«Использование современных образовательных технологий в процессе обучения как средство развития познавательной активности школьников»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №2 город Асино Томская областьcenterbottom10500090000centercenter0105000centercenter0105000centertop10500090000
Тема: «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения как средство развития познавательной активности школьников»

Полещук Татьяна Валентиновна
учитель начальных классов
2014год
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты и добиться идеальной дисциплины, но, не пробуждая у них интерес к обучению, не создавая внутренней мотивации, мы получаем лишь видимость учебной деятельности.
По мнению С. Соловейчик, есть три силы, заставляющие детей учиться, - послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель привлекает, а увлечённость двигает вперёд. Если дети равнодушны к предмету, обучение становится тяжёлым бременем. Поэтому в учебном процессе я ставлю перед собой такие задачи: обеспечение обучающихся глубокими и прочными знаниями, умениями применять их в практической деятельности; создание условий для развития творческих познавательных способностей.
Формирование творческой личности, одна из главных задач концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний. Поэтому, уже начиная с первого класса, я начинаю формировать такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл.
Преподавание в школе не может сводиться только к тому, чтобы вооружить учащихся определённым запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня мышления, с тем, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных областях, находить решения в новых ситуациях. Поэтому важно обучать школьников основным приёмам умственной деятельности, сформировать у них умение анализировать и сопоставлять факты, делать обобщения. Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний – велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Что же такое познавательный интерес?
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у некоторых первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников:
1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность обучающихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение.
2. Второе условие - учебный процесс вести на оптимальном уровне развития учащихся. Каждый ученик работает в своём оптимальном темпе, справляясь с заданиями, исходя из своих возможностей и потребностей.
В процессе обучения приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. В постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания.
3. Третье важное условие - эмоциональная атмосфера обучения.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых
Д. И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом – благоприятное общение в учебном процессе.
4. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, влияние которых очень велико.
Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

Пути развития познавательного интереса младших школьников.
Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении.
Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов:
а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью;
б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Учителем глубоко продумывается отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, так как это является важнейшим звеном формирования и развития интереса к учению.
Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Однако всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, надо развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью. Например, через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладывается путь к познанию, к желанию достичь результата самому.
Для этого использую карточки с дифференцированными заданиями. Чаще всего ребятам предлагаются три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый трудный, второй – менее сложный и третий – самый легкий. Работать одновременно с классом и с отдельным учеником позволяет дифференцированный подход в обучении.

Технология проблемного обучения
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,и я научусь".
(Конфуций)
Эта технология привлекает многих учителей новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами и выразили по-своему.
Наиболее эффективной формой развития познавательных процессов являются творческие работы учащихся. Включение учащегося в творческую деятельность происходит не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.
Именно в младшем школьном возрасте ученик овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности. Живому уму ребёнка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Основная задача учителя – лишь помочь ему.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:• правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память,
• помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;• игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;• игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Игра для младших школьников – это частица их жизни. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьёзный труд занимательным и интересным для обучающихся.
Многие школы оснащены компьютерной техникой и современный урок уже трудно представить без использования компьютерных технологий. Внедрение ИКТ, применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, что приводит к развитию у ребят устойчивого познавательного интереса к учению, способствует активизации их мыслительной деятельности и развитию креативных способностей.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Вывод. На основе исследований можно сказать, что грамотное использование возможностей современных образовательных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности и повышению качественной успеваемости школьников.

«Если ты – личность, то видишь личность в своих учениках; если ты талантливый, то видишь таланты в других; если стремления твои высоки и ты способен творить – такими будешь воспитывать и своих учеников и радоваться всем их достижениям, как своим». Анна Булановская.
Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь.

Литература
1. Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994
2. Головач М. В., Мозговая Н.С., Филатова И.Г., Как научить ребенка учиться (серия: Школа и родители)– 2007.- 98с.3. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа, № 7, 1990; № 7, 1991; № 7, 8, 1992; № 7, 1993
3. Гаврилычева Г.Ф. «Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе» // Начальная школа №12 1986г. М. Просвещение с.18-27.
4. Мохначёва И. «Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников» // Начальная школа, №12 , М. Просвещение1999 г.
5. Мухина С.Е. «Развитие познавательных способностей учащихся», №2, 2007
6. Осипова М.П. Активизация познавательной деятельности младших школьников,2008
7. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» М., Просвещение, 1988г.