Северные посиделки Сценарий развлечения для детей подготовительной группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 85 «МАЛИНОВКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ Г. СЕВЕРОДВИНСК















«Северные посиделки»
Сценарий развлечения для детей подготовительной группы








подготовила Клепикова Галина Борисовна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории

















СЕВЕРОДВИНСК
2016
Цель: Приобщать детей к истокам северного народного творчества.
Задачи:
- Вызвать эмоциональный отклик, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- знакомить детей с народными традициями и обычаями;
- продолжать знакомство с народными песнями, плясками;
- развивать навыки самостоятельного и выразительного исполнения песен, танцев, хороводов.
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое, Речевое, Социально - коммуникативное, Познавательное развитие.
Оборудование: Северные народные костюмы для детей, ведущих, Хозяюшки Катерины. Музыкальные инструменты: деревянные ложки, балалайки, трещотки.
Действующие лица: Ведущая, Хозяюшка Катерина ( взрослые )

Ход и содержание развлечения:

Дети входят в зал под музыку «Северные кружева» р.н.м., обходят змейкой зал и встают в полукруг.

Ведущая: Мы живём на севере щедром и богатом,
потому так любят север свой ребята.

«Песня о родном городе» музыка и слова В. Оншина

1реб. Север - это России частица,
это край, где всегда холода.
С песней люди привыкли трудиться
и забыть не смогли никогда.

2 реб. Говорят северянин холодный,
что не скажет иное словцо,
лишний раз не поклонится в ноги,
лишний раз не взойдёт на крыльцо.

3 реб. Это только так кажется, сказка,
я прошу вас, поверьте, друзья,
северянам без песни и пляски,
ну, никак обходиться нельзя.

Северный хоровод «На лугу у ворот»

Музыка. Дети садятся на места.

Ведущая: На завалинке, в светёлке, иль на брёвнышках каких,
собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод,
говорили, песни пели и водили хоровод.
А играли как? В горелки! Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки были праздником души.

Ведущая: А где же наша хозяюшка?
Наверно прихорашивается, румянится.
Видно ждала нас, поджидала,
двор чисто подмела, дом украсила.

Под музыку «Сударушка» р.н.м. входит Катерина – Хозяюшка.

Катерина: Здравствуйте, люди добрые!
Катерина: Пожалуйста, гости дорогие, добры молодцы, да красны девицы.
Давно вас жду, поджидаю, посиделки не начинаю.
Эй, девчоночки - девчушки, веселушки - хохотушки!
Эй, мальчишки – молодцы, озорные удальцы!
Ну, давайте посиделки открывать.
Выходите поскорей Кадриль плясать.

Парная пляска «Кадриль» музыка «Чибатуха»

Катерина: Ой, ребята, молодцы! Поплясали от души.
А сейчас сядем рядком, да поговорим ладком.
Раньше очень любили принимать гостей
и был такой старинный обычай гостеприимства.
В старину на Руси вот так принимали гостей
1. Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!»
Усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды.
2. А если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, да соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба - соли откушать».

Катерина: А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяев и их доброте.
1 реб. - Хозяин весел и гости радостны.
2 реб. - Гость доволен и хозяин рад.
3 реб. - Гостю щей не жалей, погуще влей.
4 реб. - Для дорогого гостя и ворота настежь.
5 реб. - Много гостей, много и новостей.
6 реб. - Худо тому, кто добра не делает никому.
7 реб. - Добра желаешь – добро и делай.

Ведущая: Запомните, дети эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь недаром в пословице молвится:
«Как аукнется, так и откликнется!»

МУЗЫКА. Катерина берёт подсвечник со свечами и садится на скамеечку.

Катерина: На посиделках, при свечах, девушки прядут, вышивают,
а парни лапти плетут, сети чинят.
Тут и гармошка играет, и частушки поются.
Кто кого перепоёт, девчонки или мальчишки?

Дети выходят на частушки под музыку песни «Гармонист Тимошка» автор Татьяна
Морозова, берут музыкальные инструменты: деревянные ложки, балалайки, трещотки.
«Частушки» р.н.м.

Все частушечники: Начинаем петь частушки, просим не смеяться.
Тут народу очень много, можем растеряться.

1 - й мальчик: Ой, беда, беда, беда, в огороде лебеда, черёмуха белая, что любовь наделала.

2 – я девочка: Мой дружочек, он хороший, да росточком очень мал.
Проводил меня до дому, я чихнула, он упал.

3 – й мальчик: Моя милая красива, за рекой она жила.
Захотела повидаться, в решете переплыла.
4 – я девочка: Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в этом доме половицы лопнут.

5 – й мальчик: На болоте на снегу укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе, умирает со смеху.

7 – я девочка: Выйду, выйду я плясать в новеньких ботинках.
Все ребята говорят, что я как картинка.

8 – й мальчик: Все девчонки, как девчонки, а моя, как пузырёк,
Сядет есть, губа отвиснет, как у шапки козырёк.

9 –я девочка: Я сирени наломаю, набросаю у ворот.
Заплету я, русу косу, пусть завидует народ.

Все: Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли,
а теперь мы просим вас, чтобы нам похлопали.

Музыка. Дети садятся на места.

Катерина хвалит детей: Частушки пели от души, заслужили похвалы.
А теперь пришла пора – ждёт нас русская игра.

Северная народная игра «Заря – зареница»

Ведущая: Мы играли и плясали, играми да плясками сыт не будешь.
Славится наш северный народ гостеприимством, да угощением знатным.
Катерина: Как хлеб дошёл, так пирог пошёл, а пирог дошёл, так гостей нашёл.
Гости, будьте все здоровы, пироги уже готовы.

Музыка «Сударушка» р.н.м. Катерина выносит пироги из за домика и отдаёт Ведущей.

Катерина: Спасибо, гости дорогие, за веселье, да радость.
Приходите, прилетайте в гости к нам, не забывайте –
Славный северный народ в гости всех к себе зовёт!

Ведущая: Приглашаем всех детей и гостей в группу к столу на чай с пирогами.
Милости просим!

Дети уходят змейкой из зала под музыку «Клубочки» р.н.м.
















Список литературы:
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа – СПб, АКЦИДЕНТ, 1997.
2. Вишневская В.Н. «Свет Руси» (программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7лет). М.: АРКТИ, 2004.
3. Льговская Н.И. «Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей».
М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2007.
4. Мерзлякова С.И. «Фольклор-музыка-театр». М.: Владос, 1999.
Использованные материалы:
1. «Песня о родном городе» музыка и слова В.Оншина.
2. Северный хоровод «На лугу у ворот».
3. Парный танец «Кадриль» музыка «Чибатуха».
4. «Частушки» р.н.м.
5. Северная народная игра «Заря – зареница».
6. Музыка «Северные кружева» р.н.м., «Клубочки» р.н.м., «Сударушка» р.н.м., песня «Гармонист Тимошка» автор Татьяна Морозова - диск СД ,студия звукозаписи.



15