Формирование навыков чтения нот с листа.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного обазовани МОУДО "ЖДШИ" Управления культуры Администрации г.ЖелезногорскаМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
"ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА"
для преподавателей по классу баяна и аккордеона ДШИ
Автор: Толмачёва Э.В.
г.Железногорск 2014 г.
Развитие навыков чтения нот с листа.
Оглавление
1 Вступление
2 Основная часть
Развитие навыков чтения нот с листа на начальном этапе обучения
Как же проводить специальные занятия по чтению нот с листа?
3 Заключение
4 Список литературы
Цели: найти комплексный подход и оптимальные пути решения проблемы чтения нот с листа в классе баяна и аккордеона.Задачи:
- формирование игрового аппарата баяниста;
- развитие зрительно- слуховых и двигательных навыков;
- развитие музыкального и образного мышлени;
- знакомство с элементами музыкального языка и основами анализа;
- расширение музыкального кругозора.
Вступление
Важное значение в формировании профессионального баяниста - исполнителя занимает развитие навыков чтения нот с листа. Навыки чтения с листа необходимы как для оркестрантов и аккомпаниаторов, так и в учебном процессе. Учащийся с развитым навыком чтения нот с листа развивается быстрее, поскольку для него легче проходит процесс разбора и разучивания произведения. Он успевает знакомиться с большим количеством произведений, тем самым расширяя свой репертуар, развивая и пополняя слуховой багаж и обогащая кругозор. В настоящее время встречается значительное число учащихся, не владеющих навыком чтения нот с листа в нужной мере. Они зачастую имеют неразвитое музыкальное мышление, не чувствуют музыкальной фразы, неточно воспроизводят штрихи, ритмический рисунок. Таким образом перспектива дальнейшего профессионального становления таких учащихся сдерживается.
Развитие навыка чтения нот с листа для баяниста является сложным и трудоёмким процессом, который требует сосредоточенного внимания и активного слухового напряжения. Эти сложности связаны не только с объёмом чтения, но и с объёмом исполнительских действий. В отличие от фортепиано, баян имеет не одну, а две клавиатуры. Кроме того, обе клавиатуры расположены так, что возможность зрительного контроля полностью исключается. При чтении нот с листа баянист должен координировать движения рук при одновременном ведении меха. Поэтому при обучении чтению нот с листа следует особое внимание уделять освоению клавиатур, чтобы учащийся чётко представлял их строение и мог быстро ориентироваться на них.
Для успешного чтения нот с листа немаловажна роль слухового контроля. Для развития слухового контроля необходимо сольфеджирование. Учащийся должен иметь представление как прозвучит тот или иной мотив или фраза и, при необходимости, уметь её спеть. При обучении чтению нот с листа также необходимо уделять внимание развитию музыкального мышления, слуха, чувства ритма, лада, музыкально-слуховых представлений.
Обучать чтению нот с листа необходимо с первого класса ДМШ. Конечно же, методически неверно сразу требовать от учащегося свободного воспроизведения текста. На начальном этапе обучения чтению нот с листа рекомендуется использовать одноголосные пьесы с гаммаобразным, поступенным движением мелодии, постепенно охватывая всё больший диапазон. Затем можно включить пьесы с арпеджированным движением мелодии. Вначале для чтения нот с листа следует выбирать мелодии, состоящие из более крупных длительностей (целых, половинных), постепенно переходя к более мелким длительностям. На раннем этапе для чтения нот с листа следует использовать пьесы в тональностях До мажор и ля минор. Переходить к другим тональностям не следует до тех пор, пока не выработается навык абсолютно свободного чтения диатонических звуков. Вводить хроматизм можно только в том регистре, который хорошо изучен. При чтении нот с листа особенно важно приучить учащегося точно соблюдать аппликатуру.
Прежде чем начинать игру с листа двумя руками, учащийся должен получить необходимые навыки игры правой и левой руками отдельно. По мере освоения основных навыков чтения нот с листа работа должна быть направлена на изучение тональностей с большим количеством знаков, пьес всё более сложных, включающих двойные ноты и аккорды. Прочтение нотного текста учащимися должно быть осмысленным. Необходимо добиваться от учащихся точного исполнения фразировки, штрихов, динамических и агогических оттенков. Чтение нот с листа является важным аспектом работы в специальном классе на всех этапах музыкального образования.
Развитие навыков чтения нот с листа на начальном этапе обучения
Основными задачами по развитию навыков чтения нот с листа являются:
- Развитие «внутреннего слуха»;
- Развитие навыков «вижу – слышу – играю»;
- Умение ориентироваться в нотном тексте, в музыкальной фактуре.
В чем же заключается предварительная подготовка баяниста и аккордеониста? Для наглядности сравним процесс развития навыка чтения литературных текстов с подобным процессом чтения нотных текстов. Такое сравнение поможет ученику выяснить главные моменты необходимые для успешного развития этого вида техники, и уделить чтению с листа в своей работе должное внимание. Если будущий читатель сначала изучает названия букв, правильное произношение и письменное обозначение, то будущий баянист должен сначала изучить названия нот и длительности, их запись и расположение, а так же соответствующие им клавиши на инструменте.
Таким образом, первым условием для успешного развития навыка чтения нот с листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом ключах на основных и добавочных линейках нотоносца, знание знаков альтерации, длительностей нот и пауз, условные обозначения басов и аккордов в партии левой руки, знание актов нотоносца в скрипичном и басовом ключах. Приведу один пример. Обычно учащийся быстрее запоминает запись нот на основных линейках нотоносца в скрипичном ключе. Поэтому одна и та же группа нот, но в разных октавах читается им с различной трудностью. Можно предложить ученику сыграть нетрудную мелодию с использованием добавочных линеек сверху и снизу. Если ученик знает запись нот на добавочных линейках так же безупречно, как на основных и читает ноты в басовом ключе также хорошо, как и в скрипичном, то все варианты должны быть одинаково легки. Вторым условием является отличное знание клавиатур баяна и аккордеона. Сюда можно отнести знание порядка расположения рядов, белых и чёрных клавиш на правой клавиатуре, умение сразу определять клавиши соответствующие повышенным и пониженным звукам. Например, если ребёнок хорошо знает порядок расположения клавиш, то при игре по нотам ему не надо будет тратить время на то, чтобы вспомнить, какая клавиша повышает ноту, а какая понижает на пол-тона. Следующим этапом подготовительной работы начинающего «читателя» будет составление из букв - слогов, а из слогов - слова. Для начинающего музыканта это означает переход от нахождения по нотам отдельных клавиш к исполнению нот группами. Юный музыкант учится осмысленно исполнять группы нот, объединенные мотивом, ритмическим рисунком, находя в них и выделяя опорные звуки подобно тому, как школьник учится читать слова без запинки и делать в них правильные ударения. Так постепенно накапливается запас слов. Чем больше баянист будет знать «слов» - различных сочетаний звуков, - тем легче он будет справляться с чтением нот. Школьник читает быстро те слова, которые ему знакомы, которые он уже не раз встречая прежде, и затрудняется в чтении, когда встречаются незнакомые слова. Подобные явления можно наблюдать и у юных музыкантов. Если баянист или аккордеонист встречает в нотах знакомую группу звуков, он играет её по нотам сразу. Если же встречается что-то новое, то ученик будет вынужден сначала освоить это новое, то есть поучить отдельно группу звуков некоторое время. Отсюда можно сделать вывод, что третьим условием для успешного чтения нот с листа является необходимый запас «слов» - знание основных приёмов игры, наиболее характерных последовательностей звуков, встречающихся в мелодии и аккомпанементе, знание ритмов, характерных для произведений различных жанров (песен, танцев, маршей, вальсов и т.д.).
Изучение таких «слов» начинается с простых и самых распространенных приёмов игры. Например: в мелодиях часто встречаются элементы гамм и арпеджио. Поэтому изучать гаммы в различных тональностях, различными длительностями и ритмическими рисунками надо обязательно. Постепенно круг упражнений должен расширяться, а трудность исполнения – увеличиваться. Только таким путём учащийся приобретет необходимый запас игровых навыков, без которых не возможно свободное чтение нот с листа.
Выразительности чтения литературных произведений добиваются путём правильных интонаций голоса. В музыке выразительное исполнение основано на правильном выполнении динамических оттенков, штрихов, фразировки. Следовательно, четвёртым условием необходимым для успешного развития навыка чтения нот с листа, является умение пользоваться средствами музыкальной выразительности. Соблюдение штрихов, нюансов, темпа, ритма – все это поможет аккордеонисту и баянисту лучше передать характер произведения, исполняемого по нотам, правильнее выявить кульминацию, ярче исполнить музыкальные фразы. Пятым условием является внимательное отношение учащегося к нотному тексту и своему исполнению. Подобно тому, как чтец может прочесть не то слово, если он невнимателен, музыкант может сыграть не те ноты, если он рассеян. Например: ребёнок хорошо знает ноты и действие знаков альтерации, но он не обратил внимание на ключевые знаки. В результате исполнение произведения по нотам будет искажено. Внимание к тексту и своей игре учащийся должен воспитывать постоянно, на каждом уроке и дома. Вдумчивое отношение к нотной записи, штрихам, нюансам, аппликатуре, смене движений меха не только поможет ученику сыграть произведение верно с первого раза, но и наиболее выразительно.
Как же проводить специальные занятия по чтению нот с листа?
Сначала нужно подобрать, соответственно возрасту и навыкам начинающего музыканта, необходимый нотный материал. Он должен быть значительно легче изучаемого аккордеонистом и баянистом в данный момент по программе. В произведениях, предназначенных для чтения с листа, могут иметь место только те приёмы игры, которыми ученик хорошо владеет. Читать с листа мелодию и аккомпанемент в первое время надо по партиям. После приобретения навыка чтения отдельных партий нужно перейти к игре двумя руками. Так, примерно через 1-2 месяца, нужно играть с листа сразу двумя руками без предварительного прочтения каждой партии отдельно. Во время занятий преподаватель не должен забывать о конечной цели – научить ученика с первого проигрывания пьесы по нотам передавать её характер, то есть играть без ошибок, в нужном ритме и темпе, верным штрихом, соблюдая динамические оттенки. Чтобы скорее достигнуть этой цели необходимо выполнять следующее:1. Заниматься с учащимся чтением нот с листа необходимо регулярно.2. Не задерживаться подолгу на одной пьесе, а стараться прочесть за отведённое на уроке время как можно больше нотного текста. Если в первое время допустимо проигрывание каждой пьесы 2-3, и даже 4 раза, то в дальнейшем, примерно через 2-3 месяца, баянист должен научиться проигрывать пьесу с листа в нужном темпе и выразительно желательно с первого или, в крайнем случае, со второго раза.3. Перед тем, как начать игру с листа, надо обязательно проанализировать нотный текст произведения, мысленно определить примерный темп исполнения, ритм, отметить музыкальные фразы, обратить внимание на ключевые и случайные знаки альтерации, штрихи, нюансы, отметить повторяющиеся одинаковые такты, распределить смену меха. Такой предварительный анализ текста значительно облегчает исполнение с листа.4. В процесс чтения преподаватель должен стараться научить ученика забегать взглядом вперёд не только на те ноты, которые нужно сыграть в данный момент, но и на те, которые предстоит сыграть чуть позже. Например: во время исполнения нот первой доли такта, нужно стремиться прочесть ноты второй доли, чтобы таким образом подготовить себя к исполнению последующих звуков. Если вы научите ученика во время чтения нот с листа просматривать нотный текст примерно на полтакта вперёд, то у него будет больше шансов сыграть пьесу с первого раза без ошибок и остановок.5. Настраивайте ученика на то, чтобы не останавливаться и не переигрывать такты при случайных ошибках, осознавая в то же время их причину. В занятиях по чтению нот с листа игра без остановок является наиболее важной задачей.
Обучение игре по нотам осуществляется в виде разбора и чтения нот с листа. Разбор – процесс отработки каждого текста. При разборе возможны замедленный темп, остановки и поправки. Под чтением нот с листа понимают сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам, основная задача которого - ознакомление с произведением в общих чертах. Необходимость безостановочного проигрывания нового материала, при котором исполнитель ограничен временем, делает процесс чтения с листа значительно более сложным по сравнению с разбором. Не случайно, успешность чтения с листа целиком зависит от степени развития знаний, умений и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в нотном тексте, чем скорее и далее предугадывает логику развития музыкального материала, тем лучше владеет инструментом, тем успешнее читает он и ноты с листа. Подтверждением этому является тот факт, что именно крупные музыканты чаще всего в совершенстве владеют искусством чтения нот с листа. Так, например, Ф. Лист читал ноты за 8 тактов вперед, А. Рубинштейн ставил перед собой неясно написанные нотные рукописи и играл их впервые с листа так законченно, художественно, как будто бы он их готовил раньше к концерту. Блестяще владел чтением с листа и И. Гофман.
Каждый музыкант должен стремиться к идеальному чтению с листа, к исполнению нового нотного текста в темпе, во всей его художественной полноте и со всеми авторскими указаниями. Успешность этой деятельности зависит не только от талантливости исполнителя, важную роль здесь играет опыт, приобретаемый в процессе упражнения.
Когда И. Гофмана а спросили, каким образом можно добиться большей скорости в чтении нот с листа, он ответил: «Лучший путь к этому - как можно больше читать с листа. Быстрота успеха зависит от общего музыкального образования; чем оно совершеннее, тем легче угадывать смысл фразы, всего лишь раз виденной. Чтобы добиться легкости при чтении, советую играть, возможно, скорее, хотя бы в исполнении первое время слушались ошибки. При быстром чтении вы разовьете способность «схватить», а это облегчит вам чтение деталей». Другие музыканты - педагоги также рекомендуют для развития навыков чтения с листа исполнять нотный текст в темпе и без остановок. Для обеспечения темпа и безостановочности движения Л. Ройзман и М. Фейгин советуют упрощать при надобности фактуру изложения музыкального материала. Все они подчеркивают мысль о том, что в развитии навыков чтения с листа следует идти от целого к деталям.
Успешно читать с листа в темпе даже простой музыкальный материал способен учащийся, который может мгновенно и точно «схватывать» хотя бы небольшие музыкальные построения – фразы, мотивы; обладает соответствующим игровым навыкам и «чувством клавиатуры»; быстро находит рациональную аппликатуру. Аппликатурная точность является существенным фактором в деле успешного прочтения с листа нотного текста, особенно для начинающих исполнителей (Г. Шахов).
Обучение чтению с листа лучше начинать с анализа нотной записи, предварительно усвоенного по слуху легчайшего музыкального материала. Для этой цели удобнее всего использовать короткие мелодии в объёме трех нижних звуков мажорного лада с простейшим аккомпанементом, или без него. В процессе зрительного анализа «звучащего внутри» нотного текста учащийся называет звуки, длительности, фиксирует знакомые по слуху элементарные мелодические и ритмические комплексы, теоретически осознавая простейшие детали музыкальной речи. Учащийся тщательно анализирует нотный текст, определяет смену движения меха и аппликатуру, затем здесь же проигрывает его с листа.
Дальнейшее усложнение музыкального материала осуществляется на основе последовательного привнесения в мелодию нового звуковысотного элемента, поскольку музыкальный слух по самому существу является звуковысотным, иначе он не может быть музыкальным. В процессе чтения элементы музыкальной речи - длительности, размеры, штрихи, паузы, нюансы. Особую роль в деле воспитания зрительно-слуховых и слухо-двигательных представлений на всем протяжении обучения следует придавать зрительному анализу предназначенного для чтения с листа нотного текста. Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений, поскольку учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения её на инструменте.
В процессе анализа необходимо приучать учащихся к определённой последовательности, начиная с наиболее общих моментов и, прежде всего, с названия произведения, которое нередко определяет общий характер и жанр, - «Марш», «Вальс», «Русская мелодия», «Заводная балерина» и т. д. Анализ включает в себя осмысление лада, размера, тональности, определение составных частей мелодии (предложений, фраз, мотивов), цезур; фиксацию в музыкальных построениях ритмической, мелодической и гармонической повторности (на начальном этапе обучения следует подразумевать чередование одинаковых басов и готовых аккордов); выявление характерных особенностей мелодии - движение по ступеням гаммы, по звукам трезвучия, скачками на устойчивые и неустойчивые звуки лада; определение фразировки, примерной динамики звучания; проектирование движений и аппликатуры. В дальнейшем в процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков в анализ следует включать определение форм произведения, выявление гармонических особенностей и других элементов музыкальной речи.
Учащихся следует приобщать к проведению анализа в двух планах:
1) Анализ форм, ладотональности, жанровых особенностей и других выразительных средств.
2) Анализ элементов музыкального языка – интервалов, аккордов, ритмических групп и других.
В процессе анализа не следует задерживаться на легкодоступном материале - лучше больше уделить внимания трудным местам – скачкам, сложным ритмическим и гармоническим комплексам. Приобщать учащихся к фиксации мелодии не отдельными звуками, а законченными построениями, как уже отмечалось, следует с первых же шагов обучения. При этом начинающему баянисту совсем не требуется знать их названия. Самым важным сейчас является воспитание умения зрительно ощущать и внутренне чувствовать более или менее законченную музыкальную мысль.
Структуру музыкальных построений (фраз) начинающему учащемуся будет значительно легче понять на основе песенных мелодий, в которых - и на это сразу нужно обратить внимание - фразы литературного текста совпадают по своему строению с музыкальными. Логику мышления ребёнка в процессе анализа музыкального материала удобнее всего контролировать, когда он рассуждает вслух. При чтении и разборе нового нотного текста не следует заставлять учащегося вести счет, так как при этом он значительно хуже себя слушает. Одновременно тормозится развитие умения комплексно схватывать ритмические фигурации.
При чтении с листа нового ритмического рисунка нужно учить учащегося умению комплексного «схватывания» ритмические фигурации по соотношению длительностей между собой. Счёт же следует использовать как вспомогательное средство в процессе предварительного анализа нотного текста, когда педагог хочет убедиться, правильно ли учащийся ритмически мыслит.
Анализ нотного текста является важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа. Он активизирует музыкально-теоретическое мышление, приобщает баянистов к самостоятельному определению смены движения меха и аппликатуры, заставляет практически осваивать сведения из музыкальной грамоты. Когда временная организация мелодии (ритм, форма, темп) уложилась в сознании учащихся, звуковысотные соотношения исполняются значительно успешнее. Быстрота осмысления нотного текста во многом зависит от индивидуальных особенностей, поэтому не стоит ограничивать определённым временем работу по анализу музыкального материала.
На всём протяжении обучения чтению с листа усилия педагога должны направляться на то, что бы учащийся играл предложенный нотный текст сразу двумя руками, красивым звуком, грамотно и выразительно. Для успешного развития этого умения важно на всех этапах обучения соблюдать непременное условие - степень сложности предназначенного для чтения с листа музыкального материала должна полностью соответствовать последовательной задаче и возможностям исполнителя. Можно ставить перед учащимся различного рода задачи, например: сыграть нотный текст в замедленных темпах, но с соблюдением всех авторских указаний; в быстром темпе, независимо от допускаемы текстовых неточностей; с упрощением фактуры. Полезно время от времени требовать от учащегося исполнение нового нотного текста без предварительного анализа. Этот методический приём развивает способность быстрой ориентировки в музыкальном материале. Активно воспитывает внутренний слух и слухо-двигательную взаимосвязь: разучивание нотного текста без инструмента. Комплексному восприятию нотного текста во много помогают знания определённых закономерностей, а именно:
1. Группировка нот способствует охвату целых групп; при этом вязки указывают не только на длительности нот, но и на направление мелодического движения.
2. Фразировочные лиги указывают на законченность построения.
3. Графические изображения интервалов и аккордов способствуют их восприятию не отдельными звуками, а целыми нотными знаками (так терции пишутся только на двух соседних линейках или в промежутках между линейками) квинты - через линейку или через один промежуток между линейками, септимы - через 2 линейки или через 2 промежутка между линейками. Трезвучия - на трёх, септаккорды - на 4-х ближайших линейках или в промежутках между линейками. Воспитание умения воспринимать созвучие должно осуществятся на основе охвата их взглядом снизу вверх.
Практически проработав большее количество разнообразного в ладотональном и фактурном отношении музыкального материала, учащийся на основе достигнутого может продолжить развитие уже имеющихся навыков. Развитие навыков чтения нот с листа предполагает дифференцированный подход к учащемуся. Формирование навыков чтения с листа является важным условием успешного роста профессионального мастерства баяниста и аккордеониста.
Используемая литература:
1. Г. Шахов «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна».
2. Ю. Акимов «школа игры на баяне».
3. А. Мирек «Школа игры на аккордеоне».
4. В. Лушников «Школа игры на аккордеоне».