статья Использование компьютерных технологий на уроках химии, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Головач Ольга Владимировна, преподаватель химии
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому  использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Информационные технологии, как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой учащийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить познавательный интерес учащихся, определяющий активное отношение к миру и процессу его познания, реализовать идет развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Формированию, активизации познавательной деятельности учащихся способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю.К., снаткин М.Н., Махмутов М.И., Лернер И.Я., Питкасистый П.И. и т.д.. Информационные технологии обучения не являются исключением.
Современные учащиеся демонстрируют быструю реакцию, натренированную в компьютерных играх, они способны быстро переключаться с одного задания на другое, им интересно все, что требует исследовательской деятельности. Они владеют информационными технологиями значительно лучше, чем преподаватели (речь не идет об преподавателях информатики). И это понятно. Как говорит известный психолог Александр Асмолов, «учитель лишь осваивает этот мир, а дети в нем живут». Но, каким бы естественным ни было наше отставание, его нужно сокращать. Чем раньше преподаватель начнет изучать компьютер, активно пользоваться Интернетом, чем быстрее он научится применять новые информационные технологии, а так же создавать собственные информационные продукты, тем быстрее его занятия станут эффективнее и начнут приносить удовлетворение обеим сторонам.
Для меня использование ИКТ в учебном процессе закономерность, которая предполагает:
- обрабатывать различную информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактического материала (схемы, рисунки, таблицы, диаграммы, варианты заданий);
- использовать готовые программные продукты по своей дисциплине;
- организовывать работу с электронным учебником на уроке;
- создавать слайды, презентации, используя редактор презентации MS
Power Point;
- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным и воспитательным мероприятиям;
- разрабатывать тесты, используя готовые программы – оболочки или самостоятельно, проводить компьютерное тестирование;
- создавать интерактивные плакаты к урокам, собственные методические разработки, УМК.
Мои наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже «слабые» учащиеся, студенты работают более активно, заинтересованно выполняют задания. Использовать ИКТ на уроках химии можно в следующих направлениях:
- изучение нового материала. Использую различные учебные электронные издания. Применение их в учебном процессе позволяет обогатить учебный процесс иллюстративным и справочным материалом, значительно расширить зрительный ряд предъявляемой информации. В базе данных электронных пособий имеются изображения, схемы процессов, видео фрагменты опытов Материалы курса лекций применяю так же при закреплении (различные виды заданий, тесты), при организации самостоятельной, индивидуальной работы.
- использую текстовый редактор Word. Например, при закреплении материала и во время опроса учащихся. Студентов предлагаю им задания, в которых заложены 1 или несколько ошибок. Задания представляю на слайдах, на видеофрагментах. Такие задания усиливают мотивацию изучения материала. Мобилизуют память, заставляют их быть внимательными, активизируют умственную деятельность, ставят перед необходимостью осуществлять самопроверку.
- для самостоятельных упражнений использую интерактивные игры («восхождение на гору», «крестики-нолики», «кто хочет стать отличником»), филфорды, установите соответствие, вставь пропущенную формулу, конструктор названия органических веществ.
- работа с индивидуальным задание на компьютере. Практикум по решению задач;
- виртуальные лаборатории. Возможности компьютера при проведении практических работ безграничны. Хотя не всегда стоит подменять «живой» эксперимент виртуальным.
- проверочные и контрольные работы по изучаемому материалу;
- внеклассная работа (виртуальные экскурсии на химические заводы, моделирование технологических циклов промышленных предприятий);
- творческая, исследовательская работа (создание собственных проектов, создание мультимедийных презентаций, участие в мультимедийных уроках). Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Использование мультимедийного проектора заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты).
Преподаватель, самостоятельно разрабатывая мультимедийные дидактические материалы, может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока, внеклассного мероприятия.
Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, студентов. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание преподавателям и родителям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта.
Подводя итог, можно сказать; компьютер и ИКТ становятся полноправными коллегами преподавателя и достойными проводниками в мир знаний. Приход ИКТ в образовательные учебные заведения позволяет облегчить труд преподавателя, особенно рутинного характера (конспекты урока). Компьютер – хранитель информации, накопленной преподавателем за годы работы. С помощью него, в любой момент, можно получить необходимую дополнительную информацию. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Таким образом, использование информационных технологий способствует обогащению средств, приемов и методов обучения, которые вписываются в систему мер по повышению интереса к предмету, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Безусловно, использование компьютерных технологий делает процесс обучения более живым и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации в образовательном процессе.