Сценарий проведения занятия методом игровых технологий на примере игры КВН «Мое профессиональное самоопределение» 
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Технологический колледж № 24
(ГАОУ СПО ТК № 24)           
Сценарий проведения занятия
проведения цикла совместных уроков, методом игровых технологий на примере игры КВН
(для студентов СПО любой специальности)
КВН «Мое профессиональное самоопределение»
автор преподаватель
спецдисциплин  
ГАОУ СПО ТК № 24                                                  Першина Наталья Яковлевна                  
СОДЕРЖАНИЕ
Титульный лист
Содержание
Пояснительная записка
4.  Сценарий  проведения цикла совместных уроков, методом игровых технологий на примере игры КВН
5.Приложение
Введение
Скажи мне – и я забуду, 
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь
Китайская пословица        
Все возрастающий поток информации в наше время требует новых форм обучения, которые позволяли бы за достаточно короткое время передавать студентам довольно большой объем знаний, давали бы возможность обеспечить высокий уровень усвоения студентами изучаемого материала и закрепить его на практике. 
На уроках следует создавать студентам условия и возможность не простого воспроизводства знаний и запоминания материала, а обретение новых знаний через осмысление окружающей действительности. Для этой цели подходят сегодня активные формы и методы обучения.
       Активные методы обучения - большое внимание уделяют именно практической отработке передаваемых им знаний и умений.
Общей тенденцией, которую сегодня следует отметить, говоря об обучении будущих специалистов, является все больший упор на использование, именно, методов активного обучения и на развитие в ходе обучения у студентов  навыков групповой работы, что дает целый ряд преимуществ в их профессиональном самоопределении.            
Отмечая актуальность предложенного материала, можно  отметить, что ролевые игры, конкурсы, КВН  – являются  активными методами  обучения, которые обращены к формированию общих и ключевых компетенций личностного и профессионального самоопределения  студентов. 
Игра - открывает совсем другие стороны дисциплины, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на традиционном уроке, при серьезном разговоре о сложной современной науке. Для многих студентов  игра даст возможность проявить свой интерес к выбранной специальности, а для некоторых может стать толчком к заинтересованности получения параллельно другой специальности . 
Цель данной методической разработки – помочь преодолеть традиционные подходы в преподавании дисциплин, в результате использования активных форм и методов обучения. Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
облегчается восприятие нового для студента материала, лекционная  форма подачи материала для большинства подростков, является более тяжелой, так как требует высокого внимания и хорошей памяти;
шире используется опыт студентов, входе занятий он подвергается значительному переосмыслению и упорядочиванию. Студенты имеют возможность не только провести ревизию собственного опыта, они знакомится с опытом своих однокурсников;
доказывая или обосновывая те или иные подходы к решению поставленных задач, студенты легче усваивают новые знания и новые подходы к решению профессиональных задач;
студенты получают возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного поведения (решения поставленной задачи) и соотнести это с теми образцами поведения, которые они привыкли демонстрировать.
Применение активных форм и методов обучения, решает одну из важнейших задач современных технологий – учет психологических особенностей каждого студента, предоставление каждому подростку возможности для раскрытия своих способностей. Достижение высокой эффективности образовательных целей  во многом способствуют новые методические приемы (КВН, ролевые игры. конкурсные программы), а также организация коллективной учебной деятельности, позволяющая, в частности, развивать такие общие компетенции, как: 
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В тоже время использование коллективной познавательной деятельности даст возможность выйти на формирования, у студентов, ключевых общих и ключевых компетенций личностного и профессионального самоопределения. Как же заинтересовать подростков, как привлечь внимание каждого? 
Следовательно, к подготовке и проведению уроков в форме КВН, деловой игры, методом активных форм обучения, нужно привлечь как можно больше заинтересованных, талантливых, влюбленных в идею людей: преподавателей, мастеров, студентов и работодателей, чтобы проводимое мероприятие было достаточно интересным, чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, нужно работать всем.
Цепочка “преподаватель – мастер– студент – работодатели–должна работать бесперебойно. Только таким образом можно добиться определенных успехов, только так мы сможем добиться от подростка желания получать знания. Неравнодушное отношение к результату проведенного мероприятия, можно дубиться только тогда когда студенты будут непосредственными участниками, что и подразумевают активные формы обучения.
Цель любого метода активного обучения, а особенно КВН – это соревнование. Где сравнивается уровень профессиональной компетентности , качество знаний участников и  поскольку любое соревнование это конкурс, который сам является мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков, то главный педагогический смысл,  заключенный в преподавании инавационными методами обучения звучит: «Развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения».
Материал методической разработки 
был апробирован
в ГАОУ СПО ТК №24 города Москвы
Игра КВН проходила на базе СП -1 (16-я Парковая д.20).
Участие принимали преподаватели, мастера п/о, студенты трех подразделений, которые представляли свои команды. В составе жюри были работодатели (социальные партнеры), представители службы занятости города Москвы, преподаватели, зам.директора  других колледжей города Москвы, студенты старших курсов. 
Дисциплины: «Психология делового общения»; «Литература»; «История»; «История костюма»; «Менеджмент» 
МДК «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих»; МДК «Маркетинг»
Пояснительная записка
КВН - это всегда праздник, веселое настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны образования, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, при серьезном разговоре о современных науках. 
Студент должен идти на занятия с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний. И для нас, преподавателей, естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы, методы и средства обучения с тем, чтобы повысить профессиональную компетентность, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, активные формы обучения, которые является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы учебного заведения. Продолжая и подкрепляя лекционные занятия, активные формы обучения в то же время отражает присущую только им специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед ними задач: 
Данный КВН (ролевая игра) проводится на базе НПО и СПО. Особое внимание уделено взаимосвязи преподавателей и мастерского состава, что делает более тесным сотрудничество между студентами  НПО и СПО, а также педагогами. 
КВН, по своей сути - это игра, которая дает студентам:
возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры. 
увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. 
стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других. 
возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее. 
развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. 
психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. 
Цель игры – подготовить студентов к успешной адаптации в новом коллективе, эффективной реализации профессиональных компетенций, формирование общих и ключевых компетенций для профессионального самоопределения.
Задачи игры:
сформировать у  студентов, качество личности, необходимые для эффективной профессиональной самореализации;
выработать навыки уверенного поведения студентов в различных ситуациях;
повысить интерес к дисциплине через создание игровой ситуации;
повысить социальный показатель социальной адаптации, (коммуникативность, умение ориентироваться в меняющейся ситуации, изменения на уровне отношений)
сформировать чувства коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого студента.
Место проведения – актовый зал
Форма занятий – ролевая игра
Межпредметные связи: осуществляются с дисциплинами и МДК Дисциплины: «Психология делового общения»; «Литература»; «История»; «История костюма»; «Менеджмент» 
МДК «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих»; МДК «Маркетинг»
     Тематика данного КВНа направлена на профессиональное самоопределение  студента Колледжа, а также на закрепление его профессиональных компетенций.
·
КВН на тему «Мое профессиональное самоопределение»
Предварительная подготовка к проведению КВНа.
В ходе учебного процесса преподаватели – предметники и мастера производственного обучения уделяют внимание профессиональной направленности изучаемых тем дисциплины), что дает возможность, в ходе подготовки игры , провести конкурс творческих работ по дисциплинам, в последствии являющихся критерием для отбора студента в команду.
Правила игры
1.Команды формируются,  первую очередь из студентов, желающих участвовать в игре – КВН.
2. Игра состоит из трех этапов:
1-й этап– проведения конкурса творческих работ по дисциплинам  
Участниками конкурса творческих работ являются студенты учебного заведения 1,2,3, подразделений
Порядок проведения конкурса 
(тематика – «Мое профессиональное самоопределение»)
за  темы творческих работ по дисциплинам отвечают преподаватели-предметники и мастера п/о, но они должны отвечать тематике КВНа и помогать в подготовке конкурсных заданий игры (примерная тематика)
Особое внимание уделяется  учебной и производственной практике – задача педагогов помочь участникам конкурса не только теоретически, но и практически решить задачу поставленную перед ними, что в последствии поможет при подготовке конкурсной программы КВН
    2) по результатам проведения конкурса студенты отличившиеся творчеством и профессиональными качествами в своих работах проходят на второй этап игры. 
2-й этап- игра КВН
КВН состоит из 4х конкурсов.
Порядок проведения КВН
1. Играют 3 команды (1го;2го;3го подразделения).
2. Оформление:( Отвечающие названию команды)
                        - форма
                        -название команды
                        - эмблема
                        - рекламная листовка 
3. Болельщики  - 20 человек от команды
4. Жюри – 5 человек, не относящиеся ни к одному из подразделений. 
5. Критерии оценки конкурсов КВН:
                         - 1 конкурс по 5 бальной системе
                         - 2 конкурс по 7 бальной системе
                         - 3 конкурс по 5 бальной системе
                         - 4 конкурс по 7 бальной системе
6.Оценки зачитываются после каждого конкурса.
7. Команда может воспользоваться помощью своих болельщиков один раз  за игру, при этом у команды снимается один балл.
3 этап – подведение итогов и награждение команд
1.Награждение победителей (команд). Среди победителей выделяются команды, победившие преимущественно благодаря своим профессиональным компетенциям  и творческим способностям.
2.Вручение номинаций участникам, наиболее отличившимся в игре: проявившим творчество, знания, смекалку, чувство юмора ит.д.
  После игры желательно, чтобы был проведен опрос мнения, совместное обсуждение результатов игры учащихся и студентов 1,2,3, подразделений колледжа. Возможен выпуск общеколледжной  газеты. 
Конкурсные задания.
Конкурс№1- Приветствие - ( 5-минут)  
оценивается  по 5-ти балльной системе 
Девиз: «Как понравится с первого взгляда!!!» или «Самореклама»
Задание -  представить в игровой форме:
      - в течении конкурса команда должна суметь прорекламировать свою команду, свое учебное заведение, рассказав каким профессиям и специальностям обучает учебное заведение и чем занимаются студенты во внеурочное время;
      - приветствие должно ответить на вопросы:
что вы умеете?
что вам в себе нравится?
что другим людям в вас нравится? ;
     - раскрыть СОДЕРЖАНИЕ названия команды, ответив на вопросы:
почему именно это название?
отвечает ли оно содержанию приветствия (1-го конкурса
      - представить в жюри эмблему и рекламный листок .
Цель конкурса: сформировать навыки  самопрезентации не только своей команды, самого себя , но и своего учебного заведения – а так же , выбранной профессии. Уметь подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и суметь  сохранить его. Закрепить пройденный материал по дисциплинам и МДК: 
Дисциплины: «Психология делового общения»; «Менеджмент» 
МДК «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих»; МДК «Маркетинг».
Конкурс№2 – Домашнее задание – (15 минут)
Оценивается по 7-ми балльной системе
Девиз: «От шкуры до Прет - а - Порте»
Задание –   эволюция моды (мусорный дизайн)
Команды заранее, получают  домашнее задание: 
- представить  мини-спектакаль на тему «Эволюция в моде»;
- сделать костюмы  из нетрадиционных материалов и в   игровой форме       представить мини-спектакаль на суд зрителям и жюри!!!
- спектакль должен раскрыть историю развития стиля в одежде, но в игровой  
  шуточной форме;
- костюмы должны быть близки к историческому времени.
Цель конкурса: дать студентам возможность реализовать свои профессиональные компетенции  и раскрыть свои творческие возможности, а так же закрепить пройденный материал по дисциплинам и МДК: «История», «Литература», «История костюма» и т.д.
Конкурс№3- Конкурс капитанов – (10 минут)
Оценивается по 5-ти балльной систему
Девиз: «Встречают по одежке - провожают по уму».
Задание: 
Капитан команды должен за 5 минут, из предоставленных ему материалов, создать спецодежду для практики и продемонстрировав ее, рассказав об ее функциональности.
Материалы предоставляются организаторами КВНа и держатся в секрете до проведения конкурса.
Цель конкурса: дать студентам возможность раскрыть свои творческие способности и  реализовать общие и профессиональные  компетенции.
Конкурс№4- Музыкальный конкурс – (15 минут)
Оценивается по 7-ми балльной системе
Девиз: «Приходите к нам учится»
Задание: 
рекламный ролик или репортаж с места событий.
Команды должны представить на сцене  рекламный ролик 
(в музыкальной форме) о своем учебном заведении (подразделении), затронув не только тему профессий и специальностей, которым обучают в учебном заведении, но и о жизни , учебе во внеурочное время в  стенах Колледжа.
Цель конкурса: помимо предоставления информации о мире профессий и профессиональной ориентации, помочь студенту  развить личностное формирование способности  профессионального и личностного самоопределения и повышения самооценки. В тоже время использование коллективной познавательной деятельности выйти на формирования, у студентов, общих и ключевых компетенций, что  позволит раскрыться самым неожиданным качествам человека – творческим способностям, расширению кругозора по дисциплинам.
Ход игры
п\п№
       Этапы игры
    Форма и метод проведения
  Время
1
1-й  этап 
конкурс творческих 
работ
Преподаватель-предметник выбирает сам. (реферат, газета, 
Во время учебного процесса, согласно календарно-теметичес-
кого плана.
2
II-этап – КВН
Начало игры
Вступление ведущего, представление команд и ЖЮРИ.
10 минут
3
1 конкурс
«Приветствие»
Команды представляют самопрезитацию своей команды и своего учебного заведения
5 * 3 = 15 минут
4
Подведение итогов  конкурса
Каждый из членов жюри ставит свой балл за конкурс, после чего ведущий  объявляет общий балл команды.
5 минут
5
2 конкурс
«Домашнее задание»
Команды представляют, подготовленные инсценировки «Домашнего задания». 
15 * 3 = 45 минут
6
Подведение итогов  конкурса
Каждый из членов жюри ставит свой балл за конкурс, после чего ведущий  объявляет общий балл команды.
5 минут
7
3 конкурс
«Конкурс капитанов»
Капитан команды за 5 минут должен создать спецодежду из предоставленных ему материалов.
10* 3 = 30минут
8
Подведение итогов  конкурса
Каждый из членов жюри ставит свой балл за конкурс, после чего ведущий  объявляет общий балл команды.
5 минут
9
4 конкурс
Музыкальный..»
Команды представляют свой музыкальный мини-спектакаль на заданную тему.
15 * 3 = 45 минут
10
Подведение итогов  конкурса
Каждый из членов жюри ставит свой балл за конкурс, после чего ведущий  объявляет общий балл команды.
5 минут
11
Награждение команд и завершение игры.
Ведущий предоставляет слово ЖЮРИ,
после чего завершает игру заключительной речью.
15 минут
12
ИТОГО
180 минут (3 часа)
Домашнее задание для членов команды и группы поддержки:
 проанализировать проведение ролевой игры – КВН
участие в целом всей команды, свое  непосредственное участие в игре
выработать свое мнение  по результатам проведения игры, что понравилось, а что нет какие предложения вы сможете внести (оформить в виде статьи для газеты учебного заведения).
Список литературы
1.Учебники и учебные материалы, допущенные и рекомендованные в качестве учебников для студентов образовательных учреждений начального профессионального образования. 
2.Конституция РФ и другие нормативно - правовые акты.
3.Журналы, газеты и проспекты по темам учебного материала.      		
\
    Визитная карточка
Приветствие
Разминка
Конкурс капитанов
         Музыкальный конкурс
Болельщики	
            Жюри                                                                      
                    Замок  
Домашнее задание
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Название команды
1 конкурс
«Приветствие»
(по 5ти бальной системе)
2 конкурс
«Домашнее задание»
(по 7ми бальной системе)
3 конкурс
«Конкурс капитанов»
(по 5ти бальной системе)
4 конкурс
Музыкальный конкурс
(по 7ми бальной системе)
ИТОГО
Подпись члена жюри _________________________________________ (__________________)
В помощь ЖЮРИ!!!
Первый конкурс оценивается по 5 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность представленной миниатюры.
Второй конкурс оценивается по 5 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность задаваемых вопросов, ответов команд на вопросы соперников, а также неординарный выход команд из трудных ситуаций, связанных с неготовностью ответить
на вопрос соперников.
Третий конкурс оценивается по 7 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность представленной миниатюры.
Четвертый конкурс  оценивается по 5 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность задаваемых вопросов, ответов капитана команды на вопросы соперников, а также неординарный выход капитана команды из трудных ситуаций, связанных с неготовностью ответить на вопрос  соперников.
Пятый конкурс оценивается по 7 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность представленной миниатюры.
Помощь  группы поддержки оценивается 1 баллом,
команда может воспользоваться помощью  группы поддержки один раз за всю игру.