Технологическая карта урока по теме : «Музыкальная живопись и живописная музыка» (5класс)
Технологическая карта урока по теме : «Музыкальная живопись и живописная музыка» (5класс)
Тип урока: Комплексное применение знаний
Планируемые результаты:
:I. Предметные.
1. Развивать образное и и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение на основе восприятия и анализа художественного образа.
2. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведением
3.Сопоставлять произведения музыки и живописи.
. II. Метапредметные.
1.Познавательные:
-формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, и делать выводы
- развитие умения извлекать необходимую информацию из текста
- развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы
-развитие умения систематизировать знания
2. Регулятивные :
-принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3. Коммуникативные:
-формировать умение работать в группе, в паре
-учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы
- умение слушать учителя и отвечать на вопросы;
- высказывать свое мнение, обсуждать вопросы со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, овладение навыками выступлений перед аудиторией умение выражать свои мысли.
III. Личностные :Формировать положительную мотивацию к обучению
Создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету
Формировать чувство самоуважения у учеников
Средства, необходимые для проведения урока:
-ПК.
-Проектор.
-Оборудование для качественного воспроизведения звука (колонки).
Тема: ««Музыкальная живопись и живописная музыка»
5 класс УМК «Музыка» Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская
№ этапа урока, название, Задачи этапа Деятельность учителя Методы, приемы, средства Деятельность ученика
( форма работы) УУД на данном этапе
1.Организационный этап
2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Подготовить учащихся к работе на уроке
Актуализация субъективного опыта учащихся
Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» (в тональности до мажор).
Сегодня я начну урок словами Ге́рмана Ге́ссе немецкого писателя и художника, ...
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Г.Гессе ( Презентация. Приложение 1.)Слайд 1
-Как вы поняли эти слова ? Какую мысль выразил в этих строчках писатель? О каких исскуствах говорит Гессе?.
-Давайте вспомним, что общего между этими искусствами.
У вас на столах лежит карта урока.(Приложение 2) Вы будете работать в паре. Прочитайте 1 задание.
Приступаем к работе.
Давайте озвучит понятия, которые относятся и к музыке и к живописи:
– выражение настроения в музыке, основными которыми являются мажор и минор
- эмоциональное состояние картины, грустная или веселая.
– характеристика цвета,
- характеристика звука в музыке.
- чередование звуков, различных по длительности.
- сочетание разновеликих пятен цвета.
– движение громкости звучания,
- изображение движения.
Какой можно сделать вывод?
В листе самооценки. (Приложение 3) Оцените свою работу на этом этапе урока.
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Работают с информацией, представленной в форме стихотворения.
Учащиеся отвечают на заданные вопросы.
Музыка и изобразительное исскуствоЗапиши термины, употребляемые музыкантами и художниками
Групповая работа
Ответы детей
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Оценивают правильность выполнения задания.
И в живописи и в музыке : мы наблюдаем общие черты с помощью которых передается жизненное содержание, выражаются определённые чувства.
В листе самооценки. Оценивают свою работу .
. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Познавательные:- уметь извлекать необходимую информацию из текста
Регулятивные: принимать учебную задачу развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий;
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать своё собственное;
Личностные: Вести диалог с однокурсниками и достигать в нем взаимопонимания.
Регулятивные :контролировать и оценивать собственные учебные действия
3.Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Раскрытие и определение темы и цели урока, выбор плана урока.
Тему урока вы сегодня узнаете не со всем обычным способом. Наверняка вы все знакомы с мобильными телефонами. Но работать мы будем не с вашими телефонами, а с моим. Для того чтобы узнать слово вам необходимо набрать указанный номер.
(Слайд 2)
Например: (изображение на слайде телефона – приложение №3) номер 1-35-7. Нажимаем кнопку 1 и видим слог «Му», и так далее. (Получается слово «Музыкальная») Остальные слова постарайтесь узнать сами.(дети отгадывают слова)
Попробуйте сформулировать тему.
Итак, тема нашего урока – «Музыкальная живопись и живописная музыка».
- Какова цель нашего урока?
Какие действия мы будем выполнять, чтобы дубится цели?
(Слайд 3)
Называют виды деятельности, ориентируясь на значки
Фронтальная работа
Учащихся
обсуждают проблемные вопросы
и определяют тему и цель урока
Получается слово «Музыкальная».
Тема:Музыкальная живопись и живописная музыка».
Ответы детей
Цель урока:
(Узнать ,что такое музыкальная живопись, и живописная музыка. Научится анализировать, сравнивать, различать эти понятия. познакомится с новыми произведениями)
Называют виды деятельности, ориентируясь на знаки, составляют план урока.
Познавательные:-формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, и делать выводы
Регулятивные :
-принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать свою работу
Личностные: осознание возможности участия каждого ученика в работе;
4. Усвоение новых знаний и способов действия
5.Первичная проверка понимания
6.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
7. Информация о домашнем задании,инструктаж по его проведению
8.Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала
Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала.
Обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса
- С какими произведениями мы будем сегодня, знакомится, какой образ нарисует музыка?
(Слушание музыки фрагмент Приложение 4)
- Молодцы. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями, рисующими образ моря.звучит шум прибоя, на его фоне учитель читает: Могучее море. Велико, беспредельно. Безмерно. Целое небо обводит твои волны, а ты, полно величия, дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет конца твоей мощи… Ночью смотрит на тебя полмира, далёкие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд…Эти строки принадлежат литовскому композитору и художнику Микалоюсу Чюрлёнису. В своём творчестве он соединил два вида искусства – музыку и живопись. Своими картинами он хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки.
Предлагаю вам познакомиться с композитором и художником Микалоюсом Чюрлёнисом.
У вас на столе лежат буклеты (Приложение 5) с его биографией . Найдите ответы:
(Слайд 4)
Задание для 1 ряда:
Дата жизни композитора. (Сделать слайд -вопросы)
Где родился М .Чюрлёнис?
Где учился?
Задание для 2 ряда:
На каком инструменте играл?
Известные произведения.
В листе самооценки оцените свою работу.
Работа с учебником.
Откройте учебник на станице 140-141.Посмотрите картины М. Чюрлениса.
Что вы видите?
Триптих это композиция из трех картин, рисунков и т.д, объединенных общей идеей или сюжетом.
Вы видите Триптих под названием живописная соната «Соната моря». М. Чюрленис назвал так своё полотно используя музыкальное понятие «Соната».
Состоит из 3 х частей :Опишите, что вы видите на этих картинах?
Чюрлёнис всю жизнь любил море. С темой моря связаны не только его полотна, но и музыка. Например, симфоническая поэма «Море». Сейчас мы её послушаем. У вас в учебниках изображено три состояния моря .о котором вы сейчас говорили, три рисунка. Разложите эти рисунки по порядку так, чтобы они подходили к характеру музыки.(Слушание симфонической поэмы «Море» М. Чюрлениса)
Объясните, почему вы разложили рисунки в таком порядке. Можно обратимся к эмоциональным терминам – словам-помощникам (Приложение 4 ) В листе самооценки оцените работу на этом этапе урока.
Дыхательная, оздоровительная гимнастика.
А сейчас мы с вами отдохнем, сделаем оздоровительную дыхательную гимнастику. Я попрошу всех встать. Кто хочет её провести?
А, сейчас мы с вами распоемся.
Какая попевка подойдет к теме нашего урока. Правильно «Море»
Сядьте прямо, спинки выпрямите, плечи разверните.
Дети распеваются
Вокально – хоровая работа.
Исполнение песни «Все мы моряки»
В листе самооценки оцените свою работу.
Море может быть тихим, безмятежным, спокойным. А может грозным и бушующем.
(Показ слайдов с картинами моря)
Разные состояния моря нашли своё звуковое выражение и в музыкальных произведениях. И сейчас я предлагаю вам стать художниками и нарисовать море с помощью красок таким, каким вы его услышите. Откройте тетрадь на странице 66 . У каждого ряда будет своё произведение, а значит и своя картина моря. Сначала прозвучит музыка для первого ряда, и вы попробуйте её нарисовать, какое состояние моря будет в вашем произведении. А второй ряд охарактеризует музыку, подберет слова со словаря эстетических эмоций (Приложение 6) и запишет в карте урока.
И наоборот. Итак, звучит фрагмент для первого ряда.
К. Дебюсси симфоническая сюита «Море».Диалог ветра с морем
Звучит ,фрагмент для 2 ряда.
Н. Рмский-Корсаков «Океан море синее» вступление к опере «Садко».
Учитель: Объясните, почему вы нарисовали море таким. . В листе самооценки оцените свою работу.
Домашнее задание у вас будет на выбор. К чему у вас больше душа лежит к музыке или живописи
1.Передай в рисунке своё впечатление от одного из произведений М.К. Чюрлениса
2. Подбери музыкальное произведение, в котором ярко передаётся впечатления композитора от картин природы.
Как вы думайте мы добились цели урока?
. В листе самооценки оцените свою работу на уроке, ответьте на вопросы, которые написаны в листе самооценки. Слушание музыки.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями, рисующими образ моря.
Работают с информацией, представленной в форме буклета с биографией композитора.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
Ответы учащихся
1. Здесь мы видим побережье с высоты птичьего полёта. Видна мелкая сеть волн, берег, дальние холмы. Море спокойное.
2. Вторая – глазами человека, который зашёл по колено в воду. На расстоянии вытянутой руки волны, тени птиц, силуэты рыб, проплывающих у побережья Здесь тишина. А внизу, затонувший город.
3. Огромные воланы, штормовой гул, ощутите холодные брызги…
Работа в парах.
Ответы учеников.
Ученик проводит гимнастику.
1.Первое упражнение, ноги на ширине плеч, корпус и голова прямо, руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Делаем активный, шумный вдох носом, и медленный выдох. Первое правило нашей гимнастики, тренировать активно только вдох.. 2«Обними себя», освободитесь от напряжений, плечи при вдохе не поднимаются.
3.Упражнение «Надуй мяч», возьмем в руки « насосы», не забывайте, накачивая мячик, жмут вниз от себя, а не наоборот. Все поклоны одинаковые в пояс.
Самостоятельная работа в тетрадях.
Парная работа со словарями помощниками.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Выбирают нужный для них вариант домашнего задания.
Записывают в дневники
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины. Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.
Коммуникативные:
Умение слушать учителя и отвечать на вопросы;
высказывать свое мнение, обсуждать вопросы со сверстниками, аргументировать свою точку зрения.
1.Познавательные:
формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, и делать выводы
- развивать умения извлекать необходимую информацию из текста
-развивать умение систематизировать знания
Регулятивные: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий; умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы; сделать выводы по результатам работы, развитие навыков самооценки и самоанализа, приобретенных знаний на каждом этапе.
Предметные.
Развивать образное и и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение на основе восприятия и анализа художественного образа.
. Уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведением
Сопоставлять произведения музыки и живописи.
Предметные: Уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Регулятивные :Уметь анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения.
Личностные: понимание важности сохранения здоровья, умение применять полученные знания в своей практической деятельности
Предметные: Развитие музыкальных способностей школьников, расширение музыкального и общего кругозора.
Регулятивные :Уметь анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения
Личностные:ответственное отношение к учению готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
Познавательные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки музыкальных сочинений
Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, овладение навыками выступлений перед аудиторией умение выражать свои мысли,
Регулятивные: оценивать степень достижения цели;
Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Регулятивные :Уметь анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения.