Сценарий проведения занятия методом игровых технологий на примере игры КВН «Мое профессиональное самоопределение»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Технологический колледж № 24
(ГАОУ СПО ТК № 24)








Сценарий проведения занятия
проведения цикла совместных уроков, методом игровых технологий на примере игры КВН
(для студентов СПО любой специальности)

КВН «Мое профессиональное самоопределение»

автор преподаватель
спецдисциплин
ГАОУ СПО ТК № 24 Першина Наталья Яковлевна




СОДЕРЖАНИЕ


Титульный лист
Содержание
Пояснительная записка
4. Сценарий проведения цикла совместных уроков, методом игровых технологий на примере игры КВН
5.Приложение
















Введение
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь
Китайская пословица

Все возрастающий поток информации в наше время требует новых форм обучения, которые позволяли бы за достаточно короткое время передавать студентам довольно большой объем знаний, давали бы возможность обеспечить высокий уровень усвоения студентами изучаемого материала и закрепить его на практике.
На уроках следует создавать студентам условия и возможность не простого воспроизводства знаний и запоминания материала, а обретение новых знаний через осмысление окружающей действительности. Для этой цели подходят сегодня активные формы и методы обучения.
Активные методы обучения - большое внимание уделяют именно практической отработке передаваемых им знаний и умений.
Общей тенденцией, которую сегодня следует отметить, говоря об обучении будущих специалистов, является все больший упор на использование, именно, методов активного обучения и на развитие в ходе обучения у студентов навыков групповой работы, что дает целый ряд преимуществ в их профессиональном самоопределении.
Отмечая актуальность предложенного материала, можно отметить, что ролевые игры, конкурсы, КВН – являются активными методами обучения, которые обращены к формированию общих и ключевых компетенций личностного и профессионального самоопределения студентов.
Игра - открывает совсем другие стороны дисциплины, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на традиционном уроке, при серьезном разговоре о сложной современной науке. Для многих студентов игра даст возможность проявить свой интерес к выбранной специальности, а для некоторых может стать толчком к заинтересованности получения параллельно другой специальности .
Цель данной методической разработки – помочь преодолеть традиционные подходы в преподавании дисциплин, в результате использования активных форм и методов обучения. Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
облегчается восприятие нового для студента материала, лекционная форма подачи материала для большинства подростков, является более тяжелой, так как требует высокого внимания и хорошей памяти;
шире используется опыт студентов, входе занятий он подвергается значительному переосмыслению и упорядочиванию. Студенты имеют возможность не только провести ревизию собственного опыта, они знакомится с опытом своих однокурсников;
доказывая или обосновывая те или иные подходы к решению поставленных задач, студенты легче усваивают новые знания и новые подходы к решению профессиональных задач;
студенты получают возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного поведения (решения поставленной задачи) и соотнести это с теми образцами поведения, которые они привыкли демонстрировать.
Применение активных форм и методов обучения, решает одну из важнейших задач современных технологий – учет психологических особенностей каждого студента, предоставление каждому подростку возможности для раскрытия своих способностей. Достижение высокой эффективности образовательных целей во многом способствуют новые методические приемы (КВН, ролевые игры. конкурсные программы), а также организация коллективной учебной деятельности, позволяющая, в частности, развивать такие общие компетенции, как:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В тоже время использование коллективной познавательной деятельности даст возможность выйти на формирования, у студентов, ключевых общих и ключевых компетенций личностного и профессионального самоопределения. Как же заинтересовать подростков, как привлечь внимание каждого?
Следовательно, к подготовке и проведению уроков в форме КВН, деловой игры, методом активных форм обучения, нужно привлечь как можно больше заинтересованных, талантливых, влюбленных в идею людей: преподавателей, мастеров, студентов и работодателей, чтобы проводимое мероприятие было достаточно интересным, чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, нужно работать всем.
Цепочка “преподаватель – мастер– студент – работодатели–должна работать бесперебойно. Только таким образом можно добиться определенных успехов, только так мы сможем добиться от подростка желания получать знания. Неравнодушное отношение к результату проведенного мероприятия, можно дубиться только тогда когда студенты будут непосредственными участниками, что и подразумевают активные формы обучения.
Цель любого метода активного обучения, а особенно КВН – это соревнование. Где сравнивается уровень профессиональной компетентности , качество знаний участников и поскольку любое соревнование это конкурс, который сам является мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков, то главный педагогический смысл, заключенный в преподавании инавационными методами обучения звучит: «Развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения».






Материал методической разработки
был апробирован


в ГАОУ СПО ТК №24 города Москвы

Игра КВН проходила на базе СП -1 (16-я Парковая д.20).
Участие принимали преподаватели, мастера п/о, студенты трех подразделений, которые представляли свои команды. В составе жюри были работодатели (социальные партнеры), представители службы занятости города Москвы, преподаватели, зам.директора других колледжей города Москвы, студенты старших курсов.



















Дисциплины: «Психология делового общения»; «Литература»; «История»; «История костюма»; «Менеджмент»
МДК «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих»; МДК «Маркетинг»









Пояснительная записка
КВН - это всегда праздник, веселое настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны образования, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, при серьезном разговоре о современных науках.
Студент должен идти на занятия с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний. И для нас, преподавателей, естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы, методы и средства обучения с тем, чтобы повысить профессиональную компетентность, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, активные формы обучения, которые является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы учебного заведения. Продолжая и подкрепляя лекционные занятия, активные формы обучения в то же время отражает присущую только им специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед ними задач:
Данный КВН (ролевая игра) проводится на базе НПО и СПО. Особое внимание уделено взаимосвязи преподавателей и мастерского состава, что делает более тесным сотрудничество между студентами НПО и СПО, а также педагогами.
КВН, по своей сути - это игра, которая дает студентам:
возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.
возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Цель игры – подготовить студентов к успешной адаптации в новом коллективе, эффективной реализации профессиональных компетенций, формирование общих и ключевых компетенций для профессионального самоопределения.
Задачи игры:
сформировать у студентов, качество личности, необходимые для эффективной профессиональной самореализации;
выработать навыки уверенного поведения студентов в различных ситуациях;
повысить интерес к дисциплине через создание игровой ситуации;
повысить социальный показатель социальной адаптации, (коммуникативность, умение ориентироваться в меняющейся ситуации, изменения на уровне отношений)
сформировать чувства коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого студента.
Место проведения – актовый зал
Форма занятий – ролевая игра
Межпредметные связи: осуществляются с дисциплинами и МДК Дисциплины: «Психология делового общения»; «Литература»; «История»; «История костюма»; «Менеджмент»
МДК «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих»; МДК «Маркетинг»
Тематика данного КВНа направлена на профессиональное самоопределение студента Колледжа, а также на закрепление его профессиональных компетенций.











·






КВН на тему «Мое профессиональное самоопределение»

Предварительная подготовка к проведению КВНа.
В ходе учебного процесса преподаватели – предметники и мастера производственного обучения уделяют внимание профессиональной направленности изучаемых тем дисциплины), что дает возможность, в ходе подготовки игры , провести конкурс творческих работ по дисциплинам, в последствии являющихся критерием для отбора студента в команду.

Правила игры
1.Команды формируются, первую очередь из студентов, желающих участвовать в игре – КВН.
2. Игра состоит из трех этапов:
1-й этап– проведения конкурса творческих работ по дисциплинам
Участниками конкурса творческих работ являются студенты учебного заведения 1,2,3, подразделений
Порядок проведения конкурса
(тематика – «Мое профессиональное самоопределение»)
за темы творческих работ по дисциплинам отвечают преподаватели-предметники и мастера п/о, но они должны отвечать тематике КВНа и помогать в подготовке конкурсных заданий игры (примерная тематика)
Особое внимание уделяется учебной и производственной практике – задача педагогов помочь участникам конкурса не только теоретически, но и практически решить задачу поставленную перед ними, что в последствии поможет при подготовке конкурсной программы КВН

2) по результатам проведения конкурса студенты отличившиеся творчеством и профессиональными качествами в своих работах проходят на второй этап игры.
2-й этап- игра КВН
КВН состоит из 4х конкурсов.
Порядок проведения КВН
1. Играют 3 команды (1го;2го;3го подразделения).
2. Оформление:( Отвечающие названию команды)
- форма
-название команды
- эмблема
- рекламная листовка
3. Болельщики - 20 человек от команды
4. Жюри – 5 человек, не относящиеся ни к одному из подразделений.
5. Критерии оценки конкурсов КВН:
- 1 конкурс по 5 бальной системе
- 2 конкурс по 7 бальной системе
- 3 конкурс по 5 бальной системе
- 4 конкурс по 7 бальной системе
6.Оценки зачитываются после каждого конкурса.
7. Команда может воспользоваться помощью своих болельщиков один раз за игру, при этом у команды снимается один балл.
3 этап – подведение итогов и награждение команд
1.Награждение победителей (команд). Среди победителей выделяются команды, победившие преимущественно благодаря своим профессиональным компетенциям и творческим способностям.
2.Вручение номинаций участникам, наиболее отличившимся в игре: проявившим творчество, знания, смекалку, чувство юмора ит.д.
После игры желательно, чтобы был проведен опрос мнения, совместное обсуждение результатов игры учащихся и студентов 1,2,3, подразделений колледжа. Возможен выпуск общеколледжной газеты.

Конкурсные задания.
Конкурс№1- Приветствие - ( 5-минут)
оценивается по 5-ти балльной системе
Девиз: «Как понравится с первого взгляда!!!» или «Самореклама»
Задание - представить в игровой форме:
- в течении конкурса команда должна суметь прорекламировать свою команду, свое учебное заведение, рассказав каким профессиям и специальностям обучает учебное заведение и чем занимаются студенты во внеурочное время;
- приветствие должно ответить на вопросы:
что вы умеете?
что вам в себе нравится?
что другим людям в вас нравится? ;
- раскрыть СОДЕРЖАНИЕ названия команды, ответив на вопросы:
почему именно это название?
отвечает ли оно содержанию приветствия (1-го конкурса
- представить в жюри эмблему и рекламный листок .
Цель конкурса: сформировать навыки самопрезентации не только своей команды, самого себя , но и своего учебного заведения – а так же , выбранной профессии. Уметь подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и суметь сохранить его. Закрепить пройденный материал по дисциплинам и МДК:
Дисциплины: «Психология делового общения»; «Менеджмент»
МДК «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих»; МДК «Маркетинг».
Конкурс№2 – Домашнее задание – (15 минут)
Оценивается по 7-ми балльной системе
Девиз: «От шкуры до Прет - а - Порте»



Задание – эволюция моды (мусорный дизайн)
Команды заранее, получают домашнее задание:
- представить мини-спектакаль на тему «Эволюция в моде»;
- сделать костюмы из нетрадиционных материалов и в игровой форме представить мини-спектакаль на суд зрителям и жюри!!!
- спектакль должен раскрыть историю развития стиля в одежде, но в игровой
шуточной форме;
- костюмы должны быть близки к историческому времени.
Цель конкурса: дать студентам возможность реализовать свои профессиональные компетенции и раскрыть свои творческие возможности, а так же закрепить пройденный материал по дисциплинам и МДК: «История», «Литература», «История костюма» и т.д.
Конкурс№3- Конкурс капитанов – (10 минут)
Оценивается по 5-ти балльной систему
Девиз: «Встречают по одежке - провожают по уму».
Задание:
Капитан команды должен за 5 минут, из предоставленных ему материалов, создать спецодежду для практики и продемонстрировав ее, рассказав об ее функциональности.
Материалы предоставляются организаторами КВНа и держатся в секрете до проведения конкурса.
Цель конкурса: дать студентам возможность раскрыть свои творческие способности и реализовать общие и профессиональные компетенции.
Конкурс№4- Музыкальный конкурс – (15 минут)
Оценивается по 7-ми балльной системе
Девиз: «Приходите к нам учится»


Задание:
рекламный ролик или репортаж с места событий.
Команды должны представить на сцене рекламный ролик
(в музыкальной форме) о своем учебном заведении (подразделении), затронув не только тему профессий и специальностей, которым обучают в учебном заведении, но и о жизни , учебе во внеурочное время в стенах Колледжа.
Цель конкурса: помимо предоставления информации о мире профессий и профессиональной ориентации, помочь студенту развить личностное формирование способности профессионального и личностного самоопределения и повышения самооценки. В тоже время использование коллективной познавательной деятельности выйти на формирования, у студентов, общих и ключевых компетенций, что позволит раскрыться самым неожиданным качествам человека – творческим способностям, расширению кругозора по дисциплинам.




Ход игры
п\п№
Этапы игры
Форма и метод проведения
Время

1
1-й этап
конкурс творческих
работ
Преподаватель-предметник выбирает сам. (реферат, газета,
Во время учебного процесса, согласно календарно-теметичес-
кого плана.

2
II-этап – КВН
Начало игры
Вступление ведущего, представление команд и ЖЮРИ.
10 минут

3
1 конкурс
«Приветствие»
Команды представляют самопрезитацию своей команды и своего учебного заведения
5 * 3 = 15 минут

4
Подведение итогов конкурса
Каждый из членов жюри ставит свой балл за конкурс, после чего ведущий объявляет общий балл команды.
5 минут

5
2 конкурс
«Домашнее задание»
Команды представляют, подготовленные инсценировки «Домашнего задания».
15 * 3 = 45 минут

6
Подведение итогов конкурса
Каждый из членов жюри ставит свой балл за конкурс, после чего ведущий объявляет общий балл команды.
5 минут

7
3 конкурс
«Конкурс капитанов»
Капитан команды за 5 минут должен создать спецодежду из предоставленных ему материалов.
10* 3 = 30минут

8
Подведение итогов конкурса
Каждый из членов жюри ставит свой балл за конкурс, после чего ведущий объявляет общий балл команды.
5 минут

9
4 конкурс
Музыкальный..»
Команды представляют свой музыкальный мини-спектакаль на заданную тему.
15 * 3 = 45 минут

10
Подведение итогов конкурса
Каждый из членов жюри ставит свой балл за конкурс, после чего ведущий объявляет общий балл команды.
5 минут

11
Награждение команд и завершение игры.
Ведущий предоставляет слово ЖЮРИ,
после чего завершает игру заключительной речью.
15 минут

12
ИТОГО

180 минут (3 часа)


Домашнее задание для членов команды и группы поддержки:
проанализировать проведение ролевой игры – КВН
участие в целом всей команды, свое непосредственное участие в игре
выработать свое мнение по результатам проведения игры, что понравилось, а что нет какие предложения вы сможете внести (оформить в виде статьи для газеты учебного заведения).





Список литературы
1.Учебники и учебные материалы, допущенные и рекомендованные в качестве учебников для студентов образовательных учреждений начального профессионального образования.
2.Конституция РФ и другие нормативно - правовые акты.
3.Журналы, газеты и проспекты по темам учебного материала.












































































\


Визитная карточка









Приветствие








Разминка
















Конкурс капитанов











Музыкальный конкурс










Болельщики















Жюри









Замок











Домашнее задание

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Название команды
1 конкурс
«Приветствие»
(по 5ти бальной системе)
2 конкурс
«Домашнее задание»
(по 7ми бальной системе)

3 конкурс
«Конкурс капитанов»
(по 5ти бальной системе)
4 конкурс
Музыкальный конкурс
(по 7ми бальной системе)

ИТОГО



































Подпись члена жюри _________________________________________ (__________________)








В помощь ЖЮРИ!!!

Первый конкурс оценивается по 5 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность представленной миниатюры.

Второй конкурс оценивается по 5 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность задаваемых вопросов, ответов команд на вопросы соперников, а также неординарный выход команд из трудных ситуаций, связанных с неготовностью ответить
на вопрос соперников.

Третий конкурс оценивается по 7 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность представленной миниатюры.

Четвертый конкурс оценивается по 5 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность задаваемых вопросов, ответов капитана команды на вопросы соперников, а также неординарный выход капитана команды из трудных ситуаций, связанных с неготовностью ответить на вопрос соперников.


Пятый конкурс оценивается по 7 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность представленной миниатюры.

Помощь группы поддержки оценивается 1 баллом,
команда может воспользоваться помощью группы поддержки один раз за всю игру.