АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО НА ТЕМУ: «Использование информационных технологий как одного из средств повышения учебно-познавательного интереса к изучению английского языка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(МКОУ Добринская СОШ)
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
БОНДАРЕНКО АНТОНИНЫ МИХАЙЛОВНЫ НА ТЕМУ: «Использование информационных технологий как одного из средств повышения учебно-познавательного интереса к изучению английского языка».
2015
Использование информационных технологий как одного из средств повышения учебно-познавательного интереса к изучению английского языка.
Я, как и каждый учитель хочу, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках английского языка. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и мне, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Это как раз те случаи, когда у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения. На сегодняшний день уровни развития познавательных интересов старшеклассников не достигают своей высшей ступени, т.е. большинство школьников имеют средний, а нередко и низкий уровень развития интереса.
В связи с этим возникает необходимость наличия у школьника интереса к учебным предметам для целенаправленного и эффективного усвоения новой информации. Я всегда стараюсь урок спланировать так, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и использую это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Большая роль я отвожу информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время они стали неотъемлемой частью современного образования, а школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
Я уверена, что успех в работе по развитию познавательного интереса в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
В своей деятельности я должна учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия развития познавательного интереса.
Очень важным я считаю умение выделять доминирующие мотивы. Осознав их, я смогу оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся. Моё искусство как учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.
Важным педагогическим условием развития познавательного интереса является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, я стремлюсь к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью.
Для решения задачи развития познавательного интереса учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом моя задача - усилить интерес к учебной теме, а на этой основе познавательный интерес. Через посредство широкого применения самостоятельных работ я стремлюсь к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно суметь определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации.
В комплексе педагогических условий и средств развития познавательного интереса учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Отбор содержания учебного материала я произвожу с учетом интересов учащихся, при этом учитываю его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.
Для решения задачи развития познавательного интереса учащихся я стараюсь применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.
Каким же я вижу формирование познавательного интереса школьников при обучении в компьютерной среде? Это процесс, состоящий из нескольких этапов, выделить которые можно в зависимости от уровня владения учащегося компьютером.
Первый этап – учащийся первый раз работает за компьютером. Компьютер представляет для него интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у ребят присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьнику основные, самые первые навыки по работе на компьютере
Второй этап – учащийся уже обладают основными навыками работы за компьютером, поэтому ему становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе ему необходимо дать понять, что у компьютера есть еще много возможностей.
Третий этап – учащийся достаточно уверенно работает за компьютером, хорошо знают основы. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, дать ученику интересные задания, ставить перед ним проблемы.
Четвертый этап – знакомство с дополнительными возможностями компьютера, когда благодаря новым знаниям, умениям, навыкам ученик сможет создавать очень сложные, интересные работы, проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Именно тогда у него появляется возможность участвовать в различных конкурсах.
Знакомство с некоторыми компьютерными обучающими программами побудило меня изменить своё отношение к преподаванию иностранного языка в школе.
В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности и активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет. В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития познавательного интереса на уроках английского языка.
При этом нельзя забывать, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Поэтому при разработке занятий на основе ИКТ необходимо определить для изучения каких тем целесообразно использовать ИКТ; какие дидактические задачи эффективно решаются с использованием ИКТ; какие программные средства необходимо использовать для создания и выполнения компьютерных заданий; какие предварительные умения и навыки работы на компьютере должны быть сформированы у учеников; структуры и этапы занятия с привлечением ИКТ.
Отсюда следует, что одним из условий успешной интеграции компьютерного обучения в учебный процесс является тщательно продуманная система заданий. Независимо от того, какого типа программа используется в обучении: прикладная, инструментальная, обучающая, - учителю необходимо предусмотреть три блока упражнений. Это должны быть задания: предваряющие работу с программой, организующие работу с программой и выполняющиеся после завершения работы с программой.
Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем является наиболее распространенным в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. До определённого момента наиболее популярными программами в использовании являлись “Профессор Хиггинс”, “Английский. Путь к совершенству”, “Bridge to English”.
В 2008 году компания Образовательные компьютерные технологии выпустила диски, являющиеся мультимедиа приложениями к учебнику «Enjoy English» для 2-го класса (новая редакция). В настоящее время уже есть в продаже диски к учебнику «Enjoy English» -3 и 4.
Я работаю по учебникам Биболетовой М.З. “Enjoy English”. На своих уроках я применяю программы «Изучай алфавит c удовольствием»/ «Enjoy the ABC» и « Слушай и играй с удовольствием» / « Enjoy Listening and playing» для 2 и «Слушай и играй с удовольствием» / « Enjoy Listening and playing» 3 классов. Они рассчитаны на коллективную и индивидуальную работу учителя в классе с применением мультимедиа проектора, а также для самостоятельной работы учащихся дома.
Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, главными действующими лицами являются те же персонажи, что и в учебнике, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием в УМК. И это большой плюс. Мне, как учителю, не надо отбирать и адаптировать материал при подготовке урока. Использование мультимедиа приложений формирует коммуникативные умения в аудировании, говорении и чтении на английском языке, повышение мотивации, развитие речевых способностей, памяти, мышления, воображения. Следующий плюс при работе с дисками – обратная связь, контролирующая выполнение задания учеником. Правильное выполнение заданий оценивается анимацией. Но не следует забывать, что по санитарным нормам и правилам дети 2 -5 классов могут работать не более 15 минут за компьютером. Мультимедиа приложения можно использовать и для самостоятельной работы учеником дома. А если родители хотят проконтролировать этот процесс, то подробные объяснения механизма выполнения каждого упражнения сформулированы на русском языке, стоит только нажать на кнопку « Help». Детям очень нравится работать по этим обучающим программам. Данная программа может быть применена и для индивидуальной, и для коллективной работы.
Программа разработана с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников.
Компьютерная программа не “пропускает” учащегося к выполнению следующего упражнения, пока предыдущее не будет полностью и правильно выполнено.
Нередко учителя-предметники жалуются на то, что достаточно сложно, а иногда и совсем невозможно подобрать необходимую наглядность к уроку. ИКТ позволяют учителю показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной для учащихся стороны, вызвать интерес к данному вопросу. Использование различных ресурсов, сочетание разнообразных элементов позволяют учащемуся получить более полные и глубокие знания, сформировать собственные зрительные или слуховые образы, которые будут способствовать лучшему усвоению материала. Таким образом, ИКТ сегодня становятся незаменимыми помощниками в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам.
Конечно, детям очень нравятся уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приёмы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, группах) особенно нравиться учащимся, часто вспоминают пословицу: “Одна голова хорошо, а две – лучше”. В результате применения ИКТ на уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателем).
Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессионально-педагогической деятельности.
Выбор темы моего опыта не случаен, компьютерные технологии и урок иностранного языка актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Использование ИКТ потребовало от меня как учителя переосмысления форм и методов работы. Понятно, что новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами. Изучение иностранного языка с использованием информационных технологий дает ученикам возможность принимать участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Я бы хотела остановиться на наиболее часто используемых мною информационных технологиях на уроках по английскому языку:
использование мультимедийного проектора
Благодаря проектору, на занятии можно работать с презентациями по ключевым лексическим и грамматическим темам, а также смотреть видеофильмы, ведь с их помощью можно узнать как можно больше о стране и культуре изучаемого языка.
использование интерактивной доски на уроках иностранного языка также повышает эффективность процесса обучения и способствует формированию интерактивного пространства у учащихся. Интерактивная доска выполняет функции активного экрана, на ней можно демонстрировать презентации, текстовые документы, рисунки, фильмы и т.д.
применение компьютеров на уроках иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Для меня компьютер является незаменимым помощником для подготовки к занятиям, а также для проведения тестирований, для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернет, а также для проектной деятельности учащихся.
Используя данные информационные технологии в учебном процессе, я убедилась, что у учащихся формируется мышление на иностранном языке, повышается мотивация к изучению английского языка и повышается успеваемость по данному предмету.
Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе, показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех Анкетирование, проведенное в этих классах, показывает следующее: (Приложение 1)
80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера на много интереснее;
51%считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;
62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке ММП;
66% нравится работать с тестами на компьютере;
74 % утверждают, что программа компьютерного тестирования дает возможность избежать субъективности оценки.
Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
улучшают качество усвоения материала;
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
дают возможность избежать субъективности оценки,
Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат. В заключение хотела бы остановиться на трудностях в своей педагогической деятельности. Одна из наиболее существенных связана с проблемой несовершенства и быстрой сменяемости учебно-методического обеспечения. Содержание новых учебников перегружено, не застраховано от ошибок и зачастую не адаптировано для возраста школьников, не все УМК обеспечены аудио- и видеокурсами, не все действующие УМК отвечают современным требованиям. В данный момент планирую свою дальнейшую деятельность с учетом существующих проблем и поиска путей их решения, которыми пока являются:
- Изучение индивидуальных возможностей учащихся через диагностику, через создание игровых и нестандартных ситуаций на уроках.
- Использование различных методов обучения.
- Использование новых технологий обучения.
- Осознанность перспективы обучения каждым учеником.
Литература
Модернизация образования в России: Хрестоматия. Часть 3. / Под ред. В.А.Козырева. СПб.: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2002.
Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. – Бийск, 2002.
Тараканова С.А. Развитие познавательного интереса и творческой активности у учащихся на уроках информатики. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Владимирова Л.П. Компьютерные технологии в профессиональной деятельности учителей иностранного языка. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Иностранные языки в дистанционном обучении». Пермь, 17-20 октября 2005 г.
Приложение 1
Что тебе больше всего нравится делать на уроке английского языка?
Читать тексты – 70%
Составлять диалоги – 55%
Работать над проектами – 80%
Общаться с одноклассниками – 90%
Слушать – 45%
Выполнять интересные задания – 100%
Играть – 90%
Узнавать новое об Англии – 100%
Петь песни 45%
Инсценировать сценки – 55%
Делать поделки – 60%
Смотреть интересные видеосюжеты – 60%
Отсутствие страха перед другим языком
Данные наблюдений и анкетирование учащихся 7-11 классов показали, что учащиеся охотно бы:
Переписывались с зарубежными сверстниками – 90%
Использовали активно иностранный язык в зарубежных поездках – 100%
Хотели, чтобы иностранный язык стал профессией – 25%
Хотели бы чаще читать газеты, журналы, слушать радиопередачи, смотреть фильмы в оригинале – 85%
Максимальный эмоциональный позитив
Данные анкетирования учащихся 2-11 классов показали, что учащиеся:
С удовольствием идут на урок иностранного языка – 85%
Не бояться сделать ошибки во время устного ответа – 90%
С удовольствием выполняют задания в группе и парах – 100%
Не испытывают усталости после урока иностранного языка – 90%
Оценивают эмоциональный настрой на уроке как положительный – 100%
Охотно принимают участие в различных формах внеурочной деятельности по предмету «Иностранный язык» – 90%
Анкетирование, проведенное во 2-9классах, показывает следующее:
80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера на много интереснее;
51%считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;
62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийных презентаций;
66% нравится работать с тестами на компьютере;
13PAGE \* MERGEFORMAT141015
·