Технология дифференцированного и разноуровнего обучения на уроках математики
Технология дифференцированного и разноуровнего обучения на уроках математикиХорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности, а процедура воспитания успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Поэтому в своей работе я использую технологии, в которых обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная и совместная деятельность учащихся по освоению новых знаний.
Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности. Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, а поскольку основной целью базового школьного образования является интеллектуальное и нравственное развитие личности – то это очень важно для гуманистического направления в педагогике.
Процесс образования должен быть дифференцированным с учетом:
природных задатков;
способностей;
условий социализации в современной школе.
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся.
Решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учёбе, познавательных способностей.
В практике, чаще всего дифференцируют по степени трудности самостоятельные работы и домашние задания, с учётом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету.
Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Но, дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока.
Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни учащиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие же достигают высшего уровня усвоения лишь после длительной дополнительной работы. Имеются и такие, которые к моменту перехода к новому материалу не успевают овладеть тем, что изучалось ранее.
Учащиеся, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени.
Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведёт к снижению успеваемости.
Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.
Зададим себе вопросы: Что снижает интерес к предмету? Как исправить это положение? Для учащихся слабо осваивающих этот предмет к снижению интереса ведет:
повышенная требовательность учителя;
непосильные задания;
отсутствие знаний;
серьёзные отставания по предмету;
Как решать данную проблему?
выяснить причину отставания;
определить действительный уровень его знаний;
“Возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы. Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Считаю, что интересный урок - это урок сомнений, озарений и открытий. Его условия: 1) теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям.2) принцип доступности : ученик должен действовать на пределе своих возможностей (сложность тут в том - угадать эти возможности; правильно определить их степень трудности).
3) установка не на запоминание, а на смысл, мышление должно главенствовать над памятью. Основные черты урока в классе с углублённым изучением математики: 1) создаётся и поддерживается высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; 2) экономный и целесообразный расход времени урока. Мною выбрана следующая технологическая схема урока: 1) контроль опорных знаний, умений, навыков (8 мин.); 2) постановка целей, усвоение новых знаний (20 мин.); 3) закрепление полученных знаний (10 мин.); 4) домашнее задание (3 мин.); В начале урока требуется овладеть вниманием учащихся. Например, на доске записываются примеры с наиболее часто традиционно встречающимися ошибками. Требуется их исправить. На уроках геометрии на доске обычно выполнены чертежи домашних задач. По готовым чертежам обсуждается план их решения. Выбирается наиболее рациональное. Подача нового материала проходит часто в виде уроков-лекций. Это помогает раскрыть новую тему блоками и экономит время для дальнейшей творческой работы. Если новый материал не слишком сложный стараюсь перед изучением нового создать проблемную ситуацию, подвести учащихся к противоречию и предложить им самостоятельно разрешить эти противоречия. При этом ребята излагают различные точки зрения, делают выводы.
При изложении нового материала пользуюсь опытом Хазанкина. Разбираем "ключевые задачи" по теме, способы их решения. Учимся распознавать такие задачи. После разбора "ключевых задач" пытаюсь организовать работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем и в составлении. Ребятам рекомендуется иметь схемы их решения: ими можно пользоваться и на уроках и на контрольных работах. Наиболее способные ребята, хорошо усвоившие решение таких задач переходят к решению нестандартных задач. Выделение "ключевых задач" позволяет уделить время на решение более интересных задач и на проведение уроков решения "одной задачи" различными методами. Ребята с удовольствием работают на таких уроках. Уроки решения нестандартных задач лучше проходят методом "мозгового штурма" по готовому чертежу на доске. Уроки решения задач в классах с углублённым изучением математики в основном провожу в виде самостоятельной работы, требующей творческого подъёма. Здесь есть возможность реализовать уровневую дифференциацию и творческие способности всех учащихся. Иногда на уроках используются элементы игровой технологии. В подростковом возрасте наблюдается потребность в создании своего мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии. Пытаюсь использовать это при проведении дидактических игр на некоторых уроках, особенно в 8-9 классе. Например, игра "Математический лабиринт" при проведении устной работы, требующей знания и применения тригонометрических формул, или "Математические тяжеловесы" при решении квадратных уравнений различного вида. Эти приёмы помогают усвоению учащимися элементов учебной деятельности, воспитывают у них более заинтересованное и сознательное отношение к процессу обучения. Считаю целесообразным углублённое изучение математики особенно на уровне 8-9 класса, когда закладываются основы алгебры и планиметрии. Здесь есть больше возможности раскрыть красоту науки и развить к ней интерес. Есть, конечно, и проблемы. Не всегда ученики осознанно выбирают такой класс (часто родители выбирают ), поэтому в программу приходится вносить корректировки. Работа в классах с углублённым изучением математики требует от учителя больших затрат, сил и времени, постоянного обновления и расширения багажа знаний, знакомства с новинками методической и математической литературой.