Методические рекомендации по производственной практике

Широкова Наталья Александровна
ГАОУ СПО ТТТиХО
Методические рекомендации по производственной (педагогической) практике студентов специальности 071501Народное художественное творчество (хореографическое творчество)

В соответствии с ФГОС СПО по специальности 071501Народное художественное творчество (хореографическое творчество) производственная (педагогическая) практика является частью профессионального модуля ПМ.02 Педагогическая деятельность.
Результатом освоения программы производственной практики являются сформированные профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.2. Использовать базовые теоретические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической работы.
ПК 2.3. Планировать, организовывать и методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей, общеобразовательной школе.
ПК 2.4. Пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и грамотно обосновывать собственные приемы и методы преподавания.
ПК 2.5. Применять разнообразные формы учебной и методической деятельности, разрабатывать необходимые методические материалы.
Производственная педагогическая практика проводится на 3 курсе в 6 семестре. Количество часов на освоение программы практики - 144 .
Педагогическая практика реализуется на базе МБОУ ДОД ДШИ «Лицей искусств». Данная база отвечает всем требованиям, необходимым для прохождения практики по профилю специальности:
- территориальное расположение;
-высокопрофессиональный состав преподавателей-хореографов и концертмейстеров;
- наличие методической и психологической службы;
- оснащённость современным оборудованием;
- наличие библиотеки со специальной, общепрофессиональной и музыкальной литературой;
- наличие видео-аудиотехники, наглядных пособий.
Педагогическая практика проводится при наличии договора о сотрудничестве и совместной подготовке кадров между МБОУ ДОД ДШИ «Лицей искусств» и ГАОУ СПО Тольяттинским техникумом технического и художественного образования.
Во время прохождения практики студенты выполняют задания, выдаваемые руководителями практики, ведут дневник и собирают практический материал для отчета. Контроль прохождения производственной практики осуществляется руководителем практики.
Текущий контроль выполнения учащимися графика прохождения практики и анализа собранного материала проводится на еженедельных организационных собраниях (контрольных точках). Итоговый контроль выполнения студентами программы практики обеспечивается проверкой собранных материалов руководителем практики от учебного заведения.
Проверка знаний, умений и навыков по окончании практики проводится в виде дифференцированного зачета.
Производственная (педагогическая) практика направлена
на формирование у студентов целостного представления об образовательном и воспитательном комплексе в системе общего, дополнительного и дошкольного образования детей, способность применения на практике знаний и умений, полученных при изучении общепрофессиональных дисциплин и МДК профессиональных модулей.
Задача практики - подготовить студента к самостоятельному ведению занятий, с умением анализировать, обобщать, грамотно выстраивать ход урока.
Педагогическая практика является одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки выпускника. В процессе педагогической практики студенты должны ознакомиться с основными теоретическими принципами и методами педагогики, возрастной психологии, формами и методами воспитательной и организационной работы, программно-методическим обеспечением, календарно-тематическим планированием учебного периода, совпадающего по срокам и времени с вышеуказанным видом практики.
К педагогической практике относятся:
Практика проведения пробных уроков по классическому, народному, современному танцу, хореографические постановки в классе фольклорного ансамбля (1 - 9 класс).
Практика работы с детским коллективом (подготовительное отделение "Лицея искусств", возраст детей 5-7 лет).

Организация и руководство практикой
Педагогическая практика проводится в сроки, указанные в учебном плане по специальности СПО 071501 Народное художественное творчество.
Направление студентов на практику производится на основе приказа по учебному заведению. Перед началом практики проводится организационное собрание, на котором студенты получают разъяснения по прохождению практики, выполнению индивидуальных заданий, а также необходимых документы (дневник практики, программу практики, индивидуальное задание и др.).
В обязанности руководителя практики от учебного заведения входят:
обеспечение проведение всех организационных мероприятий перед выходом студентов на практику, в том числе подготовку и проведение организационного собрания, инструктаж по технике безопасности;
осуществление контроля за обеспечением в подразделениях нормативных условий труда и отдыха студентов, ответственность за соблюдение правил техники безопасности;
участие в работе комиссии по оцениванию результатов выполнения студентами программы практики;
разработка тематики индивидуальных заданий;
обеспечение высокого качества прохождения практики студентами и строгого соответствия ее учебным планам и программам;
участие в распределении студентов по рабочим местам;
оказание методической помощи студентам при выполнении индивидуальных заданий, утверждение индивидуальных планов работы;
осуществление постоянного контроля посещаемости студентами практики, правильность и систематичность заполнения студентами отчетов по производственной практике, дневников и выполнения индивидуальных заданий.
Руководитель практики от организации обеспечивает студентов необходимыми документами и учебно-методическими материалами, а также рекомендует учебно-методическую литературу.
Студент при прохождении практики обязан:
руководствоваться программой практики, полностью и своевременно выполнять задания, предусмотренные программой практики;
в полном объеме выполнять задания и рекомендации руководителя практики;
строго выполнять действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка;
изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
собрать и обобщить материалы, необходимые для написания отчета;
ежедневно вести дневник практики (для производственной практики), и фиксировать в нем все виды работ, выполняемые в течение рабочего дня;
регулярно (не реже раза в неделю) информировать руководителя практики от учебного заведения о проделанной работе;
своевременно представить на проверку отчет о практике вместе с дневником и отзывом руководителя практики от предприятия и защитить отчет в установленные сроки.
С момента зачисления студентов на работу на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики, составляет 36 академических часов в неделю независимо от возраста студентов.
В период производственной практики студенты наряду со сбором материалов для отчета и выполнения индивидуального задания должны по возможности участвовать в решении текущих производственных задач организации – базы практики.
Студенту, не выполнившему программу практики, продлевается срок ее прохождения. В случае невыполнения программы практики, непредставления отчета о практике по вине студента, либо получения отрицательного отзыва руководителя практики от организации, где практиковался студент, и неудовлетворительной оценки при защите отчета студент не допускается до квалификационного экзамена.
Руководитель практики со стороны принимающей организации осуществляет повседневное руководство и контроль за ее ходом. Знакомит студента с правилами внутреннего распорядка, действующего в организации, его должностными обязанностями; определяет последовательность и порядок прохождения практики, для чего составляет вместе с практикантом календарный план-график, предусматривающий выполнение всей программы в условиях работы данной организации характеристику практиканту.




Содержание практики
Производственная (педагогическая практика)

Код и наименование ПК
Виды работ, обеспечивающих формирование ПК
Показатели освоения ПК

ПК 2.1 Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности
Подбор репертуара, соответствующий возрасту и интересам участников творческого коллектива

Составление репертуарного плана творческого коллектива (ансамбля исполнителей), в соответствии с возрастом участников

ПК 2.3 Планировать, организовывать и методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей, общеобразовательной школе

Составление учебных программ, методических разработок, УМК по дисциплине
Организация занятий (уроков) по дисциплине в соответствии с календарно-тематическим планированием
Организация мероприятий по воспитательной работе
Показ открытого урока.
Выполнение практического задания: составление учебной программы по дисциплине в соответствии с учебными планами учреждения



љ°ПК 2.4 Пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и грамотно обосновывать собственные приемы и методы преподавания

Сочинение комбинаций в соответствии с методическими рекомендациями
Разработка урока с
указанием форм и методов работы.
Анализ открытого урока с обоснованием
форм и методов работы.


Показ открытого урока.
Выполнение практического задания по сочинению комбинаций


ПК 2.5 Применять разнообразные формы учебной и методической деятельности, разрабатывать необходимые методические материалы
Подготовка и проведение урока для различных возрастных групп
Составление методической разработки по учебной дисциплине
Показ открытого урока
Выполнение практического задания по составлению методической разработки



Общие требования по составлению и защите отчета по практике
По окончании практики студент составляет письменный Отчет о выполнении программы практики.

Технические требования к оформлению Отчета
Титульный лист отчета должен быть оформлен, согласно Приложению А. Студент составляет Оглавление Отчета с указанием страниц начала раздела. Отчет о выполнении программы практики состоит из двух частей: собственно отчета о результатах прохождения практики и приложений.
Оформление Отчета должно соответствовать стандарту по оформлению курсовых работ. Работа должна быть выполнена на компьютере (размер шрифта 14 пунктов, полуторный междустрочный интервал) в редакторе Word и напечатана на принтере в режиме качественной печати на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297x211 мм) по ГОС'Г 9327-60. Размеры полей: левое - 30 мм, правое - 20 мм, верхнее – 20 мм, нижнее - 20 мм.
Страницы нумеруются, номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста компьютерным или ручным способом – чернилами, пастой или тушью черного цвета.
Отдельные слова, условные обозначения разрешается вписывать в текст от руки чертежным шрифтом черным цветом.
Отчет о практике студентов должен включать следующие разделы в зависимости от содержания практики:
1. Характеристика целей и задач практики.
2. Краткая характеристика организации, ее структуры и специфики.
3. Разделы работ с указанием результатов выполнения. Каждый раздел сопровождается выводом, рекомендациями.
4. Заключение – в разделе содержатся выводы о достижении целей практики, решении конкретных поставленных задач в области практической подготовки. Проводится рефлексия собственных приобретений в области практической подготовки.
Вторая часть Отчета – Приложения. Текстовая часть Отчета подтверждается приложенными: заполненными бланками выполненных заданий, сводными конспектами консультаций и проч. Вся документация, прилагаемая к Отчету, нумеруется для удобства ссылок в тексте отчета.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова "Приложение" и его обозначения.
Приложение должно иметь название, которое записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А. Если приложение одно, оно обозначается «Приложение А».
Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте.
Отчет оформляется в папку- скоросшиватель; сюда же студент подшивает дневник практики, направление. Не переплетенный Отчет о практике не принимается
Отчет может быть возвращен студенту на доработку руководителем практики в том случае, если качество представленного Отчета не соответствует требованиям, предъявляемым к работам практического характера.
Дневник практики имеет следующие разделы:
Краткие сведения о базе практики (название, сфера деятельности), руководитель практики– приводятся на первой странице дневника.
Индивидуальный план работы студента на период практики (Составляется в течение первых трех дней практики и заверяется руководителем практики от кафедры). Краткое (на 1-2 страницы) изложение плана по выполнению заданий практики.
Выполнение плана (фиксируется в дневнике ежедневно, сопровождается анализом деятельности) – студент подробно расписывает выполнение заданий, фиксирует данные методик, делает выводы и обобщения.
Дневник практики заверяется руководителем практики от организации - визируется и ставится печать на последней странице дневника. Образец титульного листа и написания дневника практики приводится в Приложении Б.
Защита Отчета
Защита Отчета о практике проводится во время квалификационного экзамена. Для приема защиты Отчетов о практике создается комиссия, которая дает дифференцированную оценку работы студента на практике.
Комиссия учитывает мнение руководителя практики от предприятия, представленное в характеристике на практиканта.
Защита Отчета носит публичный характер, предполагается активное обсуждение результатов практики членами комиссии, присутствующими студентами, заинтересованными лицами. Студент оглашает выводы, рекомендации, характер выполненных работ.
На оценку, выставляемую за результаты практики, наибольшее влияние имеет качество подготовленного студентом по результатам практики Отчета.
Итоги практики, а так же выявленные достоинства и недостатки организационной и методической работы, обсуждаются на заседании ПЦК.
По итогам практики выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Оценка «отлично» выставляется в том случае, если студент выполнил всю программу производственной практики и на защите индивидуального отчета показывает глубокое и всестороннее знание специфики работы в образовательной организации. Умеет применять теоретические знания для решения практических задач. Свободно ориентируется в учебно-методической литературе и предоставленной на практике документацией.
Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если студент выполнил программу производственной практики и на защите индивидуального отчета показывает достаточные знания специфики работы в образовательной организации. Умеет применять теоретические знания для решения практических задач. Свободно ориентируется в учебно-методической литературе и предоставленной на практике документации.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если студент в основном выполнил программу производственной практики и на защите индивидуального отчета показывает достаточные знания специфики работы в образовательной организации. Умеет применять теоретические знания для решения некоторых практических задач. Ориентируется в большей части учебно-методической литературе и предоставленной на практике документации.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если студент не выполнил программу производственной практики и на защите индивидуального отчета показывает недостаточные знания специфики работы в образовательной организации. Не умеет применять теоретические знания для решения практических задач. Слабо ориентируется в части учебно-методической литературе и предоставленной на практике документации.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную («неудовлетворительно») оценку при защите отчета, могут быть направлены на практику повторно.

ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Образец оформления титульного листа






ОТЧЕТ
О прохождении
производственной (педагогической) практики


Студента(ки)________курса
группы________________

Ф.И.О. студента


Руководитель практики от техникума
Ф.И.О.







Работа защищена_________________
Оценка__________________________





ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
Образец оформления титульного листа и дневника практики







ДНЕВНИК
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Студента ________________________ курса, группы ____________________
Ф.И.О. ___________________________________________________________
Специальность________________________________________________________
Период прохождения с «____»__________ 20__г. по «___»___________ 20__г.
Количество часов__________________________________________________
Организация______________________________________________________
__________________________________________________________________











Образец написания дневника практики


«Утверждаю»
Руководитель практики Ф.И.О.
_____________________
«__» ____________ 20..г.




Дата
Виды деятельностицели деятельности
Анализ проведенной работы и результатов работы
Примечания руководителя

14.01.14





15.01.14





16.01.14






Студент ______________
(подпись)


















13PAGE 15







Фирменный бланк без реквизитов в цветном исполенииРисунок 6Фирменный бланк без реквизитов в цветном исполении Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915