Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство активизации познавательного интереса учащихся


Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство активизации познавательного интереса учащихся
Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать вырабатывают у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими. В настоящее время необходимы именно такие люди. Недаром про наше образование говорят, что школьники приобретают очень много теоретических знаний, но совершенно не умеют применять эти знания на практике, не умеют самостоятельно мыслить, принимая решения в результате практической деятельности. Значит, учителям необходимо учить детей самостоятельной работе.  Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Актуальность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.  Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственных способностей. В процессе обучения на уроке ученик должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добыть знания в процессе решения учебных задач.  Понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды.  Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации, приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.  Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.  Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.   Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – действие – результат.
  Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий.    В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся. Их можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся.  По дидактической цели самостоятельные работы можно разделить на пять групп:• приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;• закрепление и уточнение знаний;• выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;• формирование умений и навыков практического характера;• формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.  Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый ученик овладевает ими путем самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение, критический анализ. Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться. В-третьих, если человек живет в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь еще не решенных проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.Урок – это один из главных компонентов учебного процесса. Он предусматривает различные этапы и самостоятельная работа может использоваться практически на всех этапах урока:при изучении нового материала;при проверке усвоения нового материала,при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков;при выполнении упражнений из учебника. На разных этапах урока с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они представляют определенную систему,под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных ,взаимообуславливающих друг друга ,логически вытекающихи подчиненных общим задачам видов работ.Входящие в систему работы должны быть разнообразнообразны по учебной цели и содержанию ,чтобы обеспечить формирование у школьников разнообразных умений и навыков. Формы организации самостоятельной работы также могут быть разные:
- парная;
- индивидуальная;
- групповая
Активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулируется такой подачей учебного материала, который исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений. Так, при изучении новой темы «СПП », в 9 классе можно предложить уч-ся самостоятельное усвоение нового материала в группе , в процессе выполнения которого, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал. Это первый урок по большой теме «СПП » .Учащимся была дана возможность работать с учебником, интернет ресурсами,дополнительной литературой .Они самостоятельно изучали тему в группах ,затем презентовали материал ,который предоставили в виде кластера.
Слайд
Самостоятельная работа также может использоваться и на этапе проверки усвоения нового материала.Так ,на уроке по теме «БСП» для проверки усвоения нового материала можно предложить задание такого характера на интерактивной доске .
Задание .Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгой.7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки
В результате выполнения таких заданий проверяется первичное усвоение новых знаний уч-ся.
Наибольшее место самостоятельной работе отводится при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят “догадываться” сами. И в этом им хорошо помогают такие задания.Например ,в 4-м классе можно предложить
1.Спиши предложения. Вместо скобок напиши те слова, в которых только один слог.
Мама купила (…) дыню соль
2.(…) – домашнее животное
– корова – коза – конь
3./////
В старшем звене при закреплении и обобщении можно предложить такие
виды самостоятельной работы на уроках ,как самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания); задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний и предложений, составление схем и таблиц ,творческие работы, сочинения-миниатюры как один из видов самостоятельной работы на уроке, который позволяет не только развить речь учащихся, но и развивает умение наблюдать, делать выводы, конспектирование; самостоятельная (контрольная) работа по определенной теме; контрольное тестирование ,которое позволяет быстро выявить уровень качества знаний у учащихся, а также указать на пробелы в знаниях. Тесты 1.Определите, в каком из существительных с предлогом по пишется ю.
A) По решени… собрания
B) По окончани… школы
C) По истечени… срока
D) По прибыти… в порт
E) По выход… из партии
2.Определите вид придаточного предложения.
И лишь вечером, когда воздушный океан постепенно успокаивается, в степи
становятся слышны и другие звуки.
A) Места
B) Времени
C) Сравнительное
D) Местоименно-определительное
E) Изъяснительное
Самостоятельная работа должна быт действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически.  Сначала у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы.
Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе врачи, конструкторы, художники, философы и т.д. Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный заказ школе заключается вовсе не в подготовке исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей.
Великий русский классик Л.Н.Толстой считал, что цель учения – самостоятельное применение знаний в жизни. Он писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».