обобщение педагогического опыта на тему:Использование современных образовательных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса и развития познавательного интереса обучающихся


(2 слайд) Использование современных образовательных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса и развития познавательного интереса обучающихся.
(3 слайд) Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.
Методическая тема школы: «Комплексное использование современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса с целью развития личностных способностей учащихся». Поэтому учебное заведение обращается к личности каждого учащегося, к его внутреннему миру, где сокрыты не развитые способности и возможности, и соответственно, основная цель обучения в школе - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для полного и свободного развития личности.
Таким образом, ведущая цель обучения в школе подчинена созданию необходимых инновационных методических предпосылок для комплексного решения проблемы повышения эффективности учебного процесса, достижения высокого уровня образования, основанного на широком использовании современных образовательных технологий.
При этом естественным образом возникают противоречия:
между неэффективными традиционными методами и формами обучения и необходимостью развития познавательного интереса и способностей учащихся;
между необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;
между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом.
Все это и определило выбор темы моего педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса».
(4 слайд) Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
  Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
     В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.      
   Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
(5 слайд) Теоретической базой моего педагогического опыта явились работы Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, научные идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и передовой педагогический опыт ведущих педагогов страны. В основе педагогического опыта лежат основные положения теории Л.С.Выготского (вспомним его мысль, которую можно рассматривать в качестве центральной для образовательного процесса: «Развитие есть результат обучения…»). Считаю, что опыт моей работы можно определить как репродуктивно-поисковый.
(6 слайд) Целью данной работы является выявление положительных сторон при использовании современных образовательных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса и развития познавательного интереса обучающихся.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
Рассмотреть целесообразность применения тех или иных современных образовательных технологий на различных этапах урока.
Выявить влияние внедрения инноваций на повышение уровня мотивации обучения.
Сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий.
(8 – 11 слайды) В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Здоровьесберегающие технологии  
Технология интегрированного обучения
Традиционные технологии (классно-урочная система)
 
1). Информационно – коммуникационная технология
      На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся. Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.
      Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:
— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
— использование тренинговых (тренировочных) программ;
— использование диагностических и контролирующих материалов;
— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
— использование компьютера для вычислений, построения графиков;
— использование игровых и занимательных программ;
— использование информационно-справочных программ.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
— графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
           
Формы использования ИКТ
В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:
·                     мультимедийные сценарии уроков;
·                     проверка знаний на уроке и дома (самостотяельные работы, математические диктанты, контрольные и самостотяельные работы, онлайн тесты);
·                     подготовка к ОГЭ, ЕГЭ
  Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
- психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- идет более полное усвоение теоретического материала;
-идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
- формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
2) Технология критического мышления
     Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
1.     Критическое мышление – мышление самостоятельное
2.     Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
3.     Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
4.     Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
5.      Критическое мышление – мышление социальное
       Технология РКМ позволяет решать задачи:
-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности;
-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
    ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
    Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.
 
Функции трех фаз технологии развития критического мышления 
Вызов 
Мотивационная    (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями)  Осмысление содержания  Информационная(получение новой информации по теме) Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)  Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная(приобретение нового знания) Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса)
 
3) Проектная технология
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и  определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе.
Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети включаются в учебный процесс?" Одна из причин этого - индивидуальность каждого ребенка, которая и определяет индивидуальный путь к познанию. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является   « Метод проектов». Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний  и повышения  качества обучения.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Под методом проектирования понимается обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности. Метод проектов один из главных методов, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития. Возьму на себя смелость высказать суждение о том, что метод проектов, методика сотрудничества при организации работы учащихся в значительной мере соответствуют обозначенным положениям. Изучая и анализируя результаты работы коллег, я попыталась организовать и провести подобную работу на уроках математики.
Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Этапы работы над проектом
Этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя
Организационно-
подготовительный Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп. Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.
 Поисковый Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.
Итоговый Оформление проекта, подготовка к защите. Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта.
Рефлексия Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» Оценивание каждого участника проекта.
Пример 1:
Урок геометрии 8 класс.
Тема:  «Четырехугольники».
Этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя
Организационно-
подготовительный Разбиваются на группы, (кол- во групп соответствует видам четырехугольников) разрабатывают основные идеи, цели своей работы, составляют план Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах
Поисковый Сбор, анализ и систематизация собранной информации о свойствах и признаках четырехугольника, запись  материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. Консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.
Итоговый Оформление своего проекта, защита его Оказывает помощь в оформлении
Рефлексия Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» Оценивание каждого участника проекта.
   
В итоге общим  итогом деятельности всех участников и групп становится создание классификации четырехугольников.
Использование проектной деятельности учащихся позволяет:
- развивать коммуникативные и организационные навыки работы с
информацией;
- совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность учащихся;
- создавать устойчивые установки на активное восприятие информации;
- стимулировать инициативу и рост творческих возможностей.
Использование метода проектов позволяет решать следующие задачи:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- формирование у школьников учебной компетенции для непрерывного самообразования;
- формирование специфических умений и навыков, а также ознакомление с методами исследования в рамках каждой образовательной области;
- формирование общеучебных и коммуникативных навыков.
К общеучебным умениям и навыкам относятся:
- постановка учебной проблемы, формулирование темы, определение в теме объекта и предмета исследования;
- формулирование гипотезы и её положений;
- определение целей и задач проектной работы;
- выбор рационального и оптимального способа достижения цели;
- планирование самостоятельной работы;
- организация мыслительной деятельности;
- оценка результатов своих действий.
Успех человека в современном мире во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить: удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведённые как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления.
4). Технология проблемного обучения
    В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления. В этом плане традиционная система обучения имеет значительные недостатки по сравнению с проблемным обучением.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. 
При использовании данной технологии опираюсь на основные положения теории проблемного обучения (М. И. Махмутов).  Придерживаюсь особенностей создания проблемных ситуаций, требований к формулировке проблемных вопросов, т. к. вопрос становится проблемным при определенных условиях:  он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.
Для активизации умственной деятельности учащихся и развития их мыслительных способностей использую познавательные задачи.
 
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:
- изучения нового материала и первичного закрепления;
- комбинированных;
- блоковых проблемных занятиях - тренингах.
 
Данная технология позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
    Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, учитель просит учеников вспомнить известную формулировку понятия, правила, а затем предлагает для анализа такие специально подобранные факты, при анализе которых возникает затруднение.
    Второй вид проблемного изложения нового материала - проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для самостоятельного решения. В процессе такого эвристического поиска возникает и поддерживается устойчивое внимание.
    Опрос можно осуществить как решение учебно-познавательных задач, требующих не только воспроизведения изученного, но и установления более глубоких связей в понятии. Каждое из таких заданий требует не просто воспроизведения материала, а заставляет анализировать изученное, что способствует интеллектуальной активизации класса.
В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим образом:
1) подготовительный этап;
2) этап создания проблемной ситуации;
3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;
4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;
5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;
6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях.
Пример 2:
«Неравенство треугольника»
Создание проблемной ситуации на уроке «Геометрии 7 класс» «Возможно ли построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами 2 см, 5 см и 9 см?»
 
Пример 3:
«Нахождение дроби от числа».
1)     Решим задачу: «Огород занимает 6 ар земляного участка. На 1/3 огорода посажен картофель. Какую часть всего земляного участка занимает картофель?» Можем ли мы решить задачу? Как?
2)     Охарактеризуйте задачу. Отойдем от огорода и картофеля, перейдем к величинам. Что нам известно? [целое]. Что нужно найти? [часть]
3)     Возьмем ту же задачу, но изменим значения одной величины: «Огород занимает 4/5 земельного участка. На 2/3 огорода посажен картофель. Какую часть всего земельного участка занимает картофель?» Изменился ли математический смысл задачи? [нет]. Значит, опять известно целое, а ищем часть. Влияет ли замена 6 на 4/5 на решение? Можно ли решить?  [нет].
4)     Что за ситуацию мы получили?
[Обе задачи на нахождение части от числа. Но одну мы можем решить зная определенные дроби, понятие числителя и знаменателя, а вторую не можем.] Проблема: не знаем общего правила нахождения дроби от числа. Нужно вывести это правило.
При объяснении нового материала в основном используются две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковую беседу.
Проблемное изложение. В этом случае проблему ставит и решает учитель. Он не просто «излагает материал», а размышляет вслух над проблемой, рассматривает возможные подходы к ее решению и пути решения. Одни из них в процессе рассуждения он отвергает как несостоятельные, другие принимает и развивает. Таким образом, он постепенно приходит к верному решению. На таких примерах учащиеся учатся логике рассуждений при решении проблем, их анализу, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяют в тех случаях, когда материал совсем новый или слишком сложный для того, чтобы можно было организовать его коллективное обсуждение, вовлечь учащихся в поисковую беседу.
Во многих случаях в форме проблемного изложения целесообразно знакомить учащихся с «великими» открытиями или теоремами в геометрии. В теме «Четырехугольники» таковыми являются теорема Фалеса, понятие площади.
Пример 4: 
Одним из важных понятий геометрии является понятие площади фигуры. В обычной жизни на каждом шагу мы встречаемся с понятием «площадь». Каждый понимает смысл слов: площадь комнаты, площадь садового участка. На вопрос что такое площадь не каждый ученик даст вам ответ. Даже математики смогли создать соответствующую математическую теорию сравнительно недавно. Правда, это никому не мешало успешно использовать понятие площади и в науке, и на практике с незапамятных времен. Измерение площадей считают одним из самых древних разделов геометрии; в частности название "геометрия" (т.е. "землемерие") связывают именно с измерением площадей. Согласно легенде, эта наука возникла в Древнем Египте, где после каждого разлива Нила приходилось заново производить разметку участков, покрытых плодоносным илом, и вычисление их площадей. В древности считалось, что площадь четырехугольника, последовательные стороны которой имеют длины a,b,c,d, можно вычислять по формуле (то есть полусумму длин противоположных сторон умножить на полусумму двух других сторон). Эта формула, найденная опытным путем, неверная; в этом мы сможем убедиться на конкретном примере, например, когда выведем формулу параллелограмма. По-видимому, в древности приходилось рассматривать лишь участки, мало отличающиеся от прямоугольника по форме, а для таких участков погрешность, вносимая указанном формулой, невелика. Лишь в последствии было полностью развито учение о площадях и получены точные формулы для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и других многоугольников.
Подготавливая материал для проблемного изложения, учителю следует выделить то, что ученики должны записать в тетради. Замети, что при проблемном изложении часто оказывается полезным разделять материал на отдельные логически связанные части. После изложения каждой такой части учащимся разрешается задавать вопросы.
Поисковая беседа. При изложении нового материала на уроках математики чаще используют другую форму проблемного обучения - поисковую беседу. Смысл ее – привлечение учащихся к разрешению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее учителем системы вопросов. Поисковая беседа может быть использована в тех случаях, когда ученики обладают необходимыми знаниями для разрешения выдвигаемых проблем. Чтобы поисковая беседа не вылилась в работу только небольшой группы учеников и в наблюдение за этим процессом «со стороны» остальных, необходимо иметь в виду следующее:
1) после формулировки проблемы убедиться в том, что все учащиеся поняли ее смысл (для этого достаточно спросить одного-двух слабых учеников);
2) не спешить с началом обсуждения, т.е. не начинать его сразу, как только первый ученик поднимет руку;
3) систематически спрашивать тех, кто не проявляет активности, поощряя их в случае удачного выступления.
Опыт показывает, что при этих условиях удается держать в рабочем напряжении всех учеников класса и постепенно развивать интерес к творческой работе у подавляющего большинства из них.
Рассмотрим в качестве примера 5 организацию поисковой беседы при изучении теоремы Пифагора. Урок начнем с решения одной старинной задачи. «На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной 30 локтей, другой – 20 локтей. Расстояние между их основаниями – 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами. Они кинулись к ней разом и достигли ее одновременно. На каком расстоянии от более высокой пальмы появилась рыба?» Далее учитель с учениками переводит задачу на язык математики, учащиеся выдвигают гипотезы по методам решения, но все они приводят в тупик, так как не хватает знаний, а именно, нужно знать зависимость между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике. Далее учитель предлагает найти зависимость между гипотенузой и катетами практическим путем (как это делал Пифагор). Построить треугольники с катетами 3 и 4, 6 и 8, 8 и 15, 12 и 5. Измерим длину гипотенузы в каждом треугольнике, занесем данные в таблицу. Вопрос ученикам: какую зависимость видит каждый из вас? Ученики предлагают, все вместе проверяем для других случаев. Если ученики не увидели зависимости, учитель им подсказывает, что надо найти квадраты катетов и гипотенузы.
Чаще всего поисковая беседа охватывает не весь новый материал, изучаемый на уроке, а какую-то его часть или отдельные части, изучение которых в проблемном плане представляется наиболее целесообразным. Однако есть и такие вопросы, изучение которых может быть организовано полностью в форме поисковой беседы. Таких вопросов сравнительно немного, и можно пойти на неизбежные при этом дополнительные затраты времени, поскольку развивающий эффект этих уроков очень высок. Проводившиеся нами контрольные проверки показывали, что материал, изученный в ходе таких уроков, учащиеся усваивают особенно глубоко и прочно запоминают.
О работе над определением:
Работа над определением многогранна. Чтобы усвоить определение, нужно установить его, выявить связи между рассматриваемым понятием, привести примеры, отвечающие определению и не отвечающие ему. Усвоение определения не будет эффективным, если не решать задачи (сначала простые, а потом посложнее) на применение определения. Существует и ряд других сторон этой работы, но начальный этап, как правило, связан с изучением самого текста определения.
Многие школьники не понимают, что значит «принять иное определение». Они считают, что учить определение — это значит перечитывать его, пока не запомнишь («как стихи или прозу»). За тринадцать лет педагогической деятельности у меня накопился некоторый опыт воспитания разумного подхода к изучению текста определения.
В работе над определениями мне помогает создание проблемных ситуаций.
Пример 6:
Ситуация предположения состоит в выдвижении учителем или учеником предположений какой-либо закономерности с вовлечением учащихся в исследовательский поиск.
Для начала учащимся предлагается выяснить, справедливо ли «определение»: «Окружностью называется плоская замкнутая линия». Предлагается нарисовать линию, отвечающую этому «определению». Обычно обучаемые быстро предлагают рисунки, ясно показывающие непригодность данного «определения».
Выясняется, что в нем было опущено существенное условие: все точки окружности одинаково удалены от одной и той же точки (центра). Этот пробел и привел к изображению «странных окружностей».
Пример 7:
В этом примере создается ситуация неопределенности (предъявляемое проблемное задание содержит недостаточно данных для получения однозначного решения).
«Параллелограммом называется четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны», и снова перед обучаемыми ставится задача привести пример фигуры, соответствующей этому «определению», ныне являющейся параллелограммом. Ясно, что такой фигурой может быть трапеция, ясна и причина возможного несоответствия.
Я рекомендую учащемуся, начиная самостоятельную работу над определением, не заглядывать в учебник или справочник. Сначала необходимо написать текст определения так, как он себе его представляет, и лишь после этого проверить себя.
Обычно часть определения усваивается сразу еще на уроке. Но в какой-то части определения, возможно, обнаружатся расхождения. В этом случае надо обязательно разобраться, в чем разница, и увидеть, как изменился смысл определяемого понятия. Эта работа помогает понять значение каждого слова в определении и избавляет нас от необходимости «учить» определение: после обдумывания каждого слова в определении оно запоминается само собой. Тщательная работа над текстом определения существенно повышает уровень культуры мышления учащихся, способствует развитию логики мышления и речи обучаемых, повышает интерес к предмету.
Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
5). Игровые технологии
« Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его более занимательным»
Блез Паскаль
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
  Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Классификация педагогических игр
1.     По области применения:
—физические
—интеллектуальные
—трудовые
—социальные
—психологические
2.     По (характеристике) характеру педагогического процесса:
—обучающие
—тренинговые
—контролирующие
—обобщающие
—познавательные
—творческие
—развивающие
3.     По игровой технологии:
—предметные
—сюжетные
—ролевые
—деловые
—имитационные
—драматизация
4.     По предметной области:
—математические, химические, биологические, физические, экологические
—музыкальные
—трудовые
—спортивные
—экономически
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.
—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Обучение в  игре  позволяет научить:
Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять
 
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
§        стимулируется познавательная деятельность
§        активизируется мыслительная деятельность
§        самопроизвольно запоминаются сведения
§        формируется ассоциативное запоминание
§        усиливается мотивация к изучению предмета
 
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
Пример 8:
«Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)
Игра «Соревнование художников»
 На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).
 Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.  
Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

Пример 9:
 Игра «Магические квадраты»
 А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.

Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.
Небольшие творческие задания предлагаю на каникулы:
1. Проиллюстрируйте применение математических понятий, терминов на примерах из жизни, художественной литературы, на различных школьных предметах.
В 5 классе учащимся предлагается сделать подборку пословиц и поговорок, в содержание которых входит число.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не догонишь.
Семь деревень, а лошадка одна.
2. Придумайте свою задачу, оформите ее и решите на данную тему. Классифицируйте задания по данной теме по уровню сложности и составьте примерную контрольную работу для товарищей.
3. Напишите сказку, стихи, басню, сценку на математическую тему. Такое задание необычно для урока математики и поэтому вызывает интерес.
Пример 10:
После изучения темы “Нахождение части от числа” ученик 6 класса написал следующую сказку:
“В некотором царстве, в некотором государстве жило положительное Число, а у этого числа была дочь - Дробь и сын - Процент. Сын и дочь всегда спорили между собой, кто из них главнее, кто дороже Числу. Но хоть они и жили в Математическом городе, они совсем не знали математики, им было невдомек, что Процент и Дробь - это часть Числа, а поэтому для Числа они одинаково дороги”.
Нельзя считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой “ легко и просто”. Легких путей в науке нет. Но необходимо использовать все для того, чтобы дети учились с интересом. Дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания, развития творческой личности.
6). Технология модульного обучения
 
 Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого – функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации.
 В своём первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х годов XX столетия и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся с небольшой помощью учителя или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога стали варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе стало осуществляться на принципиально иной основе: с помощью модулей обеспечивалось осознанное самостоятельное достижение обучающимся определённого уровня предварительной подготовленности. Успешность модульного обучения предопределялось соблюдением паритетных взаимодействий между педагогом и учащимися.
     Основная цель современной школы – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
В основе модульного обучения лежат четыре основополагающих понятия:
1. Учебный блок - модуль (модульная программа).
2. Временной цикл (законченный блок-модуль материала).
3. Учебное занятие (очень часто это   «спаренный урок»).
4 .Учебный элемент (алгоритм действий ученика на уроке).
 
В модуль входят:
1) план действий с указанием конкретных целей; 
2) банк информации;
3) методическое руководство по достижению указанных целей.
При составлении модуля используют следующие правила:
1)  В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.
2)  Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого  учебного  элемента.  Чаще  всего  это  взаимоконтроль,  сверка  с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
3)  После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.
     
    На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждый из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей.
       Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.
     Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.
 
Достоинства модульного обучения
  Недостатки и ограничения модульного обучения
1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.
2.    Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
3.  Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
4.    Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
5.   Обучение в меньшей степени становится зависимым  от педагогического  мастерства учителя.
6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.
7. Первоочередное формирование навыков самообразования.  1.  Большая трудоемкость при конструировании модулей.
2.    Разработка   модульных   учебных   программ   требует   высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.
3.  Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию        творческого        потенциала        обучающихся,        особенно высокоодаренных.
4.  В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными      диалоговые      функции      обучения,      сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.
5.Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.
 
Пример 11:
«Решение систем уравнений второй степени способом сложения и способом введения новой переменной»
Значение урока.
1). Применение модульного обучения позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении математики. На данном этапе ученики уже освоили базовый уровень  решения систем уравнений. Поэтому на данном уроке ученики имеют возможность проверить свой базовый уровень усвоения темы и познакомиться с новыми способам решения систем уравнений  с двумя переменными (повышенный уровень) в оптимальном для себя темпе.
2).Применение технологии модульного обучения включает каждого школьника в осознанную учебную деятельность, формирует у каждого школьника навыки самообучения и самоконтроля.
3).В результате овладения содержанием модуля ученики должны уметь:
I-уровень       решать системы уравнений с двумя переменными способом подстановки и графическим способом по алгоритму
II-уровень      решать систему уравнений с двумя переменными, где оба уравнения второй степени, выбирая самостоятельно способ решения
III-уровень применять полученные знания в нестандандартных ситуациях
 Цель урока:
1). Отрабатывать навыки решения систем уравнений способом подстановки и графическим способом
2). Обеспечить усвоение учащимися других способов решения систем уравнений второй степени различными способами
3). Формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля
4). Включать каждого ученика в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.
 План урока:
1).Актуализация знаний
2). Мотивационная беседа, постановка цели урока
3). Входной контроль
4). Изучение нового материала (задание 1 и 2)
5).Итоговый контроль
6). Рефлексия
7). Домашнее задание
 Содержание урока:
1). Актуализация знаний
Фронтальная работа с классом, в это время помощники (выбранные из учеников проверяют выборочно домашнее задание).
·        Что называют решение систему равнений второй степени
·        Что значит решить систему уравнений
·        Какие вы знаете способы решения систем
·        Как решить систему способом подстановки
·        Как решить систему графическим способом
2). Мотивационная беседа, постановка цели урока
Ребята мы уже умеем решать системы уравнений графическим способом и способом подстановки. Посмотрите на систему уравнений

Каким способом, возможно, её решить.
  Действительно решать данную систему известными способами не удается. Существуют и другие способы решения систем уравнений второй степени, с которыми мы познакомимся на этом уроке.
Цель нашего урока    проверить базовый уровень усвоения темы и научиться решать системы новыми способами
3).Входной контроль
Цель: оценить исходный уровень ваших знаний по решению систем уравнений второй степени
1 вариант.
1. (1 балл) На рисунке изображены графики двух функций.
 

Используя эти графики решить систему уравнений       

(1 балл)  Решить систему уравнений  
     А). (2;3); (-2;-3)    Б). (3;2);(2;3)       В).(3;2); (-3;-2)
3). (2 балла) Решить систему уравнений 
4). Изучение нового материала.
Цель: научиться применять способ сложения при решении систем уравнений с двумя переменными второй степени.
Блок 1.
   Если система состоит из двух уравнений второй степени с двумя переменными, то найти её решения бывает очень трудно. В отдельных случаях найти её решения можно применив способ сложения
  (выполним  сложение этих уравнений) 
Ответ: (4;-1), (4;1), (-4;1) , (-4;-1). 
При применении способа сложения получаем равносильное уравнение, из которых легче выразить одну из переменных.
Самостоятельно решаем систему (3 балла)
№ 448 (б)
    Ответ: (6;5)  (6;-5)   (-6;5)   (-6;-5)             
Проверяем решения, если реши верно, то записываем себе в карточку-зачетку три балла.
Блок 2.
Цель: научиться решать системы уравнений с двумя переменными с применением способа введения новой переменной.  При решении систем уравнений второй степени часто используется способ введения новой переменной. 
      В данной системе выражать одну переменную через другую достаточно сложно. Поэтому введем новую переменную.
Обозначим каждое из выражений новой буквой  
Получим систему уравнений
    Ответ: (5;-2)
Если решение получено самостоятельно, то 4 балла.
Если учитель, один раз помог ученику, 3 балла.
Если же ученик, самостоятельно без помощи учителя не смог решить, то только 1 балл.
 5). Итоговый контроль.
Цель: оценить уровень усвоения нового материала.
1.     (4 балла)Решить систему способом сложения 
2.      (4 балла) Решить систему уравнений способом введения новой переменной
Проверьте задание и поставьте набранное количество себе в карточку-зачетку
6). Рефлексия
 
Фамилия Имя_________________________________
 
Номер учебного модуля Количество баллов
Входной контроль  
Блок 1  
Блок 2  
Итоговый контроль  
Всего баллов  
 
Оценка:_______________
 
Необходимо посчитать количество баллов, оценить свой труд
Оценка «5»- 14 до 19 баллов
Оценка «4»- 9 до 13 баллов
Оценка «3»- 6  до 8 баллов
7). Домашнее задание.
7). Здоровьесберегающие технологии
 
    Здоровье - это величайшая ценность человека.  
Здоровье, по словам Н.М.Амосова, можно определить «как непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье».  Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, общественной.
 В последние годы ухудшилось состояние здоровья детей и подростков. На текущий момент здоровые дети составляют лишь 3-10 % от их общего числа.
  По данным Министерства здравоохранения России только 5% выпускников школ являются здоровыми. Здоровье детей является общей проблемой  медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит  от внедрения в процесс обучения  здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся. Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.  Работая учителем математики при организации учебной деятельности, я уделяю внимание следующим факторам:
 - комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;
  - соблюдение  санитарно-гигиенических условий обучения  (наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответсвующих  СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д.) Организовано проветривание до и после занятий и частичное -  на переменах.  Проводится влажная уборка кабинета между сменами);
 -правильное соотношение между темпом и информационной плотностью  урока (оно варьируется с учетом физического  состояния и настроения учащихся);
 - построение урока с учетом работоспособности учащихся;
 - благоприятный эмоциональный настрой;
 - проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
   Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами.  Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища  (особенно спины)   и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление  у школьников.
Пример 12:
I).гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко.
 1.Вверх-вниз, влево - вправо.   Двигать глазами  вверх-вниз, влево - вправо.  Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.
 2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
 3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого  верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
 4.Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.
II).Пальчиковая гимнастика
 1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони, дети имитируют движение волн.
 2. Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.
  При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.
  Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье.
Пример 13:
Рассмотрим некоторые задачи:
 1. Произведение двух последовательных натуральных чисел равно 132. Найдите сумму этих чисел, и вы узнаете, сколько пар хромосом в хромосомном наборе человека.
  Ответ: 23 пары.
 2. За день сердце может перекачать 10 000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра?
 Ответ:40 дней.
 3. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если  витамина С   мы в день должны употреблять 60 мг.?
 Ответ:15 мг.
    Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
 
8).Технология интегрированного обучения
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Преимущества интегрированных уроков.
Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.
Закономерности интегрированных уроков:
весь урок подчинён авторскому замыслу,
урок объединяется основной мыслью (стержень урока),
урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,
этапы и компоненты урока находятся в логико - структурной зависимости,
отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».
Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:
1.     Паритетным, с равным долевым участием каждого из них;
2.     Один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
3.     Весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Методика интегрированного урока. 
Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный 2. Исполнительный 3. Рефлексивный. 
1.планирование
2. организация творческой группы 
3. конструирование содержания урока
4. репетиции Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.
В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки
 
Пример 14: 
«Масштаб» (интегрированный урок в 6 класс) (география и математика)
Учитель математики: запишем это понятие как тему урока «Масштаб» в тетрадях по математике. Знакома ли вам, ребята, эта тема? Где вы с нею уже встречались? Что вы уже знаете по данной теме?Учитель географии: Какое определение масштаба мы давали на уроках географии?Какие виды масштаба вы знаете?
Учитель математики: для успешной работы на уроке нам нужно вспомнить и вопросы из математики, а именно: определение отношения; определение пропорции;основное свойство пропорции;  виды пропорциональной зависимости между величинами; соотношения между единицами длины: 1 км = ? м = ? см.Как вы думаете, почему после изучения темы «Отношения и пропорции» по математике у нас по теме «Масштаб» проходит интегрированный урок?
Задания:
Выпишите масштабы географических карт атласа, выделив крупномасштабную карту и мелкомасштабную, определите, какой из масштабов наибольший. Определите расстояние между городами Москва и Санкт-Петербург, Санкт-Петербург и Петрозаводска и т.д.
9). Традиционная технология
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.С.Коменским.
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;
- группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;
- основной единицей занятий является урок;
- урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по  своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности.
Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.
По своему характеру цели традиционного обучения представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности.
Традиционная технология представляет собой, прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда.  В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями.
 Положительные стороны Отрицательные стороны
Систематический характер обучения
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала
Организационная четкость
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Шаблонное построение, однообразие
Нерациональное распределение времени урока
На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания
Учащиеся изолируются от общения друг с другом
Отсутствие самостоятельности
Пассивность или видимость активности учащихся
Слабая речевая деятельность (среднее время говорения учащегося 2 минуты в день)
Слабая обратная связь
Усредненный подходотсутствие индивидуального обучения
(12-13 слайды)
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогет достигать лучшего результата в обучении математике, повышает познавательный интерес к предмету.
Достигнутые результаты:
Успеваемость:
Сводные данные по успеваемости и количеству обучающихся, освоивших государственные учебные программы.
Учебный год Количество, обучающихся, обучаемых данным преподавателем Количество обучающихся, освоивших данные государственные учебные программы Успеваемость по предметам
2011-2012 52 52 100%
2012-2013 30 30 100%
2013-2014 51 51 100%
Олимпиады:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
Учебный год Класс ФИО участника Место
2011- 2012 7
9
11 Борзых Анастасия
Гусева Мария
Клюшин Максим
Плужникова Анна
Курачев Артем
Савинова Ирина
Грачев Евгений 3
2
1
2
3
3
3
2012-2013 8
10 Прокофьев Александр
Максимов Роман
Савельев Сергей 1
1
3
2013-2014 5
11 Мелентьев Максим
Корякин Даниил
Котков Григорий
Иванов Андрей
Савельев Сергей 1
1
1
2
2
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады
Учебный год Классы Кол-во участников
2011- 2012 7, 9, 11 7
2012-2013 8, 10 3
2013-2014 11 1
Качество знаний:
Сводные данные по количеству обучающихся и качеству, освоивших государственные учебные программы
Учебный год Количество обучающихся, обучаемых данным преподавателем Количество обучающихся, получивших «4» и «5» Качество знаний по предметам и доля обучающихся освоивших данные
2011-2012 52 2012-2013 30 2013-2014 51 Результаты ЕГЭ и ГИА:
Сравнительная таблица результатов ЕГЭ по математике
Год Профиль Средний балл в РФ в области в районе в школе
2012 Профильный уровень 44,6 44,12 43 47,2
2014 Профильный уровень 44,1 45,57 42
2012: Наивысший балл по школе – 60 – показали учащиеся профильной группы: Грачев Е., Клюшин М., Лобанова А.
2014: Анализ выполнения заданий части В показывает, что учащиеся хорошо справились с заданиями этой части, которая представлена заданиями, покрывающими все требования Федерального компонента образовательного стандарта, содержащими все основные типы заданий базового уровня, представленные в школьном курсе математики. С выполнением заданий части С частично справились два ученика профильной подгруппы: Максимов Роман (С1, С2, С3), Савельев Сергей (С1).
Наивысший балл по школе –73 – показал учащийся профильной подгруппы Максимов Роман.
Учебный год Средний балл Количество учащихся, получивших балл выше среднего
2011-2012 47,2 7 (50%)
2013-2014 42 7 (54%)
Результаты итоговой аттестации по алгебре в 9 классе
Год Число сдававших экзамен «5» «4» «3» Качество знаний
2012 21 4 11 6 71%
2014 19 4 6 9 53%
Результаты итоговой аттестации 2014.
Класс Предмет Результаты Кач, % Усп, % Средн.
балл
«5» «4» «3» «2» 9 «б» Алгебра 4 5 10 0 47 100 4
Геометрия 3 8 8 0 58 100 4
Класс Предмет Экз. оценка ниже годовой Соответствие годовой оценке Экз. оценка выше годовой
9 «б» Алгебра 1 15 3
Геометрия 1 13 5
На уровне обязательной подготовки удовлетворительный результат получен у 100%.
Профильное изучение математики:
Учебный год Количество обучающихся, изучавших математику на профильном уровне
2011-2012 14
2012-2013 13
2013-2014 13
Сведения об учащихся 11 класса, поступивших в ВУЗы, где профилирующим предметом является математика:
2013-2014 г.
№ ФИО Место учёбы Факультет Форма обуч
1 Борисов Артем Борисович Нижегородская академия МВД Экономическая безопасность Очная, бюджет
2 Гусева Мария Алексеевна Нижегородская государственная медицинская академия Фармация Очная
3 Ершов Артемий Алексеевич Медицинский государственный университет им. Огарева (Саранск) Лечебное дело Очная
4 Ильин Алексей Михайлович Нижегородский государственный политехнический университет им. Алексеева Институт транспортных систем. Энергетика машиностроения Очная, бюджет
5 Кравцова Олеся Александровна Ивановский государственный химико-технологический университет Технология переработки природного газа Очная, бюджет
6 Максимов Роман Сергеевич Научно-исследовательский университет - Московский энергетический институт Институт электроэнергетики Очная, бюджет
7 Савельев Сергей Михайлович Нижегородский государственный политехнический университет им. Алексеева Институт транспортных систем. Кораблестроение Очная, бюджет
Факультативный кружок
Развитие самостоятельности, повышение творческой активности, познавательного интереса:
Исследования по развитию познавательного интереса у обучающихся 9 класса (2013-2014 уч. год):
Начало года

Как видно из диаграммы, 9 человек определили уровень своего познавательного интереса как любопытство, 3 - как любознательности, 4 – как познавательный интерес и 3 – творческий интерес. Необходимо отметить, что 3 человека, выбравшие самый высокий уровень – учащиеся, имеющие отличные знания по математике, систематически участвующие в олимпиадах по математике. Хорошо известно, что наличие интереса является необходимым условием процесса обучения. Чем выше интерес (7 человек), тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес (12 человек), тем формальнее обучение, хуже его результаты.
Середина года

После первой половины года заметна положительная динамика развития познавательного интереса. Очевидно, что переход учащихся от одной стадии к познавательного интереса к другой, вызван усилением интереса к овладению знаний.
Конец года

В конце года получены результаты: у 2 человек уровень интереса остался на стадии любопытства, у 3 - на стадии любознательности, у 8 –на стадии познавательного интереса и у 6 – на стадии творческого интереса.
Большинство ребят отметили, что получили новые знания, которые пригодятся им в дальнейшем, стали больше заниматься математикой, т.е. возрос познавательный интерес к изучению математики.
Наблюдая за данными обучающихся после окончания года, важно отметить, что в настоящее время продолжают обучение в 10 профильном классе 7 человек.
Желание проводить самостоятельные исследования по математике, делать выводы (2013-2014 уч.год).

В этом вопросе учащиеся практически одинаково сошлись во мнении, что им нравится проводить исследования по математике. Однако еще есть резерв тех учащихся, которым предстоит попробовать себя в исследовательской деятельности и, может быть, их мнение станет другим. Для ученика наиболее ценным будет тот материал, который он пропустил через себя путем глубокого изучения, исследования и т.д. Умение и желание заниматься исследованием также необходимо для развития и формирования познавательного интереса.
Подводя общий итог работы применения инновационных технологий, можно выделить их преимущества: они помогают научить учащихся активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию. В связи с чем особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности учащихся.

(слайд 14) Трудоемкость опыта заключается в том, что использование современных педагогических технологий во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая - то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
Сознание учащихся уже подготовлено к восприятию информационного мира, они с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться. Преподаватели должны идти наравне с теми, кого они обучают, то есть с учащимися.
Доступность опыта состоит в том, что он может быть успешно использован как начинающими преподавателями, так и учителями с достаточно высоким уровнем мастерства, желающими войти в информационный мир, найти новую точку опоры, как-то преобразовать свою деятельность.
Опытом работы педагог делилась на заседаниях методическом объединении преподавателей предметов общеобразовательного цикла техникума, педагогическом совете.
В ходе своей работы я пришла к выводу, что самым оптимальным вариантом является использование смеси всех этих технологий. Традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание: «Всё новое – это хорошо забытое старое». 

 Библиографический список
Праздникова Г.З.. «Педагогический опыт: проблемы изучения и обобщения». ТОИПКРО 2004г.
Журналы « Математика в школе».
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».
Черемисина Л.Д. «Иду на урок». ТОИПКРО. 2005г.
Черемисина Л.Д. «Развитие творческого и познавательного интереса школьников на уроках математики».ТОИПКРО. 2003г.
Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология – М. Педагогика, 1991.
Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003. - 152 с.
Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002.
Моисеев В.Б. Организация ученого процесса при использовании дистанционного обучения. // Информатика и образование, 2002
Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6.
Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 7.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ruhttp://murzim.ru/nauka/pedagogikahttp://festival.1september.ruhttp://works.tarefer.ruhttp://www.moluch.ruhttp://mariyakuznec.ucoz.ruhttp://www.bibliofond.ru/view.aspxhttp://cool-lukyanovaov.narod.ruhttp://www.matn.ru/libhttp://www.mccme.ru/free-books
http://www.mathesis.ru