Конспект урока по музыке на тему Картины природы. Музыкальная живопись и живописная музыка 5 класс


Конспект урока музыки на тему: «Картины природы. Музыкальная живопись и живописная музыка». 5 класс 3 четверть
Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала
Цель:
Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства.
Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
познавательные:
показать учащимся на примере произведений А. Вивальди, взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;
развивающие:
развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).
Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения
воспитательные:
воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства;
помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах
Ход урока.
Организационный момент Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вход на урок под песню «Волшебный митр искусства» Ермолов
2.Слушание А. Вивальди «Весна»
Просмотр картин И. Левитана.
Просмотр картин И. Шишкина
5.Разучивание песни «Масленничная»
6.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»
7.Викторина.
8. Определить названия картин И. Левитана и И. Шишкина.
9.Выход с урока под «Масленничную»
На предыдущих уроках вы уже говорили и знаете, что музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Какими?
Совершенно верно. Тему нашего сегодняшнего урока «Картины природы в музыке и живописи. Живописная музыка. Музыкальная живопись». Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия.
Ну и конечно, искусство рождается не на пустом месте, его источником его является сама жизнь, все, что нас окружает, все, чем мы живём, все, что нам дорого. А что нам дороже всего на свете?
Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили. Хочу предложить вашему вниманию, один из лучших образцов инструментального концертного цикла, написанный итальянским скрипачом, дирижером и композитором эпохи барокко XVIII века - Антонио Вивальди. Цикл «Времена года» состоит из четырех частей «Весна», «Лето», «Зима» и «Осень» - чарующая красота этой музыки продолжает завоёвывать сердца всё новых и новых поколений ценителей музыки. Надеюсь и вам она знакома. Мы слушаем первую часть «Весна».
Зрительные образы, которые сопровождали музыку, имеют какое либо значение? Созвучны ли они с музыкой?
Почему?
Какие инструменты показывали нам весну?
Вы правы, они дополняют, обогащают картину, которую хотел донести до нас композитор, используя звуки струнных музыкальных инструментов.
Как же называется такой жанр изобразительного искусства, где мы видим картины природы?
Послушайте:
Если видишь на картинеНарисована река,Или ель и белый иней,Или сад и облака,Или снежная равнина,Или поле и шалаш,Обязательно картина называется –
Запишите:
Пейзаж – это жанр живописи, изображающий картины природы.
Картины «Март», ««Быстрая вода», «Вечерний звон», «Солнечный день».(показ картин)
Что мы видим?
Кто из перечисленных художников( Саврасов, Левитан, Кустодиев) написал эти картины?
Что видите в картинах?
Какие краски использовал художник?
Характер, настроение картин.
Какую музыку вы слышите в них?
Великого русского художника Исаака Ильича Левитана называют самым «музыкальным» художником, потому что все его полотна «поют.
Это живописная музыка или музыкальная живопись?
Каждый творец по-своему отражает мир, композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах или прозе. Какие выразительные средства используют художники?
Запишите: изобразительные краски: цвет, цветовые сочетания, контур, тон.
А в музыке?
Запишите во 2 столбике: тембр, динамические оттенки, мелодия, гармония.
Посмотрите на картину( Шишкин «Утро в сосновом бору» и вспомните фамилию художника.
Где в жизни мы в любое время можем увидеть эту картину?
В городе Елабуга, сохранился дом, в котором родился и жил И.И. Шишкин – художник XIX века. В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность. Его называли «Царём леса». И конечно вам знакомы его картины.
– Обратите внимание, с какой любовь, теплотой и нежностью написаны эти живописные полотна. (Обзор картин «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Сосновый бор», «Рожь»)
Какую музыку вы бы написали к картинам художника?
К какому понятию мы отнесем картины: музыкальная живопись или живописная музыка?
А теперь прозвучит произведение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».
Какое настроение передает музыка?
Какие картины возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки?
Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку?
«Рассвет на Москва-реке» – знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной …
А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины.
Мы познакомились с произведением итальянского композитора, который написал цикл «Времена года»…
Мы слушали часть под названием …
Русский композитор, автор оперы «Хованшина» – Модест Петрович ….
Исаак Левитан – художник-…
Иван Шишкин – великий русский художник родился и жил в городе …
На нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики, как картин, так и музыки: линия, тон, оттенки, выразительные средства, пространство. Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?
Между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.
Литературой, театром, изобразительным искусством
Родина
Дети слушают.
Да.
Показаны картины природы весной.
Струнные.
Пейзаж.
Пейзаж.
Левитан.
Дети отвечают.
Живописная музыка.
В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски.
Музыкальные краски.
Шишкин.
На обертке конфет.
Дети отвечают.
Живописная музыка.
Нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм
Весенней природы, восхода солнца, спокойной реки)
Плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо.
Музыкальной живописи.
А. Вивальди
Весна.
Мусоргский.
Пейзажист.
Елабуга.
Дети называют картины.
О том, что есть много общего между видами искусств.