форме и др.
Включены формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, конкурсы, участие в выставках).
Применение опорных чертежей, «базовых форм».
Применение стихотворных, сказочных и других форм для целостного сценария действия.
Стимулирование творчества с помощью тематических занятий.

Определенные действия, «провоцирующие к творческой деятельности».

«Забываю», как складывается бумажная игрушка.
«Ошибаюсь» при составлении силуэта из набора геометрических фигур.
«Сомневаюсь», размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуюсь с детьми.

Придерживаюсь таких правил
поддерживающих творческое начало:


1. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия.
2. Не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему.
3. Уважаю точку зрения, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавляю ее собственным мнением, т. к. мое мнение будет порождать страх сделать что-то «на так», сказать «не так» (боязнь ошибиться).
4. Творю и играю вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняемся ролями.
5. Не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка.
6. Вношу разнообразие в занятия, используя методические разработки, рекомендации. Информационные материалы.

Изучив и овладев некоторыми приемами техники оригами, я делюсь своим опытом с коллегами. Провела консультацию на тему «Занятия оригами как средство развития и коррекции познавательных процессов младших школьников с отклонениями в развитии», цель, которой являлась: расширить представления воспитателей о значении техники оригами в развитии детей. Мастер-класс – «Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания», цель – показать практически использование условных знаков и основных приемов складывания.

Общаясь бумагой, перегнув лист пополам, дети делают первые шаги в великий мир японского искусства – оригами.

Учатся творить, чтобы понимать творчество, красоту. Оригами дает возможность приобщаться к творческому процессу рождения красоты: в науке и искусстве – истины, а в поведении – добра.

Главное – научить детей словотворчеству, развивать их фантазию и воображение.
Научить их радоваться и дарить радость другим!

Использование искусства оригами помогает мне как педагогу в воспитании всесторонне развитой личности ребенка.




















Учит концентрировать внимание, улучшает способность следовать устным инструкциям.

Развивает способность работать руками, учит точным движениям пальцев под контролем сознания.

Оригами.

Развивает пространственное воображение, учит читать чертежи.

Знакомит с основными геометрическими понятиями. Обогащает словарь специальными терминами.

Развивает художественный вкус и творческие способности, активизирует воображение, фантазию.

Стимулирует создание игровых ситуаций, развивает коммуникативные способности.

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда.

Стимулирует развитие памяти, развивает глазомер.