Нижний Архыз — жемчужина Кавказа
«О, край родной, край, сердцу милый».
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5», г. Черкесска.
«НИЖНИЙ АРХЫЗ – ЖЕМЧУЖИНА КАВКАЗА».
Автор:
Чехова Ангелина Викторовна
ученица 6»б» класса
МКОУ «Гимназия № 5»
Руководитель:
Джандубаева Жанна Юрьевна
учитель истории и обществознания
МКОУ «Гимназия № 5»
Введение.
Архыз – жемчужина Кавказа
Высокогорья край, где скал крутой отвес.
Где сосны – небо закрывают,
Где ледники - тебя встречают
Холодным взглядом от небес.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере духовных ценностей, незнанию истории того или иного народа. Стала еще более заметной постепенная утрата нашим обществом российского патриотического сознания.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой Родины – главный принцип духовно-нравственного воспитания общества. Чем полнее, глубже, содержательнее будут у нас знания о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными они окажутся в воспитании любви к России.
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Если человек равнодушен к памятникам истории своего края, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Любовь к Родине не может появиться внезапно. Она живёт в каждом из нас с самого детства, растёт и укрепляется в течение всей жизни. Истоки этого чувства в уважении, в трепетном отношении к месту, где ты вырос, к родному краю, к людям, и, конечно же, к своей истории, к прошлому страны. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем. «Дерево сильно корнями» - гласит народная пословица. Наши корни – это прошлое страны, ее национальная культура. Это память о давних временах, «преданьях старины глубокой». Это дань благодарности тем, кто оставил неизгладимый след в истории своего Отечества.
Цели работы:
- привитие любви к Родине;
- возрождение интереса к истории своего родного края, своего народа.
Задачи:
- привлечь внимание к изучению и сохранению культурного наследия своей малой родины;
- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию своего родного края.
Гипотеза:
проект должен заинтересовать моих одноклассников и помочь им узнать историю своего родного края и восхититься красотой её природы.
Объект исследования: природа и история своего родного края, нижнего Архыза
Предмет исследования: исторические места края, памятники архитектуры.
Участники исследования: одноклассники и их семьи.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение данных научной литературы, фотографирование, создание презентаций, альбомов, обработка и анализ полученных данных.
Практическая значимость состоит в изучении и накоплении большого материала по изучению истории родного края, традиций и культуры своего народа. Сбор материала является большой ценностью для школьного музея.
СОДЕРЖАНИЕ
Нижний Архыз – жемчужина Кавказа
Нижне-Архызское городище – центр Аланской Епархии
Зеленчукские храмы. Северный храм
Средний храм
Южный храм
Архызский лик – потаенная икона
Выводы
Список использованной литературы
Нижний Архыз – жемчужина Кавказа.
В своей работе я хочу рассказать о маленьком уголке нашей огромной Родины, о Карачаево-Черкессии. На востоке она граничит с известными курортами Кавказских Минеральных Вод ( Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки). На юго-востоке к ней примыкает Кабардино-Балкария, на юге – Грузия, а на западе – Краснодарский край.
Мой край славится туризмом. Отсюда начинаются дороги в Тебердинский заповедник, Домбай , Архыз. Это одни из наиболее перспективных курортов Карачаево-Черкесии, формирующие туристско-рекреационную систему горно-оздоровительного и спортивного типа. Работают ключевые проекты в этом направлении. Российские туристы уже знакомы с курортами Карачаево-Черкесии и любят здесь отдыхать. Ведь издревле наши народы славились гостеприимством. Это гостеприимство ощущают все наши гости. Они приезжают гостями, а уезжают друзьями.
Я хочу рассказать о красивой долине Архыза. Так называется посёлок в долине реки Большой Зеленчук. В нижнем Архызе много древних храмов. Располагаются храмы на территории музея-заповедника.
В реках Архыза, как и в других горных реках, живёт ручьевая форель. Она может легко подняться вверх по реке, даже по водопаду. В долине находится Архызский участок Тебердинского заповедника. Много здесь и туристских маршрутов, с которыми я хочу вас познакомить.
2. Нижне-Архызское городище – центр Аланской Епархии.
Нижне-Архызское городище, получившее свое название от небольшого поселка Нижний Архыз, расположено в ущелье реки Большой Зеленчук, в 22 км от станицы Зеленчукской Зеленчукского района.
Городище занимает почти всю долину, длина его 2,5 км, а общая площадь равна приблизительно 63 гектарам, в эту территорию входят и недостроенные участки сельскохозяйственной округи города, огороженные оборонительными стенами. Таким образом, по площади памятник очень значителен. Нет сомнения в том, что здесь расположено христианское кладбище, которое было окружено высокой каменной оградой, а посередине кладбища стояла маленькая церковь.
Долее к югу следует вторая оборонительная стена городища. Это – основной оборонительный рубеж городища. Против этих построек стоит величественный северный Зеленчукский храм, бывший кафедралом Аланской епархии. Храм окружало обширное христианское кладбище.
В 60 м к югу от северного храма хорошо прослеживается развал стен огромного здания. Территорию двух крупных христианских кладбищ, кафедрального собора и семи небольших одноапсидных капелл позволяет считать эту часть городища поселком Аланской епархии.
Зеленчукские храмы. Северный храм.
В группе Зеленчукских храмов первым, скорее всего, был воздвигнут северный храм. Для только что созданной Аланской епархии по причинам государственного престижа требовался кафедральный собор. «Соборный храм столичного города был для людей того времени архитектурным воплощением могущества и величия государства».
Северный храм наиболее крупный и монументальный храм не только Нижнего Архыза, но и всего Северного Кавказа. Это и ряд уникальных признаков, наличие крещальни, богатых
захоронений, позволяет считать северный храм кафедральным собором Аланской епархии, построенным раньше других Зеленчукских храмов – во второй четверти X века,
при абхазском царе Феоргии II ( 920-955 ), заслужившем благодарность патриарха Николая Мистика за «ревность» в деле просвещения князя Алании и его подчиненных. Эта дата имеет подтверждение в датированных этнографических памятниках и археологических материалах, обнаруженных вокруг храма.
Ко времени появления первых христианских проповедников в долине Большого Зеленчука жизнь здесь уже была: в раскопках встречены материалы IX в., в том числе шелковые ткани. Можно сделать предположение, что в долине Нижнего Архыза в IX в. существовало стоящее на трассе «шелкового пути» аланское поселение. С появлением миссионеров, организации епархиального центра, строительством кафедрального собора и началом массового крещения началось быстрое оживление, концентрация населения и строительство городских кварталов. В некоторых из них возводятся небольшие квартальные или домовые церкви.
Исследователи А. А. Демаков и И. Л. Чумак провели специальные инструментальные замеры по продольным осям всех Зеленчукских купольных храмов, исследовали азимуты этих осей и высоты видимого горизонта и рассчитали наиболее вероятные дни закладки храмов. Эти расчеты показали, что северный храм был заложен 8 мая, а на следующий день 9 мая отмечался престольный праздник св. Николая Мирликийского. Отсюда следует вывод о посвящении северного храма св. Николаю Чудотворцу.
Средний храм.
Расположен на северной окраине города, на расстоянии 800 м от поселка епархии. В отличие от северного храма, никогда не перестраивавшегося и светившегося девственной чистотой первозданности, теперь грубо за реставрированной, средний храм претерпел существенные изменения.
Время строительства среднего храма пока также остается проблематичным, прямых данных нет. В датировании мог бы помочь искусствоведческий анализ фресковых росписей, но они или погибли, или скрыты штукатуркой XIX в. и не изучены. Бесспорно, они были: «По рассказам старожилов, кубанских казаков, лет 30-40 тому назад внутренность обоих храмов была покрыта сплошною штукатуркой, по которой отчетливо были видны все изображения святых и с надписями, но не на русском языке».
Во второй половине XIX века на территории нижне-Архызского городища был основан православный мужской Александро-Невский монастырь. В 1897 году монахи восстановили Средний храм. Освятили его в честь Троицы и проводили в нем богослужения. Согласно исследованиям А.А .Демакова и И.Л. Чумака, это храм был заложен в праздник Преображения и посвящен Христу Спасителю ( данные 1988 года). Датируется первой четвертью X века.
Южный храм.
Из Зеленчукской группы самый скромный.
Второе название южного храма Архыза - Ильинская церковь, так как посвящена пророку Илие. Единственный действующий храм из Зеленчукской группы. Находится непосредственно на территории Нижнее-Архызского городищаДатировка точно неизвестна, но не позже второй половины 10-го века. Небольшая четырехстолпная крестовокупольная церковь. Длина 7.7 м, ширина 6.16 м. Сложен, как и остальные храмы Архыза римско-византийским способом, но более грубо. Особенностью южного храма Архыза является овальная форма барабана.Судя, по скромным размерам и месторасположению являлся домовой часовней какого-то знатного и богатого жителя древнего города. Это древнейшая из действующих православных церквей России. Вновь освящена она в 1991 году. Сохранилась роспись алтарной части. Зеленчукские храмы строились под влиянием византийских форм пришедших в Аланию
из древней Абхазии поэтому отличаются от архитектурных форм Северо-Кавказского зодчества того времени.
Архызский лик – потаенная икона.
Я хочу рассказать об удивительном открытии наскальной иконы на склоне горного хребта, обращенном к среднему храму на левом берегу р. Большой Зеленчук, летом 1999 г. Удивительное состоит в том, что икона не была известна ни монахам св. Александро-Афонского Зеленчукского монастыря, существовавшего в Нижнем Архызе до революции 1917 г., ни местным жителям и охотникам, избороздившим скалы. Это открытие свидетельствует о том, что Нижний Архыз далеко не исчерпан и может подарить науке впредь новые интересные находки.
В мае 1999 года научные сотрудники Нижне-Архызского музея – заповедника проводили археологическое обследование хребта Мицешта, который своими лесистыми отрогами возвышается над Нижне-Архызским городищем. Район обследования был выбран не случайно, т.к. именно здесь, по сообщению местных жителей Сергея и Анатолия
Варченко, видели какую-то икону. Спаситель со скалы смотрит точно на восток, и если провести условную линию, она пройдет как раз через Северный храм Нижне-Архызского городища. Именно в нем в начале X века аланы проходили обряд крещения. Кстати, древнехристианские храмы сохранились здесь до наших дней практически в своем первозданном виде. Скала, где нарисован Образ, своей плоскостью обращена почти строго на восток. Если же мысленно продолжить вектор направления глаз образа, то он укажет на Средний Зеленчукский храм - второй по величине храм городища. Можно утверждать, что прямая зрительная часть между иконой и древнейшим храмом на территории Нижнего Архыза не случайна, а указывает на духовно-литургическую и историческую связь между ними. Ученые склоняются к точке зрения о хронологической близости создания Образа ко времени строительства храмов и создания Аланской епархии.
Лик очень похож на знаменитую синайскую икону Христа Пантократора, которая, по весьма распространенной версии, была списана с лика , проступившего на Туринской плащанице. Сходство Архызского лика с ликом, запечатленным на синайской иконе, подтверждает и главный сотрудник Государственного Эрмитажа Борис Сапунов. Ранее он проводил сравнение синайской иконы с изображением на Туринской плащанице и нашел, что в изображении двух ликов имеется как минимум 45 совпадений. По словам Сапунова, Архызский лик в свою очередь имеет гораздо больше совпадений с синайской иконой.
В мае 2011 года была построена металлическая лестница к Лику. Прежде туристам приходилось взбираться на отвесную гору. В настоящее время любому по силам подняться по устойчивой, огражденной перилами, 245 метровой лестнице из 526 ступенек. Кроме того, на протяжении всего пути предусмотрены лавочки для отдыха и смотровые площадки.
Выводы.
Существуют памятники, достойные внимания многих поколений. Нижний Архыз – это памятник достойный не меньшего внимания. Нижне-Архызское городище с X века стало административным и культурно-идеологическим центром Алании, весьма вероятно центром владения аланской правящей династии и соответственно этому статусу – центром Аланской епархии. Нижне-Архызское городище X-XII вв. предстает перед нами как один из ценнейших археологических памятников Северного Кавказа.
Я очень люблю свой край и горжусь своей историей.
После революции в 20-е годы храм был разграблен. В 30-е годы на территории бывшего монастыря располагалась колония для преступников, немного позже, интернат для детей-сирот, среди которых было много ленинградцев-блокадников, еще позже – детские летние лагеря отдыха.
Хочу отметить, что интерес к Нижнему Архызу у людей во всем мире только возрастает, так как здесь переплелись интереснейшая и богатая история с уникальной природой.
Список использованной литературы.
1. Рупич А. П., Михайлов Н. Н. Городище .Ставрополь, 1976.
2. Кузнецов В. А. Древнерусские предметы, найденные на Северном Кавказе. Древние славяне и их соседи. М., «Наука», 1970.3. Ермоленко М. Памятники древнего христианства на Кавказе. Ставрополь, 1913.4. Виноградов В. Б. Следы Кавказской христианской митрополии XIII-XIV вв. в российских источниках XVIII века. Историческая география Дона и Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 1992.5. Иванов С. А. Византийская религиозная миссия X - XI вв. с точки зрения византийцев. Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 200, 3.6. Древние христианские памятники на Северном Кавказе. Газ. «Терские ведомости» № 160,21 июля 1903г.
7. Кузнецов В.А. "Христианство на Северном Кавказе до XV в." Издательство "ИР", Владикавказ 2002 г.
Приложение – презентация.
АРХЫЗ