Методическая разработка Использование современных медиатехнологий как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Использование современных медиатехнологий как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Цель:активизация познавательной деятельности средствами информационно - коммуникационных технологий, практическое применение на уроках.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – интерактивное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядностиНа помощь пришли компьютерные технологии.Мультимедиа - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию(мультипликацию).. Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности, позволяют реализовать системно- деятельностный подход на уроке. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихсяОсобенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида.Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе.
Информационные технологии не способны избавить ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веры в свои силы.
Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена, что проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у большинства детей наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии.Ребенок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведёт к положительному результату обучения и развития данной категории детейПри подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций. И я часто использую электронные ресурсы учебного назначения:
ресурсы Интернет ;электронные приложения к учебникам
В последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в общем образовании. Несмотря на значительное количество программных продуктов, они не предназначены для использования в коррекционных школах VIII вида, а используются как электронное приложение к учебникам массовой школы. Поэтому использовать их можно не в полной мере, а выборочно, но там достаточно материала и по нашей программе. Например, электронное приложение по программе А.А. Плешакова по окружающему миру. Большую роль играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста, голосовое сопровождение правильности ответа. Дети с удовольствием выполняют задания на экране, используя компьютерную мышку. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, тесты прилагаются к каждой теме, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом,способствуют повышению интереса к занятиям, развитию познавательных способностей.
Например, «Эта удивительная природа» ( воздух, вода, растения, животные и др.) .»Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Правила дорожного движения», «Транспорт», «Дорожные знаки», «Ты – пассажир», «Грибы», «Дом. Квартира» и др.
Использую в работе мультимедийное электронное пособие для начальной школы «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир, 2-3 класс», разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Темы: «Как человек познаёт мир?» , «Кто или что?», «Я – первоклассник», «Меры времени»,» Название месяцев»,» Дни недели», «Времена года», понятия живой и неживой природы, виды птиц, животных и др.
Задания представлены в виде анимированных интерактивных демо–тренажёров, с использованием мультипликационного героя Космика, который определяет правильность ответа. Игры помогают легко усвоить учебный материал. Использование интерактивных упражнений повышает познавательную активность, память, мышление. Учащиеся не просто рассматривают картинки, они действуют, ищут ответ на вопрос. Очень хорошее электронное пособие для начальной школы под редакцией М.И. Моро, издательство «Просвещение» для 3 – 4 класса - «Таблица умножения и деления» , «Цена, количество, стоимость, «Порядок действий в выражениях», «Умножение на 1 , на 0», «Деление с остатком», «Круг, окружность», «Единицы времени: год, месяц, сутки». Интерактивные задания не оставляют равнодушным ни одного ребёнка, они хотят работать у доски, в их глазах виден интерес, возрастает мотивация обучения,экономится время на уроке. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
В течение трёх лет я использовала компьютерные технологии в своём классе ( сейчас 5Б класс) У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнять преобразования , проверять знания, изучать новый материал.
СЛАЙД (тренажёр «Словарные слова» ) по письму и развитию речи, 4 класс.
Слайд ( тренажёр «Волшебная труба» ) по математике, 4 класс ( повторение )
Работа на интерактивной доске.
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в обучении.. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных.
Наш класс оборудован мультимедийным комплексом «СМАРТБОАРД» 11 компьютеров + принтер +интерактивная доска) Дети научились работать в следующих программах: СМАРТ , РАint , POWERPOINT,КОМИСSLAIFУмеют пользоваться инструментами компьютера ( курсор, перья, волшебное перо,ластик,КЛАВИАТУРА, текст и др.), освоили работу на интерактивной доске. Учащиеся научились работать на компьютерах СМАРТБОАРД , на разных этапах урока быстро выполняют нужные задания инструментом «ПЕРО» ( 5-7 минут) На интерактивной доске выборочно проверяется правильность работ ( нажать на индивидуальное «ОКНО» ученика) , появляется изображение с компьютера ребёнка НА ИНТЕРАКТИВНУЮ ДОСКУ. Каждому ученику хочется показать свою работу.
Например,
задания по письму и развитию речи:(задания готовятся заранее и помещаются в рабочий стол или флешку ) вставить пропущенные буквы,; поставить знаки препинания; вставить пропущенное слово; подчеркнуть слова, обозначающие предметы, действия предметов, признаки; разделить слово на слоги и дрМатематика: сравнение чисел , тестирование, вставить пропущенные числа,
выделение компонентов действий, выполнение геометрических заданий, заливка цветом и др.
Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал. Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Все мальчики в классе освоили компьютер, умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её , научились выполнять презентации, используя интернет-ресурсы (картинки, музыку) Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной теме, учит правильно доносить информацию до слушателей, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы.
У каждого ребёнка своя накопительная база, многие презентации имеют музыкальный фон(детские песни и др. музыкальные произведения), каждая презентация имеет своё художественное оформление. Выполнено более 40 презентаций по окружающему миру. Их можно использовать на уроках .Например:
«Деревья, кустарники», «Орехи», « Грибы», «Овощи, фрукты, ягоды»,»Комнатные цветы», «Мебель», «Обувь», «Транспорт», « Правила уличного движения», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Признаки осени»,» Зима», «Весна»,
«1 сентября- День знаний», «День полиции», «День матери», «Звуки инструментов», «Мои любимые домашние животные», «Компьютерные рисунки», «Новый год к нам в дверь стучится», «Явления природы» и др.
Вначале я заранее готовила картинки из интернета по определённым темам, с моей флешки ребята скачивали их на свои компьютеры и делали презентацию. В 4 классе дети самостоятельно выполняли это творческое задание. Использовали интернет-ресурсы Я только контролировала их деятельность: расположение картинок на слайде, подписи под ними .Каждую презентацию обсуждаем, даём оценку. Лучшие презентации были показаны во время проведения недели начальных классов: «Я рисую этот мир» (Русаков Д.), «Домашние животные» (Марковкин Д.), «О маме» (Савичев Н.), Богатов Ф.участвовал в проекте учителя по труду Ивановой Л.Аони выполнили презентацию с использованием звуков столярных и швейных инструментов ,стихи об инструментах читала Цыбизова Ю. ,на неделе естествознания и географии Русаков Д. представил презентацию «Мишка косолапый в лесу живёт». Савичев Н. и Русаков Д. приняли участие в школьной конференции «Первые шаги» с презентациями: «Белые медведи», «Если хочешь быть здоров.
Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей, использую на уроках окружающего мира: «Среда обитания. Из жизни диких животных».,Перелётные птицы», «Зимующие птицы» и др.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз. Использование на уроке медиатехнологий не превышает 10 – 15 минут.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, меняет отношение детей к учебе.Применение мультимедийных технологий в процессе обучения на уроках, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, звуковой речи расширяет возможности представления информации. Например:
Слайд. Интерактивная игра «Устный счёт», математика, 3 класс.
Слайд. Интерактивная игра «Кто победил?» (математика, 3 класс)
Слайд. Интерактивная игра «Сорви яблоко с заданным ответом ( 15, 6 ) Надо решить пример. 2 класс.
Слайд. Упражнения по составу числа в 1 классе «Весёлый счёт с Карлсоном» с голосовым сопровождением.Надо правильно сосчитать и выбрать число для ответа
Слайд. Работа с электронным алфавитом, письмо в воздухе., 1 класс.
Формирование навыков правильного письма.
.Таким образом, труд, затраченный на развитие познавательной деятельности с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности в обучении
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно участвовать в учебном процессе.Первоклассники, например, все хотят работать на интерактивной доске иу них получается.
. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.