Конспект урока Мир образов вокальной и инструментальной музыки — Вокализ Сергея Рахманинова.
Конспект урока по предмету «МУЗЫКА»
по теме: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Вокализ Сергея Рахманинова».
(в классе фортепиано по предмету музыкальной литературы)
(может использоваться по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе в 6 классе)
ДД(Ю)Т г. Богородицка Тульской области
рабочей программы педагога дополнительного образования:
Савкиной Аллы Николаевны.
Этапы урока:
Организационный момент: название темы урока: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Вокализ Сергея Рахманинова».
Мотивация: беседа по теме.
Изучение нового материала: презентация и ознакомление с произведением Сергея Рахманинова – «Вокализ» и новой современной песней: «Купола России» с целью определения основной художественной идеи, созвучия мыслей композиторов.
Закрепление учебного материала: ответы и выводы учащихcя, вокально-певческая работа и разучивание песни.
Домашнее задание: слушание и разучивание песни.
Цель урока: определение основной художественной идеи в новом музыкальном материале: «Вокализе» Рахманинова и современной песне «Купола России».
Задачи образовательные:
Расширение музыкально - культурного кругозора в плане уточнения стилевых особенностей русской музыки.
Развитие активного образного мышления и слуха на основе аналитико-синтетической деятельности.
Уточнение основных понятий: виды музыкального искусства как вокальная и инструментальная музыка, жанр – инструментальный вокализ, музыкальные образы, идея музыкального произведения,
Задачи воспитательные:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие интеллектуальных способностей посредством активного слушания разных по стилю и виду образцов музыки.
Обогащение эстетической культуры.
Уточнение: тема Родины – основа творчества в искусстве (музыкальном).
Создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество)
Задачи развивающие:
Развитие умения анализировать содержание музыки и определять идею, заложенную композитом в развитие музыкальных тем конкретного произведения.
Развитие умения обобщать и систематизировать изученный музыкальный материал в плане определения образов музыкального искусства.
План – ход урока:
Организационный момент:
Учитель:
-Здравствуйте, дети. Сегодня мы продолжаем тему раздела: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Однако, прежде чем мы начнём изучать новый музыкальный материал, ответьте, пожалуйста, что же это за понятия: «вокальная», «инструментальная» музыка?
(Ответы учащихся: «…это виды музыки, первый вид – это та музыка, которая исполняется как пение, сольно или в ансамбле - хоре, а второй вид – это музыка, исполняемая на музыкальных инструментах – сольно или в ансамбле – оркестре».)
-Хорошо.
2. Мотивация:
Учитель:
- Сегодня я познакомлю вас с новыми музыкальными произведениями: инструментальным, классическим, – Вокализом Сергея Рахманинова и вокальным, современным – песней «Купола России». Это такие разные произведения по стилистике, всё же очень созвучны в том, что в них отчетливо слышатся музыкальные темы, рисующие родные просторы России, родные поля и рощи, купола церквей и темы, передающие безмерную боль – тоску… и очарование – любовь к родине…
- Россия… Это слово с детства знает каждый. Россия, родина, – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Кто является главой нашего государства? (Ответы учащихся). Наша Родина – Россия, очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске Камчатском наступает полночь. Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы учащихся). Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины... Без любви к Родине не может быть настоящего композитора, музыканта. Это истинно-поэтическое чувство. К таким композиторам относится Сергей Васильевич Рахманинов – русский композитор, пианист-виртуоз, дирижер. С его творчеством мы начинаем знакомиться, слушая его "Вокализ". Что такое вокализ? Это пение без слов. То есть это вокальное произведение. Однако мы сегодня знакомимся с «Вокализом» как с инструментальным произведением. И ваша задача в том, чтобы внимательно послушав его, понять, почему композитор дал такое название.
Слушание Вокализа C. Рахманинова на фоне слайдов презентации № 1 – 8.
Учитель:
- Эту музыку часто называют музыкой покаяния. Покаяние необходимо каждому и в этом нам помогает музыка Рахманинова, которая помогает заглянуть в собственную душу и ответить на вопрос: чем она заполнена?
Какое впечатление произведет на вас музыка? О чем заставит задуматься?
4.Ответы учащихся: («… композитор назвал это произведение «Вокализ», потому что здесь настолько яркая напевная тема-мелодия и настолько русская, родная, личная, что забываешь, кто её исполняет: голос или инструмент»).
Учитель: да, всё это созвучно с поэзией и песней.
- Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей... Люблю твои луга и нивы, Прозрачный звон твоих равнин, К воде склонившиеся ивы, Верха пылающих рябин. Люблю тебя с твоей тайгою, С воспетым трижды камышом, С великой Волгою-рекою. С могучим быстрым Иртышом. Люблю, глубоко понимаю Степи задумчивую грусть. Люблю все то, что называю Одним широким словом «Русь»!
(С. Васильев)
- А сейчас давайте познакомимся с новой современной песней «Купола России»:
Звучит песня «Купола России» на фоне презентации слайдов № 9 -17.
Вопросы учащимся:
- понравилась ли эта песня и каков характер музыки?
- сколько куплетов, о чём, есть ли вступление, проигрыш, и каковы они по стилистике (можно ли услышать в оранжировке песни ярко русские мотивы)?
Ответы учащихся.
Вокально-певческая работа и разучивание песни «Купола России».
Итог урока: Итак, мир образов вокальной и инструментальной музыки может быть широк, он включает в себя такие образы как природа, человек, время и, конечно же, образ Родины является неизменным вдохновителем композиторов прошлого и современности.
Домашнее задание: слушание песни на музыкальном сайте и закрепление текста песни наизусть.
ИКТ: Фото для презентации взяты из Интернета, взяты личные фотографии автора данного материала, использован материал учебника “Музыка” авт.Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
На уроке использована собственная авторская презентация по теме.
Приложение к конспекту урока по теме:
презентация, музыкальные файлы в формате mp-3.
Данный материал подготовлен учителем музыки А.Н.Савкиной как Электронный Образовательный Ресурс по курсу преподавания предмета – Музыка, 6 класс, в общеобразовательной школе, 2014г.