Статья Использование современных информационных технологий в образовательном процессе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
М.А.ПазлиеваИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места ПК и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности обучающихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой обучающимся учебной информации и успешность их обучения.
На данном этапе внедрения ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях недостаточно системно построена работа, направленная на достижение планируемых результатов начального общего образования обучающимися с задержкой психического развития, в отношении же детей с умственной отсталостью законодательно закрепленного стандарта не представлено. Возникает противоречие между социальными и образовательными требованиями по формированию личности, способной к саморазвитию, самореализации, понимающей необходимость образования на протяжении всей жизни, ориентирующейся в динамично меняющемся мире, умеющей выбирать жизненную стратегию и нести ответственность за свой выбор, и образовательными возможностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому организация социально-педагогического воздействия и взаимодействия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья становится актуальнойТехнология- это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
При обучении и воспитании умственно отсталых детей посредством ИКТ формируются представления об окружающем мире, что способствует успешной социализации детей – это и побудило автора заняться данной проблемой. Если дети в «норме» достаточно быстро понимают и осваивают ИКТ, то, при обучении и использовании ИКТ для детей с ОВЗ наоборот, возникает много проблем. Одна из которых заключается в том, что многие из них с трудом осваивают элементарную компьютерную грамотность.
В основу использования информационно-коммуникационныех технологий (ИКТ) в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.).
При обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
В процессе работы данную технологию использовала при реализации таких направлений как: воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Были подготовлены презентации на тему:
2011-2012 уч.год – «Моя семья», «Живой мир», «Летние виды отдыха», «Как я провела лето», «Здоровое питание»;
2012-2013 уч.год - «В зоопарке», «Зима», «Моя семья», «Наши друзья», «Транспорт», при подготовке этих презентаций совместно с родителями подбирали стихи, загадки, рисовали на заданную тему. При беседах, направленных на воспитание ценностного отношения к природе, здоровью, также использовались презентации: «Продукты питания», «Одежда», « Времена года», «Береги природу», но это темы, которые близки и понятны детям, так как они каждый день в той или иной степени сталкиваются с тем или иным явлением окружающего мира. Но есть и такие темы, которые абсолютно не связаны с повседневной жизнью детей ( «Космос и планеты»), для усиления визуального образа были использованы мультимедийные презентации.
Анализ эффективности применяемой технологии подтверждается следующими результатами обучающхсяся: проявление умений взаимодействовать со взрослыми, активное участие в отборе стихов, и загадок, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Одним из эффективных средств обучения и воспитания умственно отсталых детей является игра. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
В своей работе использую компьютерные развивающие игры, (« Буква потерялась», «Решаем задачи», «Найди соседей», тренажеры по математике, сказки для устной речи, «Сказка на ладошке, «Мышонок и домики», использование физминуток, развивающих упражнений и др.), которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Считаю, что по сравнению с традиционными средствами обучения, компьютер обладает рядом преимуществ:
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у обучающейся огромный интерес к деятельности с ним;
Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный обучающейся, которая не очень хорошо умеет читать, а писать письменно не может по причине физического развития. Поэтому, в данном случае, тоже выход – печатание букв, слогов, слов, предложений и текстов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
Это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности;
Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки.
Предлагая игры «Лото растений», обогащаю знания детей об окружающем мире. Игры из серии «Найди лишнее»», учат детей классифицировать предметы по одному или нескольким признакам (цвет, форма, содержание), развивают способность формировать и группировать различные предметы, выделять свойства общие для них.
Игры серии «Конструирование» развивают абстрактное мышление, художественные, творческие способности, фантазию. Способствуют сенсорному развитию, знакомят детей с формой, величиной, цветом, свойством симметрии.
Для уроков использование ИКТ тоже достаточно эффективны: тренажеры по математике и русскому, тестовые задания дают право выбора без стрессовой ситуации. Упражнения и игры развивающего характера способствуют при организации коррекционной работы. Для уроков был осуществлен подбор практических упражнений, заданий, тренажеров, игр, физминуток, музыкальной релаксации. Для предмета – устная речь, в программу которого входит раздел аудирование: подбор и прослушивание сказок, рассказов и стихотворений известных авторов. Для уроков изобразительного искусства использование презентаций по цвету, по труду алгоритмы выполнения поделок и аппликаций из разного материала.